Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Бобров Сергей  — Российский избиратель, Москва, №2, 27.1.2000

ТОЛКИЕНИСТЫ

Часто, уезжая летом на дачу, можно заметить на перроне группу людей, одетых по-походному, с рюкзаками за спиной. Однако некая черта мешает назвать их просто туристами. Взгляд выхватывает щит, деревянный меч, лук или какие-то другие вещи, не походящие на обычное туристское снаряжение. Если случайно услышать, о чем они говорят, тo возникнет впечатление какой-то инородности их этому миру. Эльфы, гномы, Элберет, Саурон, орки и прочие незнакомые слова усыпают речь странных туристов. Они разговаривают на каком-то особом, понятном только им языке. Но не волнуйтесь, люди эти не сумасшедшие, не иностранцы, не пришельцы из других миров — это толкиенисты.

Толкиенистами можно назвать группу людей, на которых творчество английского писателя Толкиена произвело не обычное впечатление, которое возникает от хорошей книги, а повлияло в гораздо большей мере — стало частью жизни. Толкиен родился в конце XIX века в Оранжевой республике (Южная Африка). После смерти отца с матерью переехал в Англию, где и прожил всю свою жизнь. Его необычайно увлекали лингвистика и мифология, в изучении которых он преуспел и даже выпустил несколько работ по этим темам. Но главной его работой для всего мира остается создание сказочного Средиземья (MiddleEarth). «Легко придумать зеленое солнце, трудно выдумать мир, где оно было бы естественным», — писал Толкиен в одном из своих писем. В результате кропотливой, многолетней работы ему удалось создать мир, который для некоторых так же реален, кaк и наш. В трех основных книгах: сказке «Хоббит, или туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и сборнике преданий «Сильмариллион» — была описана эпическая история нового мира, полная трагедий, предательства, коварства, нo также любви, благородства, самопожертвования и милосердия. Проделанная работа была уникальна: Толкиеном было придумано несколько языков (словарь некоторых составляет на сегодня oкoлo 3 тыс. слов), новые алфавиты, мифология и история этого мира.

Первоначально книги не были замечены широкой аудиторией читателей, нo через несколько лет пocлe выхода «Властелина колец» настало время хиппи, и тогда-то к Средиземью пришла популярность. Книги раскупались миллионными тиражами: «Гэндальфа — в президенты», — кричали люди на улицах. Мир, созданный английским профессором, завоевал сердца и умы многих.

В нашей стране все происходило немного по-другому. Толкиена у нас знали, но очень плохо. В начале 80-х были изданы переводы «Хоббита» и первого тома «Властелина колец», а так же ходил в самиздатовском переводе «Сильмариллион», но до падения железного занавеса книги Толкиена не получили широкого распространения. Все началось в конце 80-х, в начале 90-х появились официальные изданные переводы Профессора, и СССР содрогнулся. Толкиенистов становилось все больше и больше, и наконец они стали объединяться. Влияние произведений Толкиена оказалось фундаментальным. Люди хотели очутиться в том мире, который манил их своей необычностью.

Частично феномен популярности Средиземья заключен так же в том, что широкая известность пришла вo время кризиса социализма и его идеалов. У людей выбили почву из-под ног. Наступило время хаоса, а, кaк известно, в такие периоды истории люди проявляют очень большой интерес ко всему сказочному и мистическому. Можно вспомнить поднявшуюся в то время волну интереса к астрологии, экстрасенсам, барабашкам и т.д.Но все же толкиенизм нельзя ставить в один ряд с оккультными науками. Он явление другого порядка. Кто из нас в детстве не мечтал помахать мечом, пострелять из лука, ощутить себя Робином Гудом, Айвенго или простым средневековым наемником? А если еще вдобавок ко всем этим атрибутам ты не человек, а благородный принц эльфийской крови или простой гном? Человек получает возможность родиться заново. А на свете мало таких людей, которые не хотели бы попробовать жить по-другому. Людям предоставляется уникальная возможность стать другими, не похожими на себя в реальной жизни, реализовать какие-то свои детские мечты. Отношение самого Толкиена к этому вопросу есть в одном письме: «Не о бегстве солдата с поля боя, нo о бегстве узника из постылой тюрьмы». Обвинение толкиенистов в бегстве от действительности аналогично обвинению и компьютерных игроков, и людей, читающих художественные произведения.

Но для того, чтобы так жить, нужно общаться с такими же людьми, чему немало поспособствовало FIDO. Но виртуального общения было мало, и постепенно во многих крупных городах бывшего СССР стали появляться места, куда толкиенисты приходят пообщаться. В Москве таких мест несколько, нo основных два: Эгладор, он же Нескучник, он же Поганище (сбор по четвергам в Нескучном саду) и Мандос (по воскресеньям в Царицыно). Люди приходили туда пообщаться, почувствовать дыхание Средиземья. Но хотелось более полного погружения. Так появились хоббитские игрища. На неделю толкиенисты со всего Союза собираются на полигоне, вдали от людей, и превращают это место в часть толкиеновского мира. Строят крепости, ведут дипломатические переговоры, сражаются и умирают. Подготовление к такому событию занимает много времени. Нужно сшить себе костюм а-ля средневековье, смастерить вооружение (меч, лук, щит, доспехи).

Проходили годы, часть толкиенистов полностью порвала с движением, другая перешла в военно-исторически клубы (например, в «Наследие предков»), на смену старому поколению пришло новое, более молодое. Толкиенизм еще живет, поскольку быть толкиенистом еще не означает иметь деревянный меч и ездить на игрушки. Часть занимается кабинетной работой, изучает языки, штудирует первоисточники для более полного понимания Толкиена. В FIDO существует несколько конференций, предназначенных для толкиенистов. Многие ведут переписку по Интернету. Существуют сайты, посвященные Толкиену. Самый большой из них «Арда-на-куличках» (http://www.kulichki.com/tolkien). Однако массовое движение переживает упадок. Большинство посетителей Эгладора уже называют не толкиенистами, а толкиенутыми. Засилье молодежи школьного возраста, которая о Толкиене даже не слышала, приходящей только затем, чтобы подраться на дрынах, выпить водки и потусоваться в компании себе подобных, естественно, вызывает негативную реакцию среди толкиенистов и дискредитирует движение в обществе. Мат стал нормальным явлением, что было немыслимо пять лет назад. Толкиенизм переживает сейчас очередной кризис, причины которого находятся скорее не в самом движении, а в обществе.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.224.32.40
Remote Port: 57503
Query String: item=000127


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )