Форум Арды-на-Куличках  

Вернуться   Форум Арды-на-Куличках > Университет Минас-Тирита > Исторический факультет

Исторический факультет История Арды, раннего средневековья Европы, а также античности. Включая мифологию.

Ответить
 
Возможности Вид
Пред. 26.02.03, 11:34   #1
Kurt
old timer
 
Аватарка Kurt
 
На форуме с: 01.2003
Откуда: Bielarus' - my Mirkwood!
Сообщений: 496
Kurt is an unknown quantity at this point
SUMMA CONTRA ORCOR: к вопросу о тотальном уничтожении орков

SUMMA CONTRA ORCOR:
к вопросу о тотальном уничтожении орков

(Первый вариант этой статьи был написан в ходе спора на Су. Толкин весной 2001 года)
Перевод с английского – Kurt, если не указано обратного.


1. Введение
1.1 Почему орки?

Но полно говорить о нем.
Он был врагом и сдох врагом.
Н. Некрасова

Впервые тема орков и отношения к ним появилась в ходе разговоров с поклонниками Н. Перумова, яростно обличавшими "эльфийско-нуменорский фашизм" и новый "Миф 20-го века" - "Властелин Колец", "призывающий к уничтожению разумных рас". Оправдание орков постепенно переходило в оправдание Саурона и Моргота, закономерно приобретавшего черты Прометея-освободителя.
Примерно те же мировоззренческие проблемы возникали, насколько можно было судить по разговорам он- и офф-лайн, и у значительной части собственно толкинистского интернет-сообщества. Слезы над участью "оклеветанной эльфами разумной расы" текли потоком.
В общем, в толкинистском и околотолкинистском фэндоме шла пресловутая "болтовня… насчет того, насколько хороши мои "хорошие люди", добры ли они и милосердны, и не обижают ли вдовицу" (Дж. Р. Р. Толкин, Письмо 183, перевод Серой Коалы). Это положение показалось мне ненормальным. Орки явно не тянули на "вдовицу", разум орков я никогда не считал сколько-нибудь весомым оправданием их существования (как и куда более продвинутый разум драконов, балрогов и различного рода "агентов Смитов"), а попытки изыскать хоть какие-то черты политкорректности в отношении героев "Властелина Колец" и "Хоббита" к подобным разумным расам были неубедительны и попросту смешны.

1. 2. Методология
Я - приверженец обычного литературоведческого изучения проблемы, а так как наиболее ярко и законченно концепция Толкина представлена во "Властелине Колец" (в первую очередь) и "Хоббите", а черновики (в том числе и все варианты "Сильмариллиона") так и остались, к сожалению, недоработанными черновиками, "размышлениями с пером в руке", то именно поэтому черновики достоверны (в вопросе т.н. "реконструкции истории Арды") лишь в той степени, в которой соответствуют и не противоречат "Властелину Колец" и "Хоббиту" - произведениям законченным и напечатанным при жизни Толкина.
Что касается применения довольно распространенного в околотолкинистской тусовке т.н. "исторического метода", который состоит в рассмотрении текстов Толкина как существующих помимо писателя "исторических источников", то автор данной статьи заявляет о своем абсолютном неприятии подобного подхода. Его применение - лишь своеобразная игра (о чем прямо говорил Могултай на ДО АНК), результаты которой варьируются от довольно приемлемых (если играющий бережно относится к концепции Толкина) до абсурдных. Поэтому данный метод не дает "условно объективного" знания даже в рамках этой "игры в историков Средиземья". Так, например, мой старый оппонент и апологет "исторического метода" Дм. Виноходов пришел к "научно обоснованному" заключению, что орки лишь "эльфийский этнос", ничем принципиально от остальных эльфов не отличающийся.

Характерный пример - толкование известной цитаты о том, что в битве при Дагорладе все живые существа разделились на два лагеря и сражались друг с другом, и только эльфы бились на одной стороне. Ретивые "историки" сразу истолковали ее как признание того, что орки разделились и сражались как за Саурона, так и на стороне Свободных народов, сделав на основании этого множество самых разнообразных "научных выводов". При этом было достаточно лишь заглянуть в так ими любимую (дающую такое широкое поле для безответственных рассуждений и больного воображения некоторых "исследователей") "Историю Средиземья", чтобы узнать, что Толкин на определенном этапе просто не считал орков живыми существами.

Мне как историку-специалисту странно видеть, что некоторые люди выдают результаты своих штудий в рамках "исторического подхода" за некую мифическую "настоящую историю Средиземья".
При этом отмечу, что специального литературоведческого образования я не имею, и прошу считать нижеследующий текст мнением обычного читателя, изучавшего литературу и методы литературоведения в пределах университетских курсов литературы, источниковедения и историографии. Пусть профессиональные филологи, лингвисты и литературоведы в случае чего меня поправят.


1.3 Орки: основные значимые проблемы.
Для определения того, как нужно относится к оркам, нужно ответить на несколько вопросов.
Основной из них - какие они?
В данном случае имеются в виду особенности их внутренней, духовной сущности и отличия этой самой сущности от остальных, нормальных естественных рас Средиземья. Естественно, этот вопрос так или иначе связан с происхождением орков.
В данном случае происхождение орков нас интересует лишь в той степени, насколько оно объясняет их приобретенные (по сравнению с исходным "доорочьим" состоянием) под властью Моргота свойства.
Еще раз повторю - по сути дела нам не важно, из кого конкретно сделаны орки (хотя этот вопрос также будет нами рассмотрен). Нам важно определить степень опасности для остальных народов Средиземья, которую представляют орки.
Замечу сразу, что если признать за орками права нормальных народов и предположить возможность их исцеления имеющимися в Средиземье средствами, то и в этом случае все, что нам остается, - "геноцид" или "этноцид", ведь после исцеления орков не будет существовать как народа/расы (их "этнические/расовые" признаки исчезнут). Будут - люди, животные и т.д., в зависимости от той или иной версии происхождения.
Применяя набившую оскомину аналогию моих оппонентов с Третьим Рейхом (в данном случае уместную, ибо нами выше сознательно сделано допущение о "равенстве" орков и остальных), всем излечивающим грозит за это как минимум Нюрнберг (см. материалы в кн. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: документы и материалы. - М., 1965-1967. 1-3 т. - об ассимиляции французов в Эльзасе и Лотарингии, об онемечивании поляков и др.) Вот какой абсурд выходит, если считать орков народом, равным людям или эльфам, и при этом указывать на необходимость их исцеления.
Итак, главное в нашем случае - определить, как заметил однажды Дм. Виноходов, "метафизические свойства" орков. Однако, это не только и не столько наличие\отсутствие у них души. Это также свойства и особенности этой души (при наличии оной) в орочьем теле, возможность осуществления ею Свободы воли.


2. Глава 1. Версии происхождения орков.
Мы имеем несколько версий того, из кого путем искажения Моргот вывел орков (заметим, что в поздних работах Толкина присутствует именно эта, и никакая другая формулировка - breeding of orcs, более ранний вариант - making of orcs): из плененных эльфов (от чего Толкин впоследствии отказался) и\или людей, из животных. Орками могли также становится различного рода падшие духи. Эти версии мы и рассмотрим ниже.

2.1 Орки - големы.
Эта версия является одной из самых ранних, если не наиболее ранней. Толкин пишет, что "они были сделаны из камня" и являлись "spawn of earth".
"Квента Сильмариллион": "Там плодились бесчисленные орды его зверей и демонов, он создал там расу орков, и они росли и множились в недрах земли. Их Моргот сделал из зависти и в насмешку над Эльфами, они были сделаны из камня, а их сердца – из ненависти. Гламхот, орды ненависти, называли их Нолдор."
("There countless became the hosts of his beasts and demons; and he brought into being the race of the Orcs, and they grew and multiplied in the bowels of the earth. These Orcs Morgoth made in envy and mockery of the Elves, and they were made of stone, but their hearts of hatred. Glamhoth, the hosts of hate, the Gnomes have called them". History of Middle-earth, Vol.5, P.233)
Однако и в гораздо более позднем черновике 1969 года (приведен вместе с текстом Х "Измененных мифов", предположительно датируемым 1960 годом) Толкин пишет о существовании големообразных "поглощенных" (absorbed) орков, которые долгое время подчинялись непосредственно воле Моргота и выполняли мгновенно любые его мысленные приказы. Такими были гарнизоны крепостей Моргота и "отряды его армий, приготовленные для выполнения особых военных задач". При этом основная часть орков не находилась под постоянным непосредственным управлением Моргота.
Как пишет Толкин, "другие изначально независимые существа, в том числе и люди (но не эльфы и не гномы), также могли принять такое состояние." (HoME, Vol. 10, P.421-422)

2.2 Орки - воплотившиеся злые духи.
Мы имеем сведения о том, что "многочисленные слабые и сильные злые духи", совращенные Морготом, могли принимать облик орков. "Oблекаясь в плоть, они становились все более и более ограничены этой формой, не в состоянии вернуться к первоначальному spirit-state (даже в виде демона)" (Text VIII, МТ). Несомненно, что количество этих духов не было большим (хотя это только предположение), однако количество их "отпрысков" на самом деле нам неизвестно. "Моргот развратил/испортил/растлил множество духов, великих, как Саурон, менее сильных, таких как балроги. Самые слабые из них могли быть обычными (и гораздо более мощными и опасными) орками". (HoME, Vol. 10, P.410.)
Об этом упомянуто и в тексте Х: "Моргот имел множество слуг, самые древние и сильные из них были бессмертными, первоначально принадлежа к майар, и эти злые духи, как и их хозяин, принимали видимые формы. Те, чьим делом было управлять орками, часто принимали облик орков, только больших по размерам и страшных." (HoME, Vol. 10, P.418.)
Характерно, что "гоблиненок" из "Хоббита", на которого постоянно ссылаются мои оппоненты, доказывая, что "у орков тоже были дети", в оригинале - small goblin-imp, т.е. даже не детеныш, а мелкий бес, чертенок. (J.R.R.Tolkien. Hobbit. – Lnd.: HarperCollins Pbl., 1993. – P.85.) Я не считаю, что это так в буквальном смысле (хотя… а imp его знает?), но обращаю внимание на смысловое поле, формируемое автором вокруг орков.

2.3 Орки - животные.
Эта версия изложена в тексте VIII "Измененных мифов".
"Орки были животными с антропоморфной внешностью (в насмешку над людьми и эльфами), сознательно искаженными/превращенными так, чтобы больше походить на людей. Их "речь" на самом деле - проигрывание "записей", сделанных Морготом…" (HoME, Vol. 10, P.410.)
Противники этой версии происхождения орков иногда приводят длинный список того, что орки знают и умеют по сравнению с животными, доказывая их "неживотное происхождение".
Но, даже если не учитывать, что многие эти способности орков как минимум спорны ("создание развитой социальной системы", "повседневное использование письменности, распространенная грамотность, наличие собственного алфавита" и т.д.), то все равно этот список нам ничего не дает.
1). Это никак не опровергает версию о "животном происхождении" орков.
Во-первых, как известно, огромное количество животных у Толкина пользуeтся разумной речью (вороны, орлы, варги и т.д., вплоть до известного лиса, который повстречал хоббитов в лесу), имеет не менее развитую социальную структуру (те же варги, вороны), имеeт чувство юмора (те же орлы), способность к логическому мышлению (все вышеперечисленнoе), существуeт в форме больших и своеобразных коллективов, совместно действуeт (в частности воюeт), умеют считать (донесение ворона Торину о более чем пяти сотнях гномов Даина) и т.д. Я уже не говорю о том, что петь могут вообще практически любые птицы и, как мне кажется, гораздо лучше орков.
К сожалению, нам неизвестно, кто такие драконы (животные ли они?), но то, что они используют огонь, имеют магические способности, разумны, обладают речью, а также понимают значение материальных ценностей, очевидно. Еще более очевидно, что никакого отношения к Детям Эру, несмотря на все эти способности, они не имеют. Вопрос о наличии у них души, насколько я знаю, еще не поднимал никто, в том числе и сам Толкин.
Единственными отличиями орков в данном случае являются: антропоморфность (похожи на Детей Эру - голова, две ноги, две руки, относительно прямоходящие, хотя при этом привычные и к передвижению на четвереньках), умение изготавливать орудия труда, "изобретательство" (оно довольно своеобразно и сводится, в основном, к поиску новых способов пыток и убийств), наличие изобразительного "искусства" (насколько я знаю, единственным примером его служит морда, вырезанная на кинжале, ну, может быть, "белые руки" и "багровые глаза" на щитах, правда, никто еще не доказал собственно орочье происхождение всех этих "произведений искусства"), использование денег.
Вряд ли можно сказать, что именно это отличает в нашем мире человека от животных (если вообще эти различия есть на каком-либо уровне, кроме религиозно-метафизического), тем более если мы рассматриваем духовную сущность орков. Вряд ли способность разумных орков пользоваться молотком кардинально отличает их от разумных воронов или варгов, которые из-за отсутствия приспособленных хватательных конечностей молотком пользоваться не могут или не хотят.
2). Более того, Толкин отмечает, что "…речь - не обязательно признак "разумной души" или фэа. Орки были животными гуманоидной формы (в насмешку над Людьми и Эльфами), намеренно измененных для большего сходства с Людьми." Несколько выше он замечает: "Дал бы Илуватар душу таким животным? Орлам и т.д. возможно. Но не оркам." (HoME, Vol. 10, P.410.)
3). Немногочисленные отличия орков от животных, описанных Толкиеном (антропоморфность, использование и изготовление орудий труда, денег, "изобретательство" и т.д.), вполне могут быть результатом "трудов" самого Моргота при создании орков из каких-либо животных. Возможно, что это были какие-то человекообразные обезьяны, но за отсутствием сведений о границах "магическо-научных" знаний Моргота это может быть только предположением (тут возможна аналогия с драконами или троллями - как он их сделал, неизвестно, но ведь сделал).
Т. о. мы можем предположить, на материале "животной версии", что орки - несколько более развитые Морготом (относительно прямоходящие, с хватательными конечностями) животные, которые, так же, как и в версии с искаженными Детьми Эру, стали благодаря его усилиям "злыми и отвратительными".
При этом необходимо заметить, что в более позднем тексте, рассматривающем вопрос происхождения орков, Толкин склоняется к версии о человеческом происхождении орков.

2.3 Орки - искаженные люди.
Заметим, что Толкин отказался от идеи происхождения орков от искаженных эльфов (которая и изначально присутствовала у него лишь в виде предположений "некоторых с Тол-Эрэссэа").("But indeed a darker tale some yet tell in Eressea, saing that the Orks were verily in their beginning of the Quendi themselves…" HoME, Vol. 10, P.109. Весь этот абзац Анналов Амана был позднее взят в скобки, а напротив Толкин написал: "Изменить. Орки не от эльфов." Аналогичные поправки были внесены и в текст Позднего "Квента Сильмариллион". HoME, Vol. 10, P.195.)
Также необходимо отметить, что в данном случае орки, судя по текстам (тех же "Сильмариллиона", "Анналов Амана" и "Позднего Квента Сильмариллион"), не имеют статуса Детей Илуватара, о чем можно сделать вывод из слов "живут и размножаются подобно Детям Илуватара" или "похожи (look like, like unto) на Детей Илуватара, но отвратительны на вид". ("Этих существ Моргот вывел из зависти и в насмешку над эльдар. Формой они были похожи на Детей Илуватара, но отвратительны на вид…" "These creatures Morgoth bred in envy and mockery of the Eldar. In form they were like unto the Children of Iluvatar, yet foul to look upon…" HoME, Vol. 10, P.109.)
Итак, предположим, что орки и самом деле были результатом искажения людей. Что же имеется в виду под этим искажением?
1). Искажение тела - несчастные постепенно теряли облик Детей Эру и становились уродливыми, ужасными существами (в принципе, нам снова не важно, как именно; очевидно, что эта новая отвратительная внешность была полной противоположностью естественной красоте эльфов и людей): лица превращались в морды, руки вытягивались, вырастали длинные зубы, искривлялись ноги. Их кровь стала черной или почти черной (что, правда, больше соответствует версии о происхождении орков от искаженных животных).
б. Искажение ментальное и душевное - они стали тем самым отвратительным, жестоким и злым (evil, foul, cruel, wicked, badhearted и т.д.) народом, который нам известен по всем доступным текстам.
(Именно это определение для нас основное, и мы обратимся к нему позже.)
И полученные таким образом орки уже ни внешне, ни внутренне не напоминали эльфов и людей, что целиком и полностью подтверждается источниками. Единственное, что их объединяло, - антропоморфная ("эльфоморфная") внешность.
Это никак не опровергается упоминаниями о том, что "первых орков синдар принимали за авари, а каукарэльдар (гонги - в голдогрине синоним орков) под видом эльфов обманывали людей." (Д. Виноходов). Это полностью соответствует возможностям и образу действий Моргота и Саурона, тем более, что в этой же фразе прямо указывается - "под видом эльфов". Подделки широко использовались Морготом. Вспомним: "Мелькор так ненавидел и боялся Оромэ, что посылал своих демонов в его облике пугать эльфов…" (Дж. Р.Р. Толкин. "Сильмариллион"; HoME, Vol. 10, P.73.) Вспомним также о многих "злых духах", которые лишь постепенно "вросли" в орочью шкуру, не говоря уже о таком вопиющем случае, как речь "Амлаха сына Имлаха" на Совете людей: "…очень скоро выяснилось, что Амлах не говорил на Совете ничего подобного… Слышали люди, как он процедил сквозь зубы, глядя на север: "У меня теперь свои счеты с этим мастером лжи, и, пока я жив, ему со мной не рассчитаться" (HoME, Vol. 11, P.220-221.). Тот же Саурон только с началом Третьей Эпохи потерял возможность менять свою внешность. Да и сами эльфы могли с помощью чар маскироваться под орков (Финрод и его отряд).
в. Срок жизни орка по сравнению с исходным существом уменьшается. И это вполне естественно, именно так искажение (которое вступает в противоречие с самой сущностью Жизни, ибо Моргот объективно стремится к уничтожению Арды, даже если сам этого не сознает) отражается на всем, до чего ни дотронется. (HoME, Vol. 10, P.395-396.)


2.4 Одна сатана
Однако, так или иначе приведенные выше версии (происхождение орков от искаженных людей, животных, орки-големы, орки-майар) абсолютно корректно сводятся к описанию из Приложений к "Властелину Колец": "Орками называли эти отвратительные существа другие расы. Орки были выведены Темной Силой Севера в Древние Дни… Эти твари, наполненные злобой и ненавидящие даже друг друга…" ("Orc is the form of the name that other races had for this foul people…. The Orcs were first bred by the Dark Power of the North in the Elder Days… And these creatures, being filled with malice, hating even their own kind…" J.R.R.Tolkien. The Lord of the Rings. – Lnd.: HarperCollins Pbl., 1991. – P.1165.)
Поэтому, как уже замечалось, в сущности нам не важно, как именно были получены орки. Важно, какими эти существа стали.


3. Глава 2. Рабы Моргота

"Автономные модули… Одно лицо, один костюм и одни очки на всех…"
The Matrix

3.1 Основные понятия и положения, используемые автором статьи в данной главе
Свобода воли - способность совершать как добрые, так и греховные поступки.
Любовь - способность совершать добрые поступки. Любовь дается каждому из людей самим Богом, поэтому совершать добрые поступки и воздерживаться от греха человек может лишь с этой особой помощью Бога.
Осуществление "воли в себе" - акт гордыни, противопоставление себя Богу, утверждение своей воли как "свободной" от Бога.
"Воля в себе" приводит лишь к отсутствию Свободы, в рабство к Морготу, "воля в себе" не может творить добра просто из-за того, что она противопоставляет себя Богу (а значит, и Любви).
Абстрактное "действие согласно своему желанию" не равно наличию Свободы воли - т.к. воля, направленная лишь на зло, несвободна (лишена Любви).
/Написано с использованием: Карсавин Л.П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы. - Томск: "Водолей", 1997./

3.2 О тексте Х "Преображенных мифов"

"...Текст, утверждающий наличие у орков души и свободной воли."
Эленхиль

Текст Х "Измененных мифов", "a very finished essay on the origin of Orcs", на который так любят ссылаться оппоненты, зачастую лишь подтверждает мою точку зрения. Заметим, между прочим, что Кристофер Толкин называет этот текст "законченным очерком происхождения орков", а не их "метафизической сущности". Печально, что эти два вопроса часто смешиваются.
При этом необходимо отметить и то, что текст Х все же остается таким же "размышлением с пером руках", что и текст VIII, как об этом свидетельствует сама форма изложения - выдвижение аргументов за и против версии происхождения орков от искаженных людей. Толкин рассматривает в этом тексте возникающие проблемы хронологии Арды (последовательность событий - появление людей, Саурон отстраивает Тангородрим и выполняет замыслы Моргота, выводя орков из людей, первое столкновение эльфов с орками, побег Моргота) и ищет пути их разрешения. В ходе изложения этой версии, он, как и тексте VIII, использует сослагательное наклонение и обороты типа "наиболее возможная теория", "возможно, что для того, чтобы разрешить хронологические противоречия, мы можем обратить внимание на Саурона", "в таком случае, мы можем предположить, что идея выведения орков принадлежит Морготу...", "в этом случае идея орков могла иметь давние корни в ночи разума Моргота, а их выведение должно было начаться лишь с пробуждением Людей..." (HoME, Vol. 10, P.416-422.)
Итак, рассмотрим основные положения текста Х, раскрывающие духовные свойства орков. Что мы видим в одной из любимейших цитат приверженцев идеи наличия у орков Свободы воли?
"Они были искажены/испорчены до такой степени, что не знали милосердия, и не было такого злого дела, какое они бы не совершили, однако это было искажением независимых воль и они наслаждались тем, что они делали".
("They were indeed so corrupted that they were pitiless, and there was no cruelty or wickedness that they would not commit; but this was the corruption of independent wills, and they took pleasure in their deeds." HoME, Vol. 10, P.417)
Честно говоря, эта цитата доказывает только одно: орки не знали милосердия (а возможно ли это в том случае, если орки обладают Свободой воли?) и наслаждались тем, что они делали, а те существа, из которых они были выведены, имели "независимый разум" (а разве у животных не независимый разум?). Относительно наличия у орков души во ВСЕМ тексте Х ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО.
Попытаемся предположить, что орки обладают Свободой воли. В этом случае было бы логично предположить, что в то время, когда они не находятся под прямым управлением Моргота, они действуют подобно людям - и грешат, и совершают добрые дела. Что же говорит об орках в данном случае тот же текст Х?
"Они могли действовать самостоятельно, творя зло по своей воле и для своего собственного удовольствия, если они были далеко от Моргота и его подручных, они могли игнорировать его приказы. Они ненавидели друг друга и часто дрались между собой… Больше того, орки продолжали жить и размножаться и продолжали разорять и грабить после того, как Моргот был свергнут." ("They were capable of acting on their own, doing evil deeds unbidden for their own sport; or if Morgoth and his agents were far away, they might neglect his commands. They hated one another and often fought among themselves... Moreover, the Orks continued to live and breed and to carry on their business of ravaging and plundering after Morgoth was overthrown." HoME, Vol. 10, P.418.)
Ниже: "И хотя Ангбанд пал, и Моргот был изгнан, они в темноте своих сердец продолжали выходить из затемненных мест, и земля гибла под их безжалостной пятой". ("And though Angband has fallen and Morgoth is removed, still they come forth from lightless places in the darkness of their hearts, and the earth is withered under their pitiless feet". (HoME, Vol. 10, P. 421.)
Такова "независимость", к которой, как пишет Толкин, "орки привыкли" за время, прошедшее от падения Ангбанда до возвышения Саурона. (HoME, Vol. 10, P.420.)
Хотелось бы спросить, какое отношение имеет эта "независимость" к Свободе воли?
Мы вернемся к этому вопросу позднее.


3.3 Толкин об орках

Оркам Толкиен однозначно дает определение "foul people", т.е. злой, отвратительный, уродливый, подлый народ. (J.R.R.Tolkien. The Lord of the Rings. – Lnd.: HarperCollins Pbl., 1991. – P.1165.)
Насколько нам известно, Толкиен никогда не называл злыми народами людей, эльфов, гномов и др. Названы злыми: варги, драконы, орки, тролли - т.е. те, кто, н