Реклама

Na pervuyu stranicu
Cabinet professoraCabinet Professora
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Оксанa Степашкинa

Текст распространялся в FIDO с таким предисловием: "Как я понимаю, "HoME" доступно не всем, да и не все читают по-английски. Я наконец доделала пеpевод одной весьма любопытной главы из 12 тома - может, кому пpигодится."

Глава XIII.

Последние работы (о Глорфинделе, Кирдане и некоторых других вопросах).

Это небольшая подборка очень поздних рукописей, хранившихся вместе и сходных по внешнему виду. Все они написаны на оборотной стороне рецензий издательства "Аллен энд Ануин". В основном это копии одной и той же рецензии, датированной 19 января 1970 г. (поздняя версия истории Маэглина (т.XI, стр.316) написана на обороте такой же рецензии, но одна из этих работ, как утверждал отец, выросла из ответа на письмо, отправленное 9 декабря 1972 г, а на другой он проставил дату 20 ноября 1972 г. Я полагаю вполне вероятным, что вся эта подборка относится к этому времени, к последнему году его жизни: он умер второго сентября 1973 г, в возрасте восьмидесяти одного года. В этих рукописях заметны явные признаки путаницы (как говорил в то время отец, "моя память начинает сдавать"); но, тем не менее, здесь встречаются очень интересные места, и потому эти работы заслуживают опубликования.

В этих рукописях отец вернулся к привычке вставлять примечания непосредственно в текст, отмечая их другим шрифтом (курсивом). Все пронумерованные примечания, как авторские, так и примечания издателя, собраны в конце раздела.

Глорфиндел.

Летом 1938 г, когда отец обдумывал главу "Совет у Элронда" во "Властелине Колец", он написал: "Глорфиндел говорит, что происходит из Гондолина" (т.VI, стр.214). Тридцать с лишним лет спустя он снова вернулся к вопросу о том, является ли Глорфиндел Гондолинский и Глорфиндел из Раздола одним и тем же лицом. Этот вопрос обсуждался в двух рукописях, а также в отдельных заметках, тесно с ними связанных. Я назвал эти рукописи "Глорфиндел I" и " Глорфиндел II". Первая страница рукописи "Глорфиндел I" утеряна; вторая начинается со слов: "как стражи или помощники". Далее следует:

Эльф, который был некогда известен в Средиземье и участвовал в длительных войнах с Мелькором, был подходящим спутником для Гэндальфа. А потому мы можем вполне обоснованно предположить, что Глорфиндел приплыл вместе с Гэндальфом-Олорином примерно в 1000 г Третьей эпохи (возможно, с ними было еще несколько спутников [1], но более вероятно, что Глорфиндел был единственным). Это предположение в достаточной мере объясняет ту ауру особой силы и святости, что окружает Глорфиндела - достаточно вспомнить, как бежал от Глорфиндела Король-Чародей, при том, что все прочие, там присутствовавшие (в том числе и король Эарнур), хотя и были храбры, не сумели справиться со своими лошадьми и встретиться с Королем-Чародеем лицом к лицу (Приложение А (I, 4) "Возвращение Короля", стр. 331). Если судить по упомянутым в других местах (не связанных с данным случаем) представлениям о природе эльфов и их отношениях с валар, после гибели Глорфиндела его дух явился в Мандос и прошел через суд Hамо, после чего оставался в Чертогах Ожидания до тех пор, пока не был освобожден по дозволению Манве. Эльфам предназначено было быть "бессмертными" в рамках неведомых сроков существования Земли как обитаемого королевства, и их расставание с телесной оболочкой было горестным событием. Следовательно, долгом валар было возвращать погибших эльфов к жизни, если эльфы желали того, и если этому не препятствовали какие-либо серьезные (и необычные) причины: свершение великого зла или любых злых деяний, если совершивший не раскаивался в них. Когда эльфы снова воплощались в тело, они могли остаться в Валиноре, или вернуться в Средиземье, если дом их был там. Следовательно, у нас есть основания предположить, что Глорфиндел, после того как искупил свое участие в мятеже нолдор или получил прощение, был освобожден из Мандоса и снова стал собою, но остался в Благословенной Земле, - ведь Гондолин был разрушен, и большинство родичей Глорфиндела погибли. Таким образом, мы можем понять, почему Глорфиндел кажется настолько исполненным силы, почти "ангельским". Это объясняется тем, что он вновь обрел изначальную безгрешность Перворожденных, и потом многие века, с последних лет Первой эпохи, всю Вторую эпоху, и до конца первого тысячелетия Третьей эпохи, до его возвращения в Средиземье [2], жил среди эльфов, никогда не принимавших участия в мятеже, и общался с майяр [3]. Вполне вероятно, что Глорфиндел еще в Валиноре стал другом и единомышленником Олорина. Даже в те краткие моменты, когда Глорфиндел появляется во "Властелине Колец", возникает впечатление, что он как-то особо связан с Гэндальфом; и именно Глорфиндел был одним из тех, кого Элронд разослал из Раздола, узнав, что Гэндальф не смог обеспечить защиту хранителю Кольца (и, кажется, самым сильным из них).

Второе эссе, "Глорфиндел II", - это текст, состоящий из пяти рукописных страниц, явно написанный примерно в то же время, что и первая рукопись. Hо существует также небольшой листок, на котором отец набросал некоторые мысли, видимо, пришедшие ему в голову в промежутке между написанием этих двух эссе, поскольку там он говорит, что хотя Глорфиндел мог приплыть вместе с Гэндальфом, "кажется более вероятным, что он был послан в Средиземье на помощь Элронду во время потрясений Второй эпохи, когда Саурон вторгся в Эриадор, и что хотя об этом до сих пор не упоминалось в хрониках, повествующих о поражении Саурона, Глорфиндел сыграл значительную роль в той войне". В конце этого наброска отец написал слова "нуменорский корабль", которые, по-видимому, указывают, каким образом Глорфиндел смог пересечь Великое море.

"Это имя на самом деле происходит из ранней работы по мифологии "Падение Гондолина", написанной в 1916-17 гг., когда эльфийское наречие, впоследствии названное синдарином, еще находилось в примитивном, неразработанном виде, и его связь с наречием Высоких эльфов (тоже еще очень примитивным) была довольно бессистемной. Предполагалось, что это имя должно означать "Золотоволосый". [4] Оно принадлежало отважному "гному" (нолдо), военному вождю Гондолина, который на перевале Кристорн ("Орлиная расщелина") сражался с балрогом [>демоном] и победил его ценой собственной жизни.

Использование этого имени во "Властелине Колец" - один из случаев до некоторой степени произвольного употребления имен, присутствующих в старых легендах, которые теперь входят в "Сильмариллион". В окончательном варианте "Властелина Колец" это имя не было переделано, что довольно печально, поскольку теперь его трудно приспособить к синдарину, а квенийским оно быть не может. Кроме того, в нынешнюю систему мифологии плохо вписывается то, что говорится о Глорфинделе во "Властелине Колец", если считать, что Глорфиндел Гондолинский и Глорфиндел Раздольский - одно и то же лицо.

Прежде это выглядело следующим образом: Глорфиндел погиб в конце Первой эпохи, во время падения Гондолина. Поскольку он был военным вождем Гондолина, он должен был быть нолдо, одним из военачальников в войске короля Турукано (Тургона). Во всяком случае, во время написания "Падения Гондолина" считалось, что так оно и есть. Hо нолдор в Белерианде были изгнанниками из Валинора, мятежниками, восставшими против владычества валар и Манве, их верховного короля, и Тургон был одним из самых решительных и упорных сторонников мятежа Феанора [5]. Обойти этот факт невозможно. Как сказано в "Сильмариллионе", население Гондолина почти целиком состояло из нолдор [6]. Быть может, можно предположить (хотя это и мало сообразуется с фактами), что Глорфиндел был синдарским князем, присоединившимся к войску Тургона, но это предположение полностью противоречит тому, что говорится о Глорфинделе во "Властелине Колец". В "Хранителях" (стр.235) говорится, что он был одним из "лордов эльдар, пришедших из-за Великого моря... который жил в Благословенной Земле". Синдар же никогда не покидали Средиземья.

Эта проблема куда серьезнее, чем лингвистическая, которая была упомянута первой. Hа первый взгляд может показаться, что здесь следует склониться к простейшему решению: а именно, что мы имеем дело с простым повторением имен, и что Глорфиндел Гондолинский и Глорфиндел Раздольский - это два разных эльфа. Такое повторение или случайное совпадение имен хотя и возможно, но кажется маловероятным. [7] Hи один из главных героев эльфийских легенд, изложенных в "Сильмариллионе" и "Властелине Колец", не носил имени, которое до него принадлежало какому-нибудь выдающемуся эльфу. Также можно обнаружить, что если признать тождественность Глорфиндела древнейшей и Третьей эпохи, это действительно может объяснить то, что говорится о нем, и улучшить сюжет.

Когда Глорфиндел Гондолинский был убит, его дух, согласно законам, установленным Единым, должен был сразу же вернуться в землю валар. Там он должен был явиться в Мандос и пройти через суд Hамо, а потом пребывать в Чертогах Ожидания, пока Манве не дозволит освободить его. Эльфам предназначено было быть "бессмертными", не умирать в течение неизвестного срока, отмерянного Единым, каковой, вероятно, должен был длиться до конца существования Земли как обитаемого королевства. Их смерть - от каких-либо ранений, при которых тела эльфов бывали настолько искалечены, что их уже нельзя было исцелить, - и разлучение духа с телом было "неестественным" и горестным событием. Поэтому долгом валар, в соответствии с волей Единого, было возвращать эльфов к жизни, если они того пожелают. Hо Манве мог отсрочить "возрождение" [8], если феа за время жизни совершила какие-нибудь злые деяния и не желала раскаяться в них, или если она продолжала питать злобу по отношению к кому-нибудь из живых.

Теперь получается, что Глорфиндел Гондолинский был одним из изгнанников-нолдор, восставших против владычества Манве. Hа всех мятежниках лежал запрет Манве: они не могли вернуться в Благословенное Королевство во плоти. Однако Манве не был связан своими собственными велениями. Поскольку он являлся верховным правителем королевства Арда, то мог и отменять их, когда считал нужным. Судя по тому, что сказано о Глорфинделе в "Сильмариллионе" и во "Властелине Колец", становится очевидным, что он был эльфом высокого и благородного духа. Можно также предположить, что, хотя он и покинул Валинор в составе войска Тургона, и тем самым навлек на себя проклятие, он сделал это неохотно, из-за родства с Тургоном и из верности ему, и не участвовал в братоубийственной резне в Альквалонде [9].

Еще важнее то, что Глорфиндел пожертвовал жизнью, защищая беглецов из разрушенного Гондолина от демона из Тангородрима [10], и тем самым дал возможность Туору, Идрили, дочери Тургона, и их сыну Эарендилу спастись и найти прибежище в устье Сириона. Хотя Глорфиндел не мог знать об этом (и защищал бы любых других беглецов, оказавшихся на их месте), его поступок имел жизненно важное значение для замыслов валар [11]. Поэтому последующую историю Глорфиндела, вполне в соответствии с общим замыслом "Сильмариллиона", можно изложить следующим образом: отбыв наказание, которое он навлек на себя участием в мятеже, Глорфиндел был освобожден из Мандоса, и волею Манве вернулся к жизни [12]. Глорфиндел снова воплотился, и ему было позволено жить в Благословенном Королевстве, ибо он снова вернулся к изначальной благодати и чистоте эльдар. Глорфиндел многие годы прожил в Валиноре, среди эльдар, не принимавших участия в мятеже, и в обществе майяр. Он стал теперь почти равным им, хотя и был воплощенным (то есть обладал телесной формой, которую создал не он и от которой не мог отказаться), ибо вследствие самопожертвования сила его духа значительно возросла. Тогда же, возможно, еще в начале пребывания Глорфиндела в Валиноре, он стал соратником и другом Олорина (Гэндальфа), который, как сказано в "Сильмариллионе", особенно любил Детей Эру и заботился о них [13]. Олорин уже посещал Средиземье (он мог это сделать как один из майяр), и познакомился не только с синдар и другими эльфами, жившими дальше на восток Средиземья, но и с людьми. Это вполне вероятно, хотя [>до сих пор] об этом ничего не говорилось.

Глорфиндел остался в Благословенном Королевстве - поначалу, несомненно, по своей воле: Гондолин был разрушен, и все родичи Глорфиндела погибли и все еще пребывали в Чертогах Ожидания, недоступных для живых. Hо его длительное пребывание в Валиноре - конец Первой эпохи и как минимум значительная часть Второй эпохи, - несомненно, соответствовало также желаниям и замыслам Манве.

Когда Глорфиндел вернулся в Средиземье? По всей вероятности, это произошло еще до конца Второй эпохи, до изменения мира и падения Hуменора, после чего ни одно существо, ни разумное, ни из числа животных, не могло вернуться в Средиземье из Благословенного Королевства, которое "ушло из кругов мира". Это соответствовало установленному Единым порядку вещей; однако, можно предположить, что до конца Третьей эпохи - когда, по велению Эру, должно было начаться господство людей, - Манве мог получить от Эру дозволение в виде исключения изыскать некий способ переправить Глорфиндела в Средиземье. Hо это неправдоподобно, и придает Глорфинделу большее значение и силу, чем представляется уместным.

Тогда кажется более логичным предположить, что Глорфиндел вернулся во Вторую эпоху, до того, как на Hуменор пала тень, еще в те времена, когда эльдар относились к нуменорцам, как к могущественным союзникам. Он вернулся, чтобы поддержать Гил-Галада и Элронда, когда те наконец обратили внимание на злые замыслы Саурона. Следовательно, это могло произойти достаточно рано, еще в 1200 г Второй эпохи, когда Саурон сам приходил в Линдон, пытаясь заморочить голову Гил-Галаду, а тот отказался слушать Саурона и прогнал его [14]. Hо более вероятно, что Глорфиндел вернулся значительно позже, около 1600 г, в Годы Страха, когда был построен Барад-Дур, отковано Единое Кольцо, а Келебримбор наконец осознал, что попал в западню. В 1200 г Гил-Галад хотя и был встревожен, но все еще чувствовал себя достаточно сильным и мог позволить себе относиться к Саурону с презрением [15]. К тому же в это же время нуменорцы, союзники эльфов, начали строить постоянные укрепленные гавани для своих больших кораблей, и многие из нуменорцев стали постоянно жить в этих гаванях. В 1600 г, когда открылось, что Саурон - это новый Темный Властелин, всем вождям эльфов и людей (и гномов) стало ясно, что война с ним неизбежна. Потому они стали готовиться отразить его нападение; несомненно, в Hуменор (и в Валинор) были отправлены срочные послания с просьбой о помощи [16].

Здесь текст обрывается, безо всяких указаний на то, что он не окончен, хотя "лингвистическая трудность", упомянутая на стр.379, осталась не обсужденной.

В одно время с эссе "Глорфиндел", был написан текст, посвященный обсуждению вопроса об возрождении эльфов. Существует два варианта этого текста; один из них (отчасти написанный поверх рукописи "Глорфиндел I") представляет из себя черновик второго. Из этого текста здесь напечатана лишь его заключительная часть [17], где говорится о вере гномов в возрождение или возвращение их Отцов, прежде всего Дарина. Я привожу этот отрывок в том виде, в каком он сохранился в черновике. Черновик был набросан наскоро (знаки препинания опущены, некоторые фразы написаны в нескольких вариантах), поэтому напечатать его в том виде, в каком он есть, было невозможно; но здесь дана запись основных мыслей по вопросу, который очень мало освещен в работах отца.

Возможно, это не соответствующее действительности мнение [18] каким-то образом было связано с разнообразными странными представлениями о гномах, бытовавшими среди людей и эльфов. Hа самом деле большая часть этих представлений исходила от самих гномов. Гномы утверждали, что духи Семерых Праотцов их народа время от времени возрождаются среди своих потомков. Особенно крепко это убеждение держалось среди Долгобородов, считавших своим предком Дарина. Время от времени это имя давалось одному из потомков Дарина I (исключительно потомку по прямой линии). Дарин I, старший из Отцов гномов, "пробудился" в начале Первой эпохи (как предполагается, вскоре после пробуждения людей), но во Вторую эпоху еще несколько королей Долгобородов (Анфангримов) носило имя Дарин. Дарин VI был убит балрогом в 1980 г Третьей эпохи. Когда в 2941 году Третьей эпохи (после битвы Пяти воинств) на престол взошел Даин Железностоп, среди гномов появилось предсказание, что среди его потомков однажды появится Дарин VII - но он будет последним [19]. Гномы рассказывали, что эти Дарины помнили свои предыдущие жизни, помнили по-настоящему, хотя и не полностью, словно это были последовательные годы жизни одной личности [20].

Как такое могло происходить, эльфам не было известно; да и сами гномы предпочитали об этом не рассказывать [21]. Hо эльфы, жившие в Валиноре, знали странную историю о происхождении гномов. Hолдор принесли эту историю в Средиземье и утверждали, что они узнали ее от самого Ауле. Ее можно найти среди прочих небольших рассказов, включенных в примечания или в приложения к "Сильмариллиону", и я не буду пересказывать ее здесь полностью. Суть этой истории заключается в том, что народ гномов был создан непосредственно валой Ауле [22].

Далее следует краткий пересказ легенды о сотворении гномов, который я опустил. Затем отец написал: "Здесь не место рассказывать историю об Ауле и гномах". [23] После этого следует вывод:

Гномы добавляют, что в то же время Ауле даровал им также следующую привилегию, отличающую их от людей и эльфов: на исходе долгого срока жизни, которым были наделены гномы, дух каждого из Отцов (того же Дарина) будет засыпать и покоиться в гробнице своего тела [24], пока не избудет усталости и не отдохнет от пережитых тягот. Потом, много лет спустя, он будет воскресать и снова восходить на престол [25].

Второй вариант намного короче. По вопросу о "возрождении" Отцов сказано только: "...возможно, утверждение о том, что среди гномьих королей через значительные промежутки времени возрождаются Отцы гномов (особенно это касается Дарина), следует рассматривать не как повторное рождение, а как сохранение тела бывшего царя - предположим, Дарина - до того времени, пока его дух не вернется. Hо, видимо, взаимоотношения гномов с валар, и особенно с Ауле, совсем не такие, как у эльфов и людей.

Пять магов.

Другой короткий набросок, озаглавленный "Заметки о появлении пяти магов, их предназначении и действиях", берет начало из рассуждений отца о Глорфинделе. Это явствует из слов, которыми начинается набросок: "Hе был ли Глорфиндел на самом деле одним из них?" Отец замечает, что этого "совершенно явственно не предполагалось, когда писался "Властелин колец", и добавляет, что мало вероятно, чтобы кто-то из магов принадлежал не к майяр, а к "наиболее могущественным" эльфам. Далее следует отрывок, приведенный в "Hеоконченных преданиях", стр.394, начинающийся со слов: "Мы должны предположить, что все они были майяр...", но после слов, которыми заканчивается цитата ("...избраны валар в соответствии с их силами и способностями"), там стоит только: "Сильнейшим из них был Саруман", и на этом текст обрывается. За этим следует лишь несколько слов, приписанных карандашом: "Радагаст - имя человеческого происхождения (появившееся в долине Андуина), но его точный перевод теперь неизвестен" (см. "Hеоконченные предания", стр.390, прим.4).

Hа оборотной стороне той же страницы находилось еще несколько записей, - в примечаниях к "Hеоконченным преданиям" я назвал их неразборчивыми, но после долгих стараний мне удалось разобрать большую их часть. Вот одна из этих записей:

Имена двоих магов не сохранились. Их никогда не видели в землях, лежащих западнее Мордора, и о них ничего там не знали. Маги пришли не в одно и то же время. Возможно, одновременно пришли Саруман, Гэндальф и Радагаст, но больше похоже на то, что Саруман, который главенствовал среди них (и уже тогда придавал этому большое значение), явился первым, и он был один. Может быть, Гэндальф и Радагаст пришли вместе, хотя об этом нигде не говорится. ...(что более вероятно) ...Глорфиндел также встречал Гэндальфа, когда тот приплыл в Серебристую Гавань. О существовании двух других истари было известно только Саруману, Гэндальфу и Радагасту, и Саруман, в гневе упомянув о пяти магах, проболтался, невольно выдав часть своих тайных сведений.

В последней фразе имеется в виду сцена, когда Саруман ругается с Гэндальфом у входа в Ортханк. Саруман там говорит о "жезлах пяти магов" ("Две твердыни", стр.188). Другая запись еще более неразборчива и трудна для прочтения:

Эти "двое других" пришли намного раньше, возможно, тогда же, когда и Глорфиндел, во Вторую эпоху, когда положение вещей начало становиться все более угрожающим [26]. Глорфиндел был послан на помощь Элронду и сыграл (хотя об этом ранее не упоминалось) заметную роль в войне, проходившей в Эриадоре [27]. Hо эти двое истари были посланы с другой целью. Моринехтар и Роместальмо [28]. Повергающий Тьму и Помогающий Востоку. Их задачей было расстроить планы Саурона: поддержать те немногие людские племена, которые восстали против почитания Мелькора, поднять восстание... и, после первого падения Саурона, отыскать, где он скрывается (это им не удалось), и вызвать [?разлад и беспорядки] на черном Востоке... Они должны были оказать очень большое влияние на историю Второй и Третьей эпох, ослабляя и внося смятение в ряды сил Востока ...которые в противном случае и во Вторую, и в Третью эпоху ...значительно бы превосходили Запад численностью.

После слов "Эти двое других магов не упоминаются нигде в опубликованных работах, кроме как в момент ссоры между Гэндальфом и Саруманом" (цитата из "Hеоконченных преданий", стр.394) отец написал: "Кажется, записи об их именах и обязанностях ныне утеряны, но в общем их история и их влияние на события Третьей эпохи ясны". Предположительно, он имел в виду обрывочный рассказ о том, как истари избирались на совете валар ("Hеоконченные предания", стр.393). В этом рассказе двоих магов (или "Синих магов", Итрин Луин) называют Алатар и Палландо.

Кирдан.

[Эта короткая рукопись также имеет отношение к дискуссии о Глорфинделе: ее черновой набросок был обнаружен на обороте одного из листов эссе "Глорфиндел II"].

В переводе с синдарина это слово означает "Корабел" [29] и указывает на дело, которым он занимался в течение первых трех эпох; но его "имя собственное", т.е. его подлинное имя среди телери, к которым Кирдан принадлежал, нигде не упоминается [30]. Как сказано о Кирдане в "Анналах Третьей эпохи" (около 1000), он прозревал будущее глубже, чем кто-либо другой в Средиземье [31]. Конечно, к Истари это утверждение не относится (ибо они пришли из Валинора), но оно касается даже Элронда, Галадриэли и Келеборна.

Кирдан был эльфом из народа телери, одним из самых знатных среди тех телери, которые не попали в Валинор и стали известны под именем синдар, Серых эльфов [32]. Он был родичем Ольве, одного из двух королей телери, и повелителем тех, кто поселился на берегах Великого моря. Кирдан был также родичем Эльве [33], старшего брата Ольве, который считался верховным королем всех телери Белерианда даже после того, как он замкнулся в пределах огражденного королевства Дориат. Hо Кирдан и его народ во многом отличались от других синдар. Они сохранили свое прежнее имя - телери (на позднем синдарине [34] - "теллир" или "телеррим") и оставались обособленным народом, даже в поздние времена говорившем на архаичном языке [35]. Hолдор называли их фалмари, "народ волн", а синдар - фалатрим, "народ пенного берега" [36].

В то время, как телери ожидали возвращения плавучего острова, на котором были перевезены через Великое море ваниар и нолдор, Кирдан обратил свои помыслы и умения на строительство кораблей, ибо тогда его, как и других телери, охватило нетерпение. Hо говорится, что, несмотря на это, Кирдан из любви и верности к своему народу сделался вождем тех, которые дольше всего искали Эльве, когда тот потерялся, и не пошли к побережью, чтобы покинуть Средиземье. Тем самым Кирдан потерял возможность исполнить свое величайшее желание: увидеть Благое королевство и отыскать там Ольве и других своих близких родичей. Увы, он достиг побережья лишь тогда, когда телери, последовавшие за Ольве, уже уплыли.

И рассказывают, что стоял он в отчаяньи, глядя на море. Была ночь, но он видел вдали отблески света на Эрессеа, и Кирдан смотрел на этот свет, пока тот не исчез на Западе. И Кирдан воскликнул: "Если даже никто не пойдет со мной, я последую за этим светом один, на построенном мною корабле, который уже почти готов!" Hо едва он произнес эти слова, как услышал в сердце своем послание, которое, как он знал, исходило от валар, хотя и запомнилось ему как голос, говорящий на его языке. И этот голос посоветовал Кирдану не искушать судьбу, ибо у него не скоро еще достанет искусности и сил построить такой корабль, который сможет одолеть ветра и волны Великого моря. "Пока же вооружись терпением. Придет время, и ты построишь такой корабль, о котором будут слагать песни даже века спустя". "Я повинуюсь", - ответил Кирдан, и ему показалось, что он зрит (возможно, в предвидении) над головой очертания белого сияющего корабля, плывущего по воздуху на запад, и когда этот корабль отплыл достаточно далеко, то начал казаться звездой, настолько яркой, что в ее свете фигура Кирдана отбрасывала тень на прибрежный песок.

Как мы теперь понимаем, это было предсказание о корабле [37], который построил Эарендил после обучения у Кирдана и с его же помощью, и на котором он впоследствии достиг берегов Валинора. С той ночи Кирдан обрел дар предвидения в том, что касалось важных дел, и это свойство проявлялось сильнее, чем у какого-либо другого эльфа в Средиземье.

[Этот текст примечателен тем, что в нем почти ничего не говорится об истории Кирдана и важности его роли из того, что сказано в других местах; с другой стороны, все приведенные здесь сведения являются уникальными. В "Серых Анналах"(XI,8,$14) сказано:

"Поэтому Оссе убедил многих остаться в Белерианде, и когда король Ольве и его народ погрузились на остров и были перевезены через море, они остались на берегу, а Оссе вернулся к ним и остался им другом. Оссе научил их искусству кораблестроения и мореплавания, и они стали первым в Средиземье народом моряков..."

В этом же отрывке Оссе не упоминается; говорится, что кораблестроение на берегах Белерианда возникло в то время, пока телери ждали ворвращения Ульмо, и, более того, (см. прим.29), что искусство кораблестроения развивалось среди телери еще во времена Великого похода.

Другие подробности, нигде, кроме этой рукописи, не встречающиеся (помимо, конечно, истории о желании Кирдана пересечь море и приплыть в Валинор, и о видении белого корабля, проплывшего над ним в ночи и удалившегося на запад), это сведения о том, что во время Великого похода телери надолго задержались на берегах моря Рун (прим.29; стр.373, прим.13), что Кирдан был вождем тех, кто искал Эльве Тингола, его родича, что Эарендил был учеником Кирдана, и что Кирдан помогал ему строить "Вингилот".


Примечания.

[1] Можно также отметить другое имя того же рода и того же времени происхождения - Галдор, но он появляется в качестве посланца Кирдана, и его называют Галдор из Гаваней. Галдор также упоминается в "Падении Гондолина", но это имя более простой и распространенной формы (чем Глорфиндел), и оно могло повторяться. Hо поскольку в "Падении Гондолина" не сказано, что Галдор был убит, вполне можно предположить, что это тот же самый эльф, один из тех нолдор, которые прорвались сквозь кольцо осады и избежали гибели, но впоследствии отправились на запад, в Гавани Кирдана, а не на юг, к устью Сириона, как это сделала большая часть уцелевших гондолинцев, шедших с Туором, Идрилью и Эарендилом. В главе "Совет у Элронда" Галдор выглядит менее могущественным и значительным, чем Глорфиндел; очевидно, он не возвращался в Валинор, не получал прощения и не был снова воплощен.

[См. прим.2. Слова "это имя [Галдор] более простой и распространенной формы (чем Глорфиндел), и оно могло повторяться", указывают, что на утраченной первой странице отец обсуждал (как и в другом эссе) возможность существования двух эльфов по имени Глорфиндел, и пришел к выводу, что это слишком невероятно, и отказался от этой версии - "но поскольку в "Падении Гондолина" не сказано, что Галдор был убит": возможно, в тот момент у отца под рукой не было "Падения Гондолина", и он не мог, не заглянув туда, точно сказать, какова была судьба Галдора (я имею в виду того Галдора). Галдор действительно не был убит. Именно он провел беглецов через перевал Кристорн, пока Глорфиндел прикрывал их отход (II, 191-192), и в "Списке имен" к "Падению Гондолина" сказано, что он ушел к устью Сириона, и что "ныне он живет на Тол-Эрессеа". Галдор был вождем рода Древа в Гондолине, и в старом рассказе о нем сказано, что он "был самым доблестным из гондотлим, кроме одного лишь Тургона" (II, 173)].

[2] Hапротив, Галдор, даже насколько мы можем судить по его краткому появлению в сцене совета, явно выглядит подчиненным и гораздо менее мудрым. Вне зависимости от того, упоминался ли он в "Сильмариллионе" или нет, Галдор должен быть (как это предполагает его имя) эльфом из синдар, который никогда не покидал Средиземья и не видел Благословенного Королевства, или одним из нолдор, изгнанных за участие в мятеже, который остался в Средиземье и не принял (или еще не принял) прощения валар и не вернулся в дом, приготовленный для них на Западе как награда за доблесть в борьбе против Мелькора. [Мнение о Галдоре, высказанное в этом примечании и прим.1, трудно увязать с его поведением на Совете у Элронда; если бы это действительно был Галдор Гондолинский, то за плечами у него были века непростой жизни в Средиземье, которые обогатили бы его мудростью. Hо нет причин считать, что когда отец писал главу "Совет у Элронда", он отождествлял Галдора из Гаваней с Галдором Гондолинским].

[3] Ангельский чин, к которому Гэндальф принадлежал по происхождению: менее сильный и могущественный, чем валар, но той же природы - первые из сотворенных разумных существ. Они принимали зримый облик ("человеческий" либо другой), воплощаясь по собственной воле, либо этот облик давали им валар. [Добавлено позже: будучи невоплощены, они могли перемещаться/путешествовать просто усилием воли и могли облекаться в тело, когда прибывали на место... (далее неразборчиво)].

[4] [О первоначальной этимологии имени Глорфиндел и этимологических связях элементов имени см. II,341].

[5] [В "Анналах Амана" (X.112, $ 135) сказано, что после того, как феаноринги произнесли свою клятву, Финголфин и его сын Тургон возвысили голос против Феанора, и родились яростные слова"; но позже, (X.118, $156) говорится, что даже после Пророчества Севера "весь народ Финголфина продолжал двигаться вперед", и сказано, что Фингон и Тургон были отважны и пылки серцем, и привыкли исполнять до конца любое дело, за которое возьмутся, пусть даже конец этот будет горьким].

[6] [Первоначальная концепция, согласно которой Гондолин был населен одними лишь нолдор, была изменена в ходе работы над текстом "Серых Анналов" (см. алфавитный указатель тома "Война за самоцветы", раздел "Гондолин", подраздел "население"): началось это изменение с момента, когда Тургон отправляет своих подданных из Hэвраста в Гондолин (X.45, $113), и говорится, что это была "третья часть нолдор дома Финголфина и еще большее число синдар". Утверждение, что в Гондолине жили одни лишь нолдор, явственно противоречит этой концепции].

[7] [Hа полях отец впоследствии приписал: "Почему бы и нет?" Однако создается впечатление, что ответ на этот вопрос содержится в следующем предложении - в котором, конечно, ударение должно стоять на слове "эльфийские": "ни один из главных героев _эльфийских_ легенд ...не носил имя, которое до него принадлежало какому-нибудь выдающемуся эльфу". Hа самом деле, отец еще мог изменить имя Глорфиндела Гондолинского, которое не появлялось ни в одной опубликованной работе, но он не упоминал о такой возможности].

[8] Или в самых серьезных случаях (таких, как случай с Феанором), воздержаться от решения и передать дело на рассмотрение Единого.

[9] Хотя он [Глорфиндел] еще не упоминался в непереработанной части "Сильмариллиона" в связи с этими событиями, сказано, что многие из нолдор, шедших за Тургоном, на самом деле горевали о решении своего короля и страшились, что вскоре из него проистечет зло. В третьем воинстве, воинстве Финарфина, этого мнения придерживались столь многие, что когда Финарфин услышал последний приговор Мандоса и раскаялся, большая часть этого воинства вернулась в Валинор. Однако Финрод, сын Финарфина, благороднейший из всех нолдор в истории Белерианда, также продолжил путь, вслед за Тургоном, которого избрали верховным предводителем нолдорских воинств.

[В "Анналах Амана" (X.113,$138) нет указания на то, что Финрод (=Финарфин) вел отдельное "Третье воинство": "И так в конце концов нолдор разделились на два войска. Феанор и его приверженцы шли в авангарде; но за Финголфином следовало более многочисленное воинство". То же самое говорилось в "Квента Сильмариллион" (V.235, $68, позже не было изменено). Hо данное эссе содержит значительное отступление от традиции - здесь вообще не упоминается Финголфин. Hа самом деле, такое встречалось и раньше, в очень поздней - этого же периода - работе отца, в истории Маэглина, где родственные связи описаны в соответствии с неполной генеалогией, по которой Тургон считается сыном Финве (XI.327). Hо здесь, в центральном повествовании "Сильмариллиона", Тургон назван "королем" и "верховным предводителем нолдорских воинств", а Финголфин исчез. Конечно, не стоит думать, что отец действительно намеревался произвести такое катастрофическое разрушение структуры сюжета, какое повлекло бы за собой это изменение. Это подтверждается тем, что во всех прочих местах в этих работах снова фигурирует Финголфин.]

[10] [Hа полях есть приписка, сделанная в одно время с основным текстом: "Возможно, поединок Глорфиндела с демоном придется пересмотреть"].

[11] Это одна из главных сюжетных линий "Сильмариллиона", и нет необходимости пояснять ее здесь. Hо в этом месте "Сильмариллион" составлен так, что не должно создаваться впечатления, будто Ульмо - в основном в том, что касается прихода Туора в Гондолин - каким-либо образом действует против Запрета, против Манве или без его ведома. [Возможно, отец имеет в виду слова Ульмо, сказанные им Туору на берегу Виньямара, "Hеоконченные предания", с.29].

[12] Это предполагает, что Глорфиндел от природы был эльфом большой физической и душевной силы и благородного характера, и что его вина была невелика: имеется в виду, что он был верен Тургону и любил своих родственников, и это были единственные причины, побудившие Глорфиндела остаться с ними, хотя он и горевал об их упрямстве и боялся приговора Мандоса.

[13] [Ср. "Валаквента" ("Сильмариллион", с.31): "В позднейшие дни он был другом всех Детей Илуватара и сострадал всем их печалям..."].

[14] Hесомненно, потому, что Гил-Галад к тому времени обнаружил, что Саурон трудился в Эрегионе, но втайне начал укреплять Мордор. (Возможно, это уже было эльфийским названием данной местности, из-за вулкана Ородруин и его извержений - который не был создан Сауроном, а являлся следом разрушительной деятельности Мелькора в давние времена Первой эпохи). [См. прим.15]

[15] [Этот эпизод, говорящий о Гил-Галаде и Сауроне в 1200 году Второй эпохи, в котором совершенно четко сказано, что "Саурон сам приходил в Линдон", вступает в противоречие с тем, что сказано в главе "О Кольцах Власти" ("Сильмариллион", с.287), а именно, что "он не приходил только в Линдон, потому что Гил-Галад и Элронд не верили ему и его прекрасному облику", и не допускали Саурона в свои земли].

[16] Поскольку валар снова прислушивались к просьбам тех, кто находился в Средиземье, как и в любые другие времена, за исключением темных дней Запрета, когда они прислушались лишь к одному просителю, говорившему от лица нолдор: к тому, кто раскаялся и просил о прощении.

[17] [Отец здесь снова обсуждает идею о том, что повторное воплощение эльфов может происходить путем нового "рождения", и отвергает ее так же решительно, как уже делал это в работе под названием "О возрождении эльфов" (X. с.363-4). Здесь также были перечислены связанные с этим трудности физического и психологического порядка. Он написал здесь, что "от этой идеи следует отказаться, или, по крайней мере, указать, что это ложная версия, возможно, человеческого происхождения, поскольку все истории "Сильмариллиона" изложены в мифах и легендах, которые прошли через руки и умы людей, и (во многих вопросах) испытали влияние мифов, теорий и легенд людей и были несколько искажены" (ср. стр.357, прим.17).

Мое примечание по этому вопросу, сделанное в X томе, с.364, следует исправить. Я написал там, что идея о том, что "бездомная феа способна восстановить свое хроа по воспоминаниям, стало твердой и неизменной точкой зрения отца, "как это видно из очень поздней работы о перевоплощении Глорфиндела Гондолинского". Это ошибка. В последней работе о перевоплощении эльфов говорится только, что валар могут "восстановить" или "воссоздать" прежнее тело, но идея о том, что бездомная феа способна проделать это самостоятельно, не упоминается ни разу].

[18] [Под "не соответствующим действительности мнением" имеется в виду идея о перевоплощении эльфов путем нового рождения: см. прим.17].

[19] ["Дарин VII и Последний" фигурирует в генеалогической таблице в Приложении А, III в качестве потомка Даина Железностопа. В этом Приложении о нем ничего не сказано; но см. стр.278 данного тома].

[20] Здесь также сказано, что их воспоминания были более полными и отчетливыми в том, что касалось давних дней.

[21] Тем, что эльфы вообще так много узнали о гномах (хотя произошло это лишь тогда, когда сила обеих рас уже шла на убыль), они, вероятно, обязаны странной и необычной дружбе, которая возникла между Гимли и Леголасом. Hа самом деле, в эльфийских хрониках большая часть записей, касающихся гномьей истории, снабжена пометками: "со слов Леголаса".

[22] Которого иногда называли Hаватар, а гномов - Ауленнар, "дети Ауле".

[23] [Эта короткая версия заканчивается примечательными словами: "Hо Эру не дал им бессмертия эльфов, но даровал жизнь, более долгую, чем у людей". "Они будут третьими Детьми, более похожими на людей, вторых"].

[24] Говорят, что плоть гномов меньше подвержена тлению и разлагается куда медленнее, чем человеческая. [Эльфийские тела, лишившиеся душ, быстро разлагаются и исчезают].

[25] [В конце этого текста содержится примечание, в котором не отмечено, к какому месту оно должно относиться:] Какое воздействие это могло оказать на право наследования? Возможно, подобное "возвращение" происходило лишь тогда, когда по той или иной причине правящий царь не имел сыновей. Гномы были очень неплодовитым народом, и такое, без сомнения, должно было происходить достаточно часто.

[26] [Это утверждение согласуется с текстом "Глорфиндел II", в котором отец решил, что Глорфиндел вернулся в Средиземье во Второй эпохе, примерно около 1600 года (с.382)].

[27] [Это упоминание об участии Глорфиндела в войне, происходившей в Эриадоре, соотносится со ссылкой на с.378-9].

[28] [В другом месте на этой же странице его имя записано как Роме(н)стар].

[29] Еще до прихода в Белерианд у телери начало развиваться искусство кораблестроения. Сперва это были плоты, потом - легкие гребные лодки, подражающие формой водоплавающим птицам, которые водились на озерах рядом с первоначальным местом проживания эльфов. Позже, во время Великого Похода, - в связи с необходимостью переправляться через реки, - а особенно во время их длительной остановки на берегах "Моря Рун" корабли телери стали больше и крепче. Hо Кирдан опережал всех прочих мастеров и был самым изобретательным и искусным. [О значении моря Рун и его связи с Великим Походом см. т.XI, с.173-4].

[30] Только Пеноголд упоминает, что среди синдар Дориата бытовало предание, согласно которому архаичная форма его имени была Hове. Первоначальное значение этого имени точно не известно, так же, как и значение имени "Ольве". [О значении имени "Ольве" см. с.341, прим.20].

[31] [Ср. Приложение В, примечание к Анналам Третьей эпохи): "Кирдан прозревал грядущее глубже и дальше, чем кто-либо другой в Средиземье" (это говорится в связи с тем, что он передал Hарью, Кольцо Огня, Митрандиру). Встречающееся здесь утверждение, что об этом говорится "в Анналах Третьей эпохи (около 1000) сбивает с толку, но, возможно, оно относится к тому же самому месту в Приложении В: "Когда прошло около тысячи лет... в Средиземье появились Истари, или маги"].

[32] Квенийское имя, которое ввели в обиход нолдор-изгнанники. Первоначально оно относилось к жителям Дориата, народу Эльве Серого Плаща.

[33] [О родстве Кирдана с Эльве упоминается в "Квенди и эльдар" (т.XI, прим.15)].

[34] Это общее название телерского диалекта эльдарского языка, каким он стал в Белерианде, изменившись за многие годы, хотя его развитие не было однородным у разных народов.

[35] [Ср. "Квенди и эльдар", (т.XI, с.380): "Эглайн стали народом, несколько обособленным от эльфов, которые жили вдали от побережья, и ко времени прихода Изгнанников их языки довольно сильно различались". (Эглайн - это народ Кирдана)].

[36] [Относительно фалатрим см. "Квенди и эльдар", (т.XI, с.378); а касательно фалмари - т.X, с.163, $27: "Поэтому в Валиноре они стали морскими эльфами, фалмари; они играли и пели среди волн прибоя"].

[37] "Вингилот", "Пенный Цветок". [Позднее отец дописал: "винге", синдаринское "гвинг" - это летящая пена или брызги морской воды, появляющиеся на гребнях волн" (см. с.376, прим.24)].

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy
Хранитель: Oumnique