Реклама

Na pervuyu stranicu
Cabinet professoraCabinet Professora
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Файл из архива Энвинивен
тел. (095) 182-5900 (Энви)

Внимание! Хранители Арды-на-куличках очень просят переводчика связаться с нами на предмет установления авторства!

Дж.Р.Р.Толкиен. Пpеобpазованные мифы.

Текст восьмой

ОРКИ

Над их природой и происхождением надо поразмыслить еще. Не так-то просто вписать их в теорию и систему.

1) Как показывает история Ауле и гномов, лишь Эру способен создавать существа, обладающие независимой волей и рассудком. Но у орков, похоже, есть и то, и другое: они могут пытаться обмануть Моргота (Саурона), бунтуют против него, осуждают его.

2) ? Поэтому они должны быть извращением чего-то, существовавшего раньше них.

3) Но орки появились, когда людей еще не было. Ауле создал гномов, опираясь на то, что он помнил из Музыки; но Эру не благословил бы созданий Мелькора, дав оркам свободную волю. (Разве что для орков также существует надежда на исцеление, исправление и "спасение"?)

Кроме того, представляется очевидным (см. "Финрода и Андрет"), что, хотя Мелькор мог полностью развратить и погубить отдельную личность, нельзя предполагать, что он мог исказить целый народ, или группу народов, и сделать это состояние наследственым [1]. [Позднее добавлено: "Последнее (если имеет место) может исходить лишь от Эру".]

В этом случае эльфы, в качестве исходного материала, не подходят. А потом, "бессмертны" ли орки, подобно эльфам? А тролли? Во ВК, похоже, довольно отчетливо просматривается мысль, что тролли существовали сами по себе, но Мелькор "пристроил их к делу" [2].

4) Что делать с говорящими зверями и птицами, обладающими речью и разумом? Я довольно легкомысленно взял их из других, менее "серьезных" мифологий, но они играют весьма важную роль, и убрать их уже нельзя. Это, конечно, "исключения", и используются они не так часто, но все же являются неотъемлемой частью этого мира. Все относятся к ним как к чему-то естественному, хотя и не вполне обычному.

Но все по-настоящему "разумные" создания, "говорящие народы" - "человекообразны". Лишь валар и майяр являются носителями разума, которые способны при желании принимать облик любого существа в Арде. Хуан и Соронтар могли бы быть майяр - посланцами Манве [3]. Но, к сожалению, во ВК сказано, что Гваэхир и Ландровал - потомки Соронтара [4].

В любом случае: возможно ли, чтобы даже последние из майяр сделались орками? Да: и за пределами Арды, и в самой Арде, до падения Утумно, Мелькор совратил многих духов: и великих, таких, как Саурон, и меньших, таких, как балроги. Наименее могущественные могли сделаться первыми (самыми сильными и опасными) орками; но, порождая потомство (ср. Мелиан), они становились все более привязанными к своему телу и утрачивали способность возвращаться в состояние духа (даже демона), до тех пор пока смерть (насильственная) не освобождала их; и они утрачивали часть своей силы. Освободившись, они, как и Саурон, разумеется, оказывались "проклятыми", т.е. совершенно бессильными, бесконечно убывающими: они были исполнены ненависти, но все более и более утрачивали способность проявлять ее (быть может, полтергейст и есть такой майя-орк, измельчавший до предела?)

Но опять же: вложил бы Эру fear в подобные создания? В орлов и т.п. - быть может. Но не в орков [5].

Однако, похоже, лучше всего считать, что развращающая сила Мелькора всегда действует - или, по крайней мере, начинает действовать, - на моральном или теологическом уровне. Любое создание, принявшее его как Владыку (а особенно те, кто нечестиво именовал его Отцом или Создателем), вскоре претерпевало извращение во всех частях своего существа: fea увлекала за собой hroa в бездну морготства - ненависти и разрушения. Что касается "бессмертия" эльфов: на самом деле им просто дана невероятно долгая жизнь, и они тоже изнашиваются телесно, постепенно утрачивая силы.

Итак, я считаю, что следует признать, что способность "говорить" не обязательно является признаком обладания "разумной душой", или fea [6]. Орки были человекообразными животными, нарочно извращенными (переделанными) в насмешку над людьми и эльфами, чтобы больше походить на людей. Они не "говорили", а просто "прокручивали" то, что было заложено в них Мелькором. Даже их бунтовские речи, осуждение - он знал обо всем этом. Мелькор научил их речи, и они наследовали ее в процессе дрессировки. Они были не более свободны, чем, скажем, собаки или лошади по отношению к своим хозяевам. Говорили они в основном заученными фразами (как попугаи). Во ВК сказано, что Саурон изобрел для них язык [7].

То же можно сказать о Хуане и орлах: валар научили их говорить, и подняли на более высокий уровень, - но fear у них не было.

Но, возможно, Финрод зашел слишком далеко, утверждая, что Мелькор не может полностью извратить какое-либо создание Эру, и что Эру вмешается (непременно) и ликвидирует это извращение, или же уничтожит свои создания, потому что они испортились и обратились ко злу [8].

Поэтому, как это ни ужасно, остается возможность, что в орках была примесь эльфийской крови [9]. Тогда они могли спариваться даже с животными (бесплодно), а позднее - с людьми. Срок их жизни уменьшился. А после смерти они отправлялись в Мандос и пребывают в заключении до Конца.

См. "Мелькор". Оттуда следует, что воля орков, балрогов и т.п. была частью "рассредоточенной" силы Мелькора. Их дух - дух ненависти. Но ненависть исключает сотрудничество (разве что из-под палки). Отсюда - мятежи, бунты и т.п. - когда им кажется, что Моргот далеко. Орки - животные, балроги - совращенные майяр. Кроме того (NB!), источник воли орков - Моргот, а не Саурон. Саурон - просто один из прислужников Моргота (хотя и более важный). Орки могут бунтовать против него, не изменяя своей неисцелимой связи со злом (Морготом). Ауле хотел любви. Но, конечно, не думал о том, чтобы расточать свою силу. Дать любовь и свободу может лишь Эру. Если это пытается сделать конечный со-творец, он на самом деле хочет лишь абсолютной любви и послушания, которое обращается в механическое повиновение, и становится злом.

Примечания

К вопросу о том, есть ли у орков "душа" ("Письма", Nо153): "Поскольку я считаю (во всяком случае, в своих мифах), что "передать" способность создавать души или духов, т.е., нечто, равное валар (?? по уровню, а не по мощи) невозможно, то, по крайней мере, орки у меня - реальные создания, и Темный Властелин отнюдь не создал, а всего лишь переделал и извратил их всей мощью своей власти. ... В то же время, могли быть и другие "создания", больше похожие на марионеток (только с дистанционным управлением), которыми управляет воля и разум их создателя, или на муравьев, во всем подчиняющихся приказам матки".

В том же письме Толкиен цитирует то, что Фродо говорит Сэму в главе "Кирит Унгол": "Тень, что вывела их, способна лишь надругаться, создавать что-то свое, новое, она не способна. Не думаю, что она дала жизнь оркам - она лишь погубила и испортила их", и продолжает:

"В легендах Предначальных Дней говорится, что Дьявол, должно быть, поработил и испортил часть перворожденных эльфов..."

Он пишет также, что орки "в основе своей - раса "разумных воплощенных" созданий".

[1] В "Атрабет" Финрод говорит: "Но даже во тьме не верили мы, что он [Мелькор] способен одолеть Детей Эру. Он может запугать одного, развратить другого; но переменить судьбу целого рода Детей, лишить их наследия, дарованного Эру, вопреки Его воле... - если он способен на такое, он куда больше и ужаснее, чем казалось нам!.."

[2] Во ВК, в Приложении IV, о троллях сказано: "Вначале, в далекой древности, в сумраке Предначальных Дней, это были тупые, неуклюжие создания, не обладавшие речью, подобно животным. Но Саурон воспользовался ими, научив их тому немногому, чему они могли выучиться, и ??добавив им ума чародейством". В письме, что процитировано в начале "Примечаний", он говорит: "Насчет троллей я не уверен. По-моему, это просто "подделки", и поэтому (хотя здесь я использую элементы старого, варварского мифотворчества, в котором не было "сознательной" метафизики), при свете они снова превращаются в каменные глыбы. Но кроме этих, довольно забавных, хотя и грубых, Каменных троллей, есть и другие, как предполагается6 другого происхождения. Конечно,... если наделяешь троллей речью, то тем самым даешь им способность, которая в нашем мире (вероятнее всего) присуща лишь обладающим "душой".

[3] Заметка в конце текста V, не связанная с его содержанием: "Живые существа в Амане. Подобно тому, как валар Принимали обличье Детей, многие майяр принимали обличье меньших живых существ: деревьев, цветов, животных (Хуан)".

[4] "То были Гваихир Повелитель Ветров и Ландровал, брат его, вели- чайшие из всех Северных Орлов, могущественнейшие из потомков древнего Торондора" ("Возвращение Короля", "Кормалленское поле").

[5] Здесь вставлено примечание, которое начинается так: "Критика 1), 2), 3) выше (т.е., пунктов 1,2,3 этого текста), дальше - туманное упоминание о "последней битве, падении Барад-дура и т.д." во ВК. Судя по всему, Толкиен имел в виду следующий отрывок из главы "Роковая Гора": "Мысль его стряхнула с себя все хитросплетения и тенета страха и предательства, все военные замыслы; и содрогнулось все его царство, и дрогнули рабы его, и воинства его остановились, и вожди его, лишась цели и воли, заколебались и впали в отчаяние. Ибо он забыл о них". И дальше: "У них почти не было воли, когда Саурон не думал о них. Возможно, их попытки обмануть его или взбунтоваться не заходят дальше, чем у таких животных, как собаки и т.п.?"

[6] Ср. конец отрывка из письма в прим. 2.

[7] Приложение IV к ВК: "Говорят, что Черное Наречие изобрел Саурон в Годы Тьмы".

[8] См. цитату из "Атрабет" в прим. 1. Последнего Финрод не утверждал.

[9] Утверждение, что "в орках была примесь эльфийской крови", по-видимому, прямо противоречит всему, что говорилось о том, что орки - не более, чем "говорящие животные", притом, что никаких новых аргументов не приводится.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy
Хранитель: Oumnique