Stolica.ruРеклама

Na pervuyu stranicu
Cabinet professoraCabinet Professora
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Перевод Tern

J.R.R.Tolkien

ПОВЕСТЬ ЛЕТ

Повесть лет, развиваясь, соответствовала последовательным этапам в создании Анналов. Я до сих пор не помещал ее в Историю Средиземья (X.49), так как ценность ее для повествования о Древних Днях очень невелика, кроме конца последней (написанной после Властелина Колец) ее версии, когда она действительно становится ценным источником; здесь необходимо дать хотя бы самый краткий ее анализ.

Самая ранний вариант - это рукопись, озаглавленная ╚Повесть Лет╩, в которой в очень сжатой форме даются основные события Древних Дней. Все даты полностью совпадают с теми, которые приводятся в текстах, созданных до Властелина Колец: ╚Поздние Анналы Валинора╩ и ╚Поздние Анналы Белерианда╩ (АВ 2 и АБ 2). Поскольку Повесть Лет была написана как дополнение к упомянутым версиям Анналов, и в то же самое время ничего к ним не добавляла, я не включил ее в V том.

Много позже была создана новая версия Повести Лет, и здесь речь пойдет именно о ней. Она относится к периоду работы над Анналами, которая велась в 1951(-2), результатом которой были Анналы Амана и Серые Анналы. Впоследствии отец перепечатал этот текст на машинке, но несомненно, что он относится к тому же периоду.

Текст рукописи этой версии (такой, каким он был изначально написан) очень разборчив, но в нем много исправлений, интерполяций, и во многих местах он переписан наново; поскольку в то время это была рабочая хронология отца, даты, особенно в первой, валинорской части, менялись так часто, с путаными сдвигами вперед и назад, что понять эволюцию хронологии чрезвычайно трудно. Весьма важным, поскольку мы коснулись валинорской части, является то, что даты в первоначальной рукописи Повести Лет практически совпадают с датами в первоначальном варианте Анналов Амана; имодификация хронологии в этих текстах шла параллельно. В случае ААм я отметил (X.47-8), что с таким количеством изменений, внесенных в даты, практически невозможно сделать больше, чем просто дать окончательную хронологию, а в случае Повести Лет эволюция еще более сложна. В результате, часть хронологии Повести Лет сама по себе имеет незначительную ценность; имеется, однако, ряд моментов, которые необходимо отметить.

В первоначальном варианте рукописи Древние Дни начинались с пробуждением эльфов: ╚Так начинаются Древние Дни, или Первая Эпоха Детей Илуватара╩; но ╚Древние Дни╩ были вычеркнуты и больше в рукописи не появлялись. В дальнейшем в Повести Лет отмечена разница в применении термина ╚Древние Дни╩ - в том, что касается их окончания (разница, которая, насколько я знаю, больше нигде не встречается): после записи, относящейся к 1500 году ╚Финголфин и Инглор пересекли Пролив Льда╩ (эта дата дана в Серых Анналах, стр. 29) в рукописи говорится:


Некоторые считают, что здесь заканчиваются Древние Дни по новому летосчислению. Но большинство мудрых называют ими также годы войны с Морготом, до его низвержения. До этих пор Квеннар Онотимо завершил летосчисление. Далее следует продолжение, которое Пенголод создал на Эрессэа.


В машинописном тексте этот фрагмент был сохранен, но с некоторыми изменениями: ╚Здесь заканчиваются Древние Дни, с новым летосчислением Времени, согласно мудрым из Валинора. Но мудрые народа нолдор называют ими также годы войны с Морготом...╩.

Квеннар Онотимо появляется в Анналах Амана (см. X.49), где его цитируют , как источник фрагмента о летосчислении. Этот фрагмент был помечен для перенесения в Повесть Лет, и появляется в рукописи (одна из ее страниц воспроизведена во фронтисписе к X тому, Кольцо Моргота) новой начальной части работы, написанной в такой великолепной форме, что не удивительно, что работа над ней не продвинулась далеко.

Авторство Анналов претерпело множество изменений. В раннем варианте Анналов Валинора (АВ 1, IV.263) автором называется Пенголод, так же, как и в Анналах Белерианда (АБ 1), но вскоре появляется версия о том, что автором первой части АВ был Румил, и что работа была только завершена Пенголодом: в АВ 2 часть, написанная Румилом, заканчивается возвращением в Валинор тех нолдор под предводительством Финрода (Финарфина), которые не продолжили путешествие на север после Проклятия Мандоса (см. V.116, 123). Фактически, в начальной части Анналов Амана (X.48) говорится, что они ╚были написаны Квеннар-и-Онотимо, который владел многими знаниями, и узнал также много от Румила; но еще больше от Пенголода╩. Во второй версии этой части, однако, упоминается только Румил: ╚Здесь начинаются Анналы Амана, которые написал Румил╩. В разборчивой рукописи начальной части Повести Лет, которая упоминается выше, нет ссылки на авторство (кроме упоминания Квеннара Онотимо как автора отрывка о летосчислении).

Осталось упомянуть еще несколько пунктов, касающихся содержания этой части. В записи, относящейся к 1125 году (X.83) рукопись гласит: ╚Первые из Эльдар достигают Белерианда. Они полны великого страха перед морем и долго отказываются двигаться дальше. Оромэ отправляется в Валинор за советом╩. Этот фрагмент не был исправлен, но в машинописной версии на его месте появляется следующая запись: ╚Первые из Эльдар достигают берегов Средиземья и той страны, которую позднее называли Эгладором. Большей ее частью был Белерианд╩. Это явно относится к одной из надписей Эгладор, добавленных к карте: см. стр. 186, ╖14; но заключительная фраза непонятна.

В связи с этим запись, относящаяся в рукописи к 1150 году гласит: ╚Наконец Телери войска Ольве также отправляются за море. Друзья Эльве остаются: это Эглат, Позабытые, или Синдар (Серые эльфы). Слово Эглат можно найти и в записи, относящейся к этому году в ААм (X.85); но в рукописи Повести Лет оно было впоследствии изменено на Эглим, в то время как в машинописи это Эглир: кажется, ни один из этих вариантов больше нигде не встречается (см. стр. 365, 379).

И, наконец, запись, относящаяся к 1497 году, начинается словами ╚Моргот нападает на Серых эльфов Белерианда из нового укрепления в Ангбанде╩. На этом этапе Ангбанд все еще считается построенным на руинах Утумно (см. ╖35 и комментарий, стр. 15, 111). Отец сделал пометку карандашом в машинописной версии (относящейся к периоду до возвращения Моргота из Валинора в 1495 году): Слишком мало было времени у Моргота, чтобы построить Ангбанд╩, и также ╚Времени было слишком мало, должно было пройти не меньше 10 или 20 лет по летосчислению Валар╩. Это потребовало внесения значительных изменений в хронологию; и, возможно, это решение послужило причиной возникновения более поздней версии о том, что Утумно и Ангбанд - это разные крепости, находящиеся в разных местах, но обе они были в древние дни построены Морготом (X.156, ╖12).


О более поздней, или Белериандской части Повести Лет можно мало что сказать, кроме ее последних записей. Хронология здесь такая же, как и в Серых Анналах, включая переработанные версии происхождения Гондолина и Эола, и короткие записи (согласующиеся с СА в том, что и там и там вместо Гальдора Галион, и Глиндур вместо Маэглина) немного добавляют к основному тексту. Необходимо отметить только одно: в записи, относящейся к 495 году, отец добавляет к рукописи следующее: ╚Туор покидает Дорломин, и год живет в Фаласквиле╩. Пять последних слов были впоследствии вычеркнуты. В Падении Гондолина Фаласквиль - морская бухта, где Туор прожил некоторое время (II.152); она также нанесена на карту (см. стр. 181, ╖5). Скорее всего, оба эти дополнения были сделаны в то время, когда отец работал над поздним вариантом Повести о Туоре, и перечитывал старый вариант (что он действительно делал, II.203); но в позднейшей версии истории Туора Фаласквиль не появляется.

Последующие очень немногочисленные изменения - это появление радикально измененной легенды о Приходе Эдайн, изменение форм имен на более поздние, и дополнения к истории Турина.

Но с того момента, когда Серые Анналы обрываются, Повесть Лет становится основным источником сведений о конце Древних Дней, и фактически единственным с того времени, как был завершен Властелин Колец, хотя, к сожалению, неадекватным. В рукописном оригинале(который я назову ╚А╩), записи, начиная с 500 года и до конца, очень краткие, близко следуют первому (написанному до Властелина Колец) варианту Повести Лет (см. стр. 342): отец явно имел его перед глазами, и просто скопировал его, сделав записи более подробными, не внеся ни новых событий, ни дат, которых не было бы в АБ 2 (V.141-4). Однако будет лучше привести текст записей, относящихся к тем годам, в том виде, в каком он был первоначально написан.

500 Рождение Эарендила в Гондолине.

501 Создание Наугламира. Ссора Тингола с гномами.

502 Гномы нападают на Дориат. Тингол сражен, его королевство пало. Мелиан возвращается в Валинор. Берен уничтожает войско гномов у Ратлориэль.

506 Вторая Братоубийственная Резня.

507 Падение Гондолина. Смерть короля Тургона.

508 Уцелевшие эльфы начинают собираться в устьях Сириона.

524 Туор и Идрил отправляются за море.

525 Начало путешествия Эарендила.

529 Третья, и последняя, Братоубийственная Резня.

533 Эарендил прибывает в Валинор.

540 Последние свободные Эльфы и остатки Отцов Людей выбиты из Белерианда и находят убежище на острове Балар.

547 С Запада приходит войско Валар. Фионвэ сын Манвэ высаживается в Белерианде с большим войском.

550-597 Начинается последняя война Древних Дней и Великая Битва. В этой войне Белерианд разрушается. В конце концов Моргот повержен и Ангбанд уничтожен. Моргот взят в плен и два Сильмарилла возвращены.

597 Маидрос и Маглор, последние оставшиеся в живых сыновья Феанора, похищают Сильмариллы. Маидрос гибнет. Сильмариллы утеряны в огне и море.

600 Эльфы и Отцы Людей покидают Средиземье и уходят за море.

Здесь заканчивается Первая Эпоха Детей Илуватара.

Единственное, чем данный текст существенно отличается от АБ 2 или начальной версии Повести Лет, этодополнения к записи, относящейся к 540 году, когда фраза ╚последние свободные эльфы находят убежище на острове Балар╩ дополняется словами ╚и уцелевшие Отцы Людей╩, и к записи, относящейся к 600 году, о том, что Отцы Людей покидают Средиземье вместе с эльфами и уходят за море.

В следующем отрывке, который я назову ╚В╩, в ╚А╩ внесено множество изменений, исправлений и интерполяций; я привожу здесь текст именно в этой форме, настолько, насколько это необходимо.

501 Возвращение Хурина.

502 После семи лет службы в Гондолине Туор берет в жены Идрил. Создание Наугламира.

503 В Гондолине рождается Эарендил. Гномы нападают на Дориат. Тингол сражен, его королевство пало. Мелиан отдает Наугламир Берену и Лутиэн, и отправляется в Валинор. Келегорм и Куруфин уничтожают войско гномов в Ратлориэль; они приходят в ярость, не обнаружив там Сильмарилл. Диор отправляется в Дориат.

505 (Весна) Вторая смерть Берена, умирает и Лутиэн. Диор Наследник Тингола носит Сильмарилл [вычеркнуто: и отправляется в Дориат].

509 (Весна) Вторая Братоубийственная Резня. Ульмо предупреждает Гондолин последний раз.

510 Падение Гондолина в День Середины Лета. Смерть короля Тургона.

511 Уцелевшие эльфы начинают собираться в устьях Сириона.


В оставшихся записях изменены некоторые даты, но содержание изменено незначительно; поэтому нет надобности повторять здесь текст А.

533 Дата прихода Эарендила в Валинор меняется несколько раз, соответственно > 536 > 540 > 542.

547 Дата прихода войска Валар изменена на 545.

550-597 Даты ╚последней войны Древних Дней╩ изменены на 545-587, и после последних слов добавлено: ╚Анкалагон сражен Эарендилом и все драконы, кроме двух, уничтожены╩.

597 Эта дата изменена на 587.

600 Эта запись перенесена на 590, и добавлена фраза: ╚Моргот извергнут из Арды во Внешнюю Тьму╩.

Фраза ╚Здесь заканчивается Первая Эпоха Детей Илуватара╩ изменено на ╚Здесь, с уходом Мелькора, заканчиваются Древние Дни, соответственно летосчислению мудрых; здесь заканчивается и Первая Эпоха...╩

Поспешно внесенные дополнения и изменения в записи, относящейся к 503 году (в ╚А╩ к 502) показывают новые основные повороты в истории, такой, какой она была изложена во всех версиях: повести о Науглафринге (II.138), Наброске мифологии (IV.33), Квенте (IV.134) и АБ 2 (V.141). В первом варианте тем, кто с войском эльфов напал из засады на гномов у Сарнатрада, и захватил Наугламир, в который был вправлен Сильмарилл, был Берен, восставший из мертвых; теперь же те, кто сражался в битве у Сарнатрада - это Келегорм и Куруфин, но Сильмарилла там нет, так как Мелиан, забрав его из Менегрота, отдает его Берену и Лутиэн, находящимся в Оссирианде. В старом варианте Гвенделин (Мелиан) приходит в землю Живых Мертвых после битвы и гневается, увидев, что Лутиэн носит Ожерелье Гномов, потому что оно сделано из проклятого золота, и сам Сильмарилл осквернился, будучи вправленным в корону Моргота; в то время как в Наброске (вероятно) и в Квенте (точно) именно Мелиан предупреждает Берена о приближении гномов, возвращающихся из Дориата, и дает возможность подготовить засаду (впоследствии, когда Ожерелье Гномов было возвращено, ее предупреждение касалось Сильмарилла).

Введение в повествование Келегорма и Куруфина, вероятно обусловлено изменениям, внесенным в текст; сначала отец добавляет к первоначальной записи (╚Берен уничтожает войско гномов у Ратлориэль╩) слова ╚и ранен в битве╩, относящиеся к Берену (Повесть, II.237: ╚Берен получил множество ран╩). Затем он сразу меняет слова ╚Берен уничтожает╩ на ╚Келегорм и Куруфин уничтожают╩ и ╚ранен в битве╩ на ╚приходят в ярость, не обнаружив там Сильмарилл╩.

В первоначальной записи в варианте ╚А╩ ╚у Ратлориэль╩ было просто ошибкой (вместо ╚в╩); но замена ╚у Сарнатрада в Ратлориэль╩ выглядит странно, потому что Сарнатрад был бродом не через эту реку (Аскар), а через Гелион, и так и оставался им в более поздней версии, хотя название было изменено (см. стр. 335).

Вычеркивание записи о возвращении Диора в Дориат в 505 году предшествовало его включению в запись, относящуюся к 503 году. Там не было упоминания о последующем предупреждении Ульмо (509) до прихода Туора в Гондолин. О дополнении, относящемуся к 545-587 году, касающегося Анкалагона, см. V.329, ╖18; а об окончании Древних Дней ╚согласно летосчислению мудрых╩ см. стр. 343.


Третьим этапом было выбрасывание большой части рукописи, относящейся к периоду с 400 года и почти до конца, и замена ее новой версией (╚С╩), которую я привожу здесь, и которая покрывает тот же период, начиная с возвращения Хурина из Ангбанда: это разборчивый текст с внесенными туда позднее некоторыми изменениями в датах (эти изменения в основном повторяют даты варианта ╚В╩).

501 Хурин возвращается из плена. Он приходит в Нарготронд и забирает сокровища Глаурунга.

502 Создание Наугламира. Ссора Тингола и гномов.

503 Гномы Белегоста и Ногрода нападают на Дориат. Тингол сражен, его королевство пало. Гномы уносят Драконье золото, но Мелиан бежит, уносит с собой Наугламир и Сильмарилл, и отдает их Берену и Лутиэн. Затем она возвращается в Валинор; но Лутиэн носит Сильмарилл. Куруфин и Келегорм, услышав о разграблении Менегрота, устраивают гномам засаду у бродов Аскара и наносят им поражение; но гномы бросают золото в реку, которую затем назовут Ратлориэль. Велика была досада сыновей Феанора, когда они обнаружили, что с гномами не было Сильмарилла; но они не осмелились напасть на Лутиэн. Диор возвращается в Дориат и восстанавливает там королевство.

504 (> 502] Диор берет в жены Идрил Келебриндал из Гондолина, дочь Тургона.

505 [> 503] Рождение в Гондолине Эарендила Полуэльфа (весна). Ночью Диору в Дориат посланец приносит Сильмарилл, и Диор носит его; его властью Дориат на время возрождается. Верили, что в этом году умерли Лутиэн и Берен, потому что никто никогда о них больше не слышал; возможно, что Сильмарилл ускорил их конец, потому что пламень красоты Лутиэн, когда она его надевала, был слишком силен для смертных земель.

511 [> 509] Вторая Братоубийственная Резня. Сыновья Феанора нападают [напали] на Диора; он гибнет; гибнут также Келегорм, Куруфин и Крантир. Сыновья Диора Элдун и Элрун оставлены в лесах умирать голодной смертью. Элвинг бежит и вместе с Сильмариллом приходит к устьям Сириона. Ульмо посылает последнее предупреждение Гондолину, последнему из эльфийских королевств; но после резни в Дориате Тургон не вступает в союз ни с кем. Маэглин, сын Эола, сын сестры Тургона, был схвачен в холмах и предал Гондолин Морготу.

512 [> 510] Падение Гондолина. Смерть короля Тургона.

513 [> 511] Туор и Идрил приводят Эарендила и тех, кто выжил после падения Гондолина, в устья Сириона.

527 [> 530] Эарендил берет в жены Элвинг. На Туора находит Беспокойство Ульмо. Туор и Идрил отправляются за море, и больше о них никто никогда не слышал.

528 [> 530 > 534] Начало путешествия Эарендила. [Вставка] 528 [> 532] Рождение Элронда и Элроса, сыновей-близнецов Эарендила.

532 [> 534 > 538] Третья, и последняя, Братоубийственная Резня. Гавани Сириона разрушены, и Элронд и Элрос, сыновья Эарендила, попадают в плен, но Маидрос заботится о них и берет на воспитание. Элвинг уносит Сильмарилл и в обличии птицы является Эаренделу [>Эарендилу].

536 [> 540 > 542] Эарендил прибывает в Валинор.


Здесь заканчивается замещение отрывка ╚С╩. В записях ╚С╩, относящихся к 400-499 (которые здесь не приводятся), этот текст настолько близок во всех датах и деталях повествования к Серым Анналам, что его нельзя считать независимым документом; и Повесть Лет начинает опять, так сказать, превращаться в ╚Анналы╩. Что касается вышеприведенных записей, где мы доходим до тех событий, которые не рассматриваются в СА и для которых АБ 2 являются более поздним источником, то досадно, что отец не стал развивать эту тему, и не дал более подробного описания того, что же случилось с Келегормом и Куруфином у Сарн Атрада, о возрождении Дориата и Второй Братоубийственной Резне.

Здесь я добавлю несколько примечаний по некоторым пунктам.

503 Брод, у которого гномам была устроена засада, теперь не называется, но это по прежнему брод через Аскар, а не Гелион (см. стр. 347). Утверждение о том, что ╚гномы бросают золото в реку╩ отличается от истории, рассказанной в Наброске и Квенте (где это делают Берен и Зеленые эльфы), и является, вероятно, сознательным возвращением к повести о Науглафринге (II.237), в которой золото бросают в реку вместе с телами гномов, которые его носили, или же его бросают туда гномы, пытаясь достичь берега.

505 С изменением датировки этой записи все повествование о завоевании Дориата, битвы у брода, прихода Диора в Дориат, смерти Берена и Лутиэн, появления Сильмарилла у Диора, укладывается в один год - 503. - Кратковременное возрождение Дориата Диором ранее не связывалось с Сильмариллом; ср. с тем, что говорится о пребывании его в Гаванях Сириона (стр. 361, 354). О возможной связи Сильмарилла и смерти Берена и Лутиэн (хотя и имеющей под собой совершенно другие основания, чем те, которые приводятся здесь) см. IV.63, 190.

511 О судьбе сыновей Диора - ср. с АБ 2 (V.142), где говорится, что они ╚были взяты в плен жестокими спутниками Маидроса, и те оставили их умирать от голода в лесах; но Маидрос пожалел о жестоком поступке и искал их, но тщетно╩. - Кажется вероятным, что когда упоминалось, что Тургон не вступал в союз ни с кем, имелось в виду ╚ни с кем из сыновей Феанора╩; ср. Квента (IV.140): ╚Известие о падении Диора, наследника Тингола, принес Тургону Торндор, и после этого Тургон не внимал словам горя, что доносились из-за пределов его королевства; и поклялся он никогда не выступать на стороне ни одного из сыновей Феанора╩.

528 (вставка) О сообщении, что Элронд и Элрос были близнецами, см. V.152. В Родословной Элроса (Неоконченные сказания, стр. 218) говорится, что Элронд родился за 58 лет до начала Второй Эпохи: это соответствует дате, приводимой здесь (532) и окончанию Первой Эпохи в 590 году (стр. 346).


Наконец мы подходим к отрывку ╚D╩ Повести Лет, машинописи Повести Лет; но прежде чем обратиться к записям, начинающимся с возвращения Хурина, необходимо упомянуть еще о двух записях, сделанных карандашом, и повествующих о событиях, которые произошли немного раньше:

497 Диор берет в жены           из Зеленых эльфов > Диор берет в жены Нимлот.

500 Рождение двух сыновей-близнецов Диора, Элруна и Элдуна.


Существует отдельное примечание, касающееся первой из этих двух записей (фактически, оно записано на оборотной стороне листа с текстом о Драконьем шлеме Дорломина, упомянутом на стр. 140, 143):

Рождение Диора (в Тол Галене?) в 470. Он появляется в Дориате после его разрушения, Мелиан радушно принимает его и его жену Элулин из Оссирианда.

Относительно этого примечания смотри стр. 353, год 504. Четвертая буква в имени Элулин не совсем понятна. - К тому же, имя супруги Диора дается и как Линдис: см. стр. 351, 353.

В опубликованном Сильмариллионе используется имя Нимлот (см. стр. 234, где говорится, что она была ╚родственницей Келеборна╩), поскольку оно появляется в серии эльфийских генеалогий, которую можно датировать декабрем 1959 года (стр. 229). В этой таблице приводятся потомки Элве (Тингола) и его младшего брата Элмо, о котором говорится, что он ╚был очень любим Элве и остался с ним╩. На одной стороне таблицы (потомки Элве) супруга Диора Элухила (наследника Тингола) - Нимлот, ╚сестра Келеборна╩. Соответственно на другой стороне сын Элмо - Галадон, и двое его сыновей, Галатил и Келеборн, ╚принц Дориата╩, и дочь Нимлот, супруга Диора Элухила. Но в той же самой таблице Нимлот, супруга Диора, предстает также как дочь Галатила (поэтому в первом случае она приходится троюродной сестрой Диору, а в другом, более позднем, четвероюродной сестрой Элвинг). Из небрежных карандашных пометок, сделанных на этой странице, становится ясным, что отец не пришел к окончательному выводу, и похоже, что более поздним вариантом был тот, где Нимлот приходится Келеборну племянницей. Я сослался на эту генеалогию в Неоконченных сказаниях, стр. 233, но не упомянул об альтернативной версии о том, что Нимлот была сестрой Келеборна.

Что касается второго из двух дополнений к машинописи, о рождении Элдуна и Элруна в 500 году, см. стр. 257 и 300, примечание 16.


Теперь я привожу здесь заключительные записи машинописи Повести Лет. Заключительная часть этого текста написана от руки, и удобнее разделить эти две части на ╚D 1╩ и ╚D 2╩.

501 Хурин освобожден из плена. Он приходит в Нарготронд и забирает сокровища Глаурунга. Он приносит сокровища в Менегрот и бросает их к ногам Тингола.

502 Из сокровищ Глаурунга отобран Наугламир, и в него вправляют Сильмарилл. Тингол ссорится с гномами, создавшими для него Ожерелье.

503 Гномы Белегоста и Ногрода нападают на Дориат. Король Элу Тингол сражен, его королевство пало. Мелиан уходит, уносит с собой Наугламир и Сильмарилл, и отдает их Берену и Лутиэн. Затем она покидает Средиземье и возвращается в Валинор. Куруфин и Келегорм, услышав о разграблении Дориата, устраивают гномам засаду у бродов Аскара, когда те несут Драконье золото в горы. Гномы были разгромлены и понесли большие потери, но они бросают золото в реку, которую поэтому позже назвали Ратлориэль. Велик был гнев сыновей Феанора, когда они узнали, что с гномами не было Сильмарилла; но они не осмелились напасть на Лутиэн. Диор возвращается в Дориат и с старается возродить королевство Тингола. В этом году, или, согласно другим источникам, годом раньше, Туор берет в супруги Идрил Келебриндал, дочь Тургона из Гондолина; год спустя, весной, рождается Эарендил Полуэльф. [Позднее этот параграф был выброшен со словами Нужно перенести на 502.] Осенью этого года посланец приносит Диору в Дориат Сильмарилл.


Здесь машинописный текст D 1 внезапно обрывается в начале страницы, но затем какое-то время идет текст, очень небрежно написанный от руки (D 2), хотя он и не доходит так далеко, как версия С (которая в свою очередь не доходит так далеко, как В).


503 Рождение в Оссирианде Элвинг Белой, дочери Диора.

504 Диор возвращается в Дориат, и с помощью Сильмарилла восстанавливает его, но Мелиан уходит в Валинор. Диор теперь открыто носит Наугламир и Камень.

505 Услышав, что Сильмарилл находится в Дориате, сыновья Феанора устраивают совет. Маидрос сдерживает братьев, но они отсылают Диору послание с требованием вернуть Камень. Диор на него не отвечает.

506 Келегорн побуждает братьев начать войну, и они готовят нападение на Дориат. Зимой они неожиданно являются туда.

506-507 В дни между июнем и июлем Диор сразился с сыновьями Феанора на восточных границах Дориата, и был побежден. Также пали Келегорн (от руки Диора), Куруфин и Карантир. Жестокие слуги Келегорна хватают сыновей Диора (Элруна и Элдуна) и оставляют их умирать от голода в лесу. (Об их судьбе точно ничего не известно, но говорили, что птицы помогли им добраться до Оссира). [Примечание на полях: Маидрос, раскаиваясь, пытается разыскать детей Диора, но тщетно]. Госпоже Линдис и Элвинг удается бежать с Ожерельем и Драгоценным Камнем и добраться до Оссира. Оттуда, узнав о слухах, Линдис бежит в гавани Сириона.

509 Маэглина берут в плен шпионы Мелькора (Саурона?).

510 Середина Лета. Гондолин атакован и разграблен из-за предательства Маэглина, который раскрыл тайну его местонахождения.

511 Изгнанники из Гондолина (Туор, Идрил, Эарендил и др.) достигают Сириона, который начинает процветать под влиянием Сильмарилла.

512 Сыновья Феанора узнают о расцвете Новых Гаваней, и о том, что там находится Сильмарилл, но Маидрос отрекается от своей клятвы.

525 На Туора находит Беспокойство Ульмо, он строит корабль Эарамэ и отплывает на Запад, вместе с Идрил (и Воронве?), и больше ни в одном предании о них ничего не говорится.

527 Маидрос и его братья (Маглор, Дамрод и Дириэль) страдают из-за неисполненной клятвы.


Здесь, на середине последней страницы, текст заканчивается. Ниже следуют комментарии.


501 В первоначальном варианте истории о приходе Хурина в Менегрот в Повести о Турамбаре (II.114-15) он с ╚отрядом╩ или ╚войском╩ ╚диких эльфов╩ приносит сокровище Нарготронда в многочисленных мешках и ящиках, и они ╚бросают сокровище к ногам короля╩. Также и в Наброске мифологии (IV.32) ╚Хурин бросает золота к ногам Тингола╩, однако не упоминается, как именно золото было доставлено в Дориат; но в Квенте (IV.132) говорится, что ╚Хурин пришел к Тинголу и искал у него помощи, и слуги Тингола принесли сокровище в Тысячу Пещер (о неудовлетворительности этой версии см. IV.188). В АБ 2 (V.141) говорится, что ╚Хурин принес золото Тинголу╩. Также см. стр. 258.

503 Напротив фразы ╚гномы Белегоста и Ногрода нападают на Дориат╩ отец поставил карандашом Х и только два слова - ╚не могли╩: т. е. гномы не могли пройти через Завесу Мелиан. Согласно более ранним источникам, магическая защита была нарушена стараниями эльфа-предателя (в Повести) или эльфов (в Наброске и Квенте), но после Квенты этот вопрос больше не поднимался. В связи с этим нужно упомянуть о странице с небрежными записями, такими, какие отец часто делал, размышляя об истории в целом, связанными с ╚Сагой о Турине╩ (например, ╚Нужно упомянуть о Белеге и его луке тогда, когда Турин впервые встречает его╩, и Турин должен предать Гвиндора - потому что этим героем, во всех отношениях человеком доброжелательным, добрым и верным, руководят эмоции, особенно гнев...╩); и здесь же написано, хотя и вне всякой связи, следующее:


В Дориат не могло войти вражеское войско! Нужно каким-то образом продумать вариант о том, как Тингола выманили или заставили вести войну за пределами королевства, и там он был сражен гномами. Затем Мелиан уходит, и гномы разрушают Дориат, не защищенный завесой.


Слова ╚не могли╩ могли также относится к записи за 503 год в Повести лет одновременно с этим.

История о Келегорме и Куруфине, которые устроили гномам засаду у ╚бродов Аскара╩ повторяется без изменений - она та же, что и в версии С (стр. 348). Там есть ссылка на похожий вариант (только там это был Карантир, а не Келегорм и Куруфин) в тексте ╚О Галадриэль и Келеборне╩, написанном после Властелина колец. Он был опубликован в Неоконченных сказаниях как ╚пересказ╩, причем были выбраны те моменты, которые подходили по тематике к этому разделу книги; и в фрагменте (стр. 235), в котором говорилось, что Келеборн не любил гномов, и никогда не мог простить им разрушения Дориата (╚забыв о роли Моргота (приведшего в ярость Хурина) и собственной вине Тингола╩), отец предполагает (а не утверждает), что участие в нападении принимали только гномы Ногрода, и что они ╚почти все были перебиты Карантиром╩.

Однако, как оказалось, это не было его окончательной точкой зрения. В письме за 1963 год (Письма, ╧247, стр. 334) он пишет, что мог ╚предвидеть╩ одно из событий Древних Дней, в котором принимали участие энты:


Это было в Оссирианде... Берен и Лутиэн жили там некоторое время после возвращения из мертвых. Берен более не появлялся среди смертных, за исключением одного раза. Он перехватил армию гномов, спускавшихся с гор, которые ограбили королевство Дориат и сразили короля Тингола, отца Лутиэн, и несли большую добычу, включая ожерелье Тингола с вправленным в него Сильмариллом. И была битва у брода через одну из Семи Рек Оссира, и Сильмарилл был возвращен... Кажется ясным, что Берену, у которого не было войска, помогли энты - и это не способствовало дружбе между энтами и гномами.


Тут необходимо отметить, что снова появляется старый вариант истории о том, что гномы забрали Наугламир из Менегрота.

Под -лориэль в слове Ратлориэль отец написал карандашом: лорион (первоначальным вариантом названия этой реки был Ратлорион), но затем он это вычеркнул и написал маллен sc. Ратмаллен (ср. Ратмалад (?) на карте, стр. 191, ╖69).

504 Возвращение Диора в Дориат в D 1, машинописной версии, относилось к 503 году. - В версиях В и С (стр. 346-7) Мелиан приносит Сильмарилл Берену и Лутиэн в Оссирианд и затем отправляется в Валинор, и об этом же говорится в D 1 (стр. 350). В цитируемой записи в D 2, год спустя, снова говорится, что Мелиан ушла в Валинор, и предполагается, что она была в Дориате, когда туда пришел Диор; ср. с примечанием, которое цитируется на стр. 350: ╚Диор ... появляется в Дориате после того, как тот был разрушен, и Мелиан его радушно принимает его╩. Это тот же вариант, что и в АБ 1 (IV.307) и АБ 2 (V.141-2). Но поскольку записи очень сжатые, точно в этом быть уверенным нельзя.

506-507 Оссир: Оссирианд. - О тщетных поисках Маидросом Элруна и Элдуна см. стр. 349, год 511.

Госпожа Линдис: жена Диора всюду упоминается как Линдис (см. стр. 257). Фраза ╚Оттуда, узнав о слухах, она бежит в гавани Сириона╩ вероятно означает, что Линдис услыхала о том, что те, кто спасся после падения Гондолина, достигли Гаваней (событие, записанное в этом тексте под 511 годом).

510 История о том, что месторасположение Гондолина было раскрыто Морготу Маэглином, была впоследствии изменена: см. стр. 272-3 и примечание 30.

511 Ср. Квента (IV.152): ╚казалось им, что в драгоценном камне заключен дар блаженства и исцеления, которые снизошли на их дома и их корабли╩; то же самое говорится и в АБ 2 (V.143).

512 То, что ╚Маидрос нарушает клятву╩, было зафиксировано в АБ 2 (V.142); в этой и в последующих записях отец очень близко следовал этому тексту (D 2 весь основывается на нем).

525 Является примечательным предположение, что Воронве сопровождал Туора и Идрил в их путешествии на Запад. Он (Бронвег / Воронве) был сначала спутником Эарендила (IV.38, 150). Ср. Слова Туора, обращенные к нему в более поздней Повести о Туоре (Неоконченные сказания, стр. 33): ╚далеко от Тени уведет тебя твоя долгая дорога, и надежда твоя вернется к Морю╩.

Было бы интересно узнать, когда была написана заключительная часть рукописи D 2. Похоже, что она, вместе с некоторыми из исправлений и дополнений, внесенными в эту рукопись, принадлежит к ранним записям, особенно в том, что касается истории Турина, и тут можно предположить, что эти записи относятся к периоду, когда отец работал над Нарн. Но это не точно; и если это так, примечательным является тот факт, что основой для этих записей послужили ранние, написанные еще до Властелина Колец, анналы.



Примечание к 22 главе ╚Разрушение Дориата╩ в опубликованном ╚Сильмариллионе╩.

Кроме ряда незначительных деталей в неопубликованных фрагментах текстов и примечаний, все то, что отец когда-либо писал на тему о разрушении Дориата, известно: это первоначальная версия, рассказанная в Повести о Турамбаре (II.113-15) и Повести о Науглафринге (II..221), Набросок мифологии и Квента (IV.132-4, вместе с комментарием 187-91), а также небольшое количество сведений, которые можно почерпнуть из Повести Лет и нескольких поздних ссылок (см. особенно стр. 352-2). Если сравнить эти материалы с историей, изложенной в Сильмариллионе, то сразу видно, что последняя претерпела значительные изменения, и что некоторые существенные моменты в ней не имеют никакого обоснования в записях отца.

Что касается старого варианта, то там было несколько очевидных проблем. Если бы отец вернулся к этому вопросу, он бы, несомненно, нашел другое решение, чем то, которое было изложено в Квенте: как сокровище Нарготоронда попало в Дориат? В этом варианте проклятие, которое Мим наложил перед смертью на золото, ╚легло на них. Все спутники Хурина умерли или полегли в ссорах по дороге; но Хурин пришел к Тинголу, и искал у него помощи, и слуги Тингола перенесли сокровище в Тысячу Пещер╩. Как я говорил в IV.188, ╚этот жест теряет смысл, если Хурин посылает короля за золотом, из-за которого тот впоследствии будет унижен╩. Мне кажется более вероятным (но это только предположение) что отец намеревался убрать упоминание об изгнанниках из старого варианта Повести (II.113-15, 222-3), как о тех, кто нес сокровище (но оставить жестокую битву между ними и эльфами Тысячи Пещер): в отрывочных записях в конце Странствий Хурина Асгон и его спутники вновь появляются после несчастья в Бретиле и идут вместе с Хурином в Нарготронд (стр. 306-7).

Как бы отец поступил с поведением Тингола по отношению к гномам, нельзя сказать. Эта история была изложена целиком только однажды, в Повести о Науглафринге, в которой поведение Тинвелинта (предшественника Тингола) совершенно отличается от последующей концепции поведения короля (см. II.245-6). В Наброске не упоминается ничего, кроме того, что гномы ╚были изгнаны, не получив платы╩, тогда как в Квенте ╚Тингол ... поскупился с обещанным вознаграждением за их работу; и были сказаны между ними обидные слова, и в палатах Тингола произошла битва╩. Кажется, в более поздних текстах (во всех версиях Повести Лет употребляется одна и та же фраза: ╚Ссора Тингола с гномами╩) нет ни ключа, ни намека на это, если только не усмотреть его в словах из текста Галадриэль и Келеборн на стр. 353: Келеборн в своих взглядах на разрушение Дориата игнорировал роль, сыгранную Морготом и ╚собственную вину Тингола╩.

Похоже на то, что в Повести Лет отец не решил окончательно вопрос, как войско гномов проникло в Дориат через Завесу Мелиан, но приписка ╚не могли╩ напротив этого места в версии D показывает, что по этой причине он считал невозможным ход событий таким, каким он его описал. В другом месте он набросал возможное решение (см. там же): ╚Нужно каким-то образом продумать вариант о том, как Тингола выманили или заставили вести войну за пределами королевства, и там он был сражен гномами. Затем Мелиан уходит, и гномы разрушают Дориат, не защищенный завесой╩.


В истории, изложенной в Сильмариллионе, изгнанники, которые отправились с Хурином в Нарготронд, не упоминаются, так же, как и проклятие Мима; и единственное сокровище, которое Хурин приносит из Нарготронда - это Наугламир, который, как здесь предполагается, был сделан гномами для Финрода Фелагунда, и который тот ценил больше всех других сокровищ Нарготронда. Хурин предстает здесь наконец-то освободившимся, после встречи с Мелиан в Менегроте, от заблуждений, в которые ввел его Моргот. Гномы, которые вправили Сильмарилл в Наугламир, делали в Менегроте и другие работы, и Тингола убили они; власть Мелиан была снята с Нелдорета и окрестностей, и Мелиан исчезла из Средиземья, оставив Дориат незащищенным. Засада и поражение гномов у Сарн Атрад снова приписываются Берену и Зеленым эльфам (согласно письму отца за 1963 год, которое цитируется на стр. 353, где он, однако, пишет, что ╚у Берена не было войска╩), и, следуя тому же источнику, вводятся энты, ╚Пастухи деревьев╩.

Эта история не была задумана легко и просто, а была результатом длительных экспериментов с альтернативными версиями. В этой работе основную часть выполнил Гай Кей, и написанное мною появилось в значительной мере благодаря нашим с ним беседам. Было и остается очевидным, что этот шаг отличался от всех других моих ╚манипуляций╩ с текстами, написанными отцом, в ходе подготовки книги: даже в случае с историей о падении Гондолина, к которой отец никогда не возвращался, кое-что могло быть домыслено без внесения радикальных изменений в повествование. В то время мне казалось, что в истории о разрушении Дориата в ее существующем виде были элементы, совершенно несовместимые с замыслом ╚Сильмариллиона╩, и что я стоял перед неизбежным выбором: отбросить эту идею, либо изменить всю историю в целом. Сейчас я думаю, что это была ошибочная точка зрения, и что несомненные трудности могли и должны были быть преодолены без того, чтобы я в такой значительной степени не превысил свои редакторские функции.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam



Na pervuyu stranicy
Хранитель: Oumnique