Галинa М.
МП-Книга в Москве, Москва, №20, 20.6.2000
| ||
«ПОТОМ БУДЕТ СОВСЕМ ДРУГАЯ КНИГА»
Автор романа «Кольцо Тьмы» продолжения трилогии Дж. Р. Р. Толкиена
«Властелин колец» писатель Ник Перумов всего на неделю приезжал в Москву. В
столице он представлял свою новую книгу «Странствия мага», вышедшую в издательстве «Эксмом. Корреспонденту «МП» удалось встретится с
ним.
Скажите, почему же вы все-таки решили написать продолжение «Властелина
колец»?
В наших сказках герои вели борьбу исключительно за социалистическую
революцию, за исключением разве что волковских «Урфина Джюса и его деревянных
солдат» и «Семи подземных королей». В 82-м году появляются «Хранители»
Толкиена. До этого из его книг у нас выходил только «Хоббит» с соответствующим
предисловием о том, что повесть рассказывает о растлевающей власти денег и
борьбе с нею положительного героя. Так что «Хранители» произвели эффект
разорвавшейся бомбы. Стоимость книги, при том, что ее номинальная цена была
рубль с чем-то, доходила аж до пятидесяти! Это тогда, когда на книжном рынке в
Питере книги стоили от десяти до двадцати рэ немыслимые по тем временам
деньги!
«Хранителей» я прочел запоем и, наверное, единственный раз почувствовал, что
такое «ломка»: книга обрывается на том, кaк два маленьких хоббита плывут на
восток и все! Возникло желание не останавливаться на этом. Я достал
«Властелина колец» на английском, года три переводил его до сих пор в Питере лежит кипа
листов.
Захотелось написать типично толкиеновское продолжение, где есть свои и чужие,
хорошие и плохие. Но мне не все у него нравилось. Например, оскорблял тот
факт, что в книге, которая писалась вo время второй мировой войны, враги идут
в бой под алыми(! ) знаменами! Была некая неудовлетворенность: уж больно все
предсказуемо и просто. Кроме того, мне, атеисту, показалось, что профессор
Толкиен, сам глубоко религиозный человек, избрал путь морализаторской
проповеди.
Появилась идея, может, и не сыграть за врага, нo рассмотреть все это кaк более
сложный, многогранный процесс. Чтобы не было: у Толкиена эльфы хорошие, а у
меня станут плохими. Родилась концепция «достойного врага»: не оглупляйте зло,
не показывайте его смешным, нелепым, совершающим идиотские ошибки. Дайте ему
силу, возможность показать себя. И чтобы это не было агиткой. А если играть по
правилам, всякое произведение превращается в книгу не о выборе пути между
абсолютно черным и абсолютно белым, а о таком, где и та и другая стороны серы, и только твоя совесть решает, под чьи знамена
встать.
Вот из этого смутного несогласия родилась вещь, которая сначала
рассматривалась кaк литературная игра, не предназначенная для публикации.
«Кольцо Тьмы» я закончил десять лет назад, и оно остается самой известной моей
книгой, хотя пocлe этого написал добрых полтора десятка романов, которые, считаю, намного лучше и
сильнее.
Еще один вопрос, который так или иначе относится к Толкиену. Как складываются ваши отношения с
«толканутыми»?
Я не принадлежу к толкиенистскому движению, и особых отношений у меня с ними
нет. Есть лагерь «непримиримых», которые всячески меня пугают. Они говорят:
то, что я пишу -никуда не годится, считают, что Перумов все извратил, опошлил,
оскорбил и так далее. Например, долго утверждали, что я ничего не смыслю в
оружии, иначе откуда бы у меня в повествовании взялась чешуйчатая кольчуга?
Бессмысленно объяснять людям, что есть слово «бахтерец», обозначающее кольчугу с закрепленными на кольчатой рубахе металлическими пластинами, тo есть
чешуей.
Сегодня написание разного рода продолжений приобрело массовый характер. Дописали даже «Войну и
мир»
Я не читал «Пьера и Наташу» Василия Старого, нo понял бы человека, который,
живя этим произведением, хотел что-то исправить, переделать. Мне кажется,
автор, даря людям свой мир, должен быть готов к тому, что читатели станут додумывать судьбы его героев по-своему. И разве можно у них отнять это
право?
Конечно, отчасти подобного рода литература делание имени на чужом
постаменте. Но если книга плохая, просто эксплуатирует эту тематику, едва ли с
ее помощью станешь известным, скорее наоборот. Все будут знать, что автор никуда не годный
халтурщик.
«Кольцо Тьмы» остается на рынке уже шесть лет для книги фэнтези это очень
большой срок. Не знаю, так ли много у нас художественной литературы, вышедшей
в 94-м году и переиздающейся поныне. Не подумайте, что я себя хвалю. Одни
ругали книгу за неправильные идеи, у других, тех, кто слышал эту критику,
возникало желание прочесть ее. И потом они говорили, что им она понравилась и
идеи в ней хорошие. Возникало столкновение мнений, и это дало возможность книге так долго
жить.
Сейчас фэнтези выпускаются в изрядном количестве. Как вы считаете, много ли качественных работ в этом
жанре?
Очень мало. Но и собственно фэнтези немного. В этот жанр стали вписывать
все, что не лень. Вот назовите хоть одного русского автора, который бы писал в
стиле классической фэнтези. Если судить по внешним признакам, самым грубым и
примитивным: эльфы, гоблины, драконы, колдуны, маги, высокое средневековье
Назовите мне с ходу пятерку
авторов.
Ну
Вы.
Нет, меня оставим. Назовите других: кто из молодых сейчас пишет такую
фэнтези? Видите, вы пожимаете плечами. Правильно. Потому что нету ее. А если и
есть, тo проходит мимо основных книжных потоков. Из авторов первого ряда
Лукьяненко, Логинов, Столяров, Рыбаков, Измайлов, Олди, Валентинов, Громов,
Дяченко, Васильев, Семенова кто из них пишет классическую фэнтези? Никто!
Другой вопрос, кто из названных сочиняет фэнтези вообще. Ну, Дяченко, хотя ее
произведения я считаю мэйнстримом. У Лукьяненко есть одна вещь в этом стиле. У
Логинова чуть побольше три. Олди это вообще совершенно особый жанр, такой магическо-философский боевик. Во всяком случае фэнтези у них не
классическая.
Мне кажется, их «Пасынки восьмой заповеди» наиболее соответствуют этому
жанру.
Пожалуй, да. Но опять же это очень своеобразно.
Получается, что фэнтези, не просто литературу, где есть магия, пишет только
ваш покорный слуга. Что же касается качества, тo все, кого я перечислил, пишут очень хорошую
литературу.
В одном из интервью вы сказали, что пишете книгу о том, что добро должно быть с кулаками.- Наверное, все мои книги об
этом.
В таком случае ваша литература достаточно жесткая.
Да. Жестокая, я бы даже сказал, кровавая. Но это, наверное, от осознания того, что и реальная история средневековья
такая.
Я стараюсь придерживаться правды. Война действительна, даже фэнтезийная, и
герой в ней погибает по-настоящему, и описать это надо реально. Знаю,
некоторых это отталкивает: говорят, что не могут читать мои книги в них
слишком много убивают. Но каждый пишет в соответствии со своим внутренним
стандартом. Иначе у меня остается ощущение внутренней фальши. Я и так стараюсь дозировать, не оскорблять читателя какими-то жуткими
подробностями.
Герой вашего цикла «Хранитель мечей» Фесс теряет память, выбирает темную
сторону
Да, мне уже сказали, что это кaк в мексиканских сериалах, где все герои страдают
амнезией.
Читателя он немного насторожит, поскольку все привыкли, что главный герой благородный и добрый и защищается только по принуждению, если уж совсем
плохо.
Да, все верно, нo я стараюсь идти от дуализма: если есть темное, значит,
есть и светлое. Потому и выбор равнозначен: какая из сторон предлагает
наименьшее зло с твоих собственных позиций. Неважно, какой у нее будет цвет,
важно, что скажет твоя совесть. Фесс еще не полностью встал под знамена тьмы.
Меня упрекали в том, что это не очень хорошо, что, действительно, хочется
героя благородного и отважного. Такого, чтобы единым махом семерых побивахом и нежных дев обороняхом и так
далее.
Ну, если искать аналогии, тo ведьмак Геральт у Анджея Сапковского тоже внешне милый, хороший, а на самом
деле
Нет, я скажу, он почти идеальный герой.
Вот как?
Он действительно, что называется, настолько белый и пушистый в силу своего
собственного кодекса чести, что его колебания всегда в пределах жесткой
границы. Фесс у меня может колебаться, он идет путем своей совести. А Геральт служит
кодексу.
Расскажите о вашей новой книге «Странствия мага». Поклонники ждали ее
больше года.
К сожалению, это только половина новой книги. В противном случае все
растянулось бы еще на год, а выдерживать такую паузу жестоко по отношению к читателям. Поэтому я выпустил первую половину, дa и ту поделил на две
части.
Мне кажется, «Странствия мага» снова рассказывают о выборе, который стоит
перед человеком. О том, до какой степени ты можешь позволить совести
возобладать над своими поступками. Когда ты выбираешь какую-то сторону,
останавливаешься на той, которая предлагает меньший компромисс с совестью. Но
вопрос вот в чем: что, если это соглашение оборачивается гибелью и бедой для
сотен тысяч других? Думаю, книга именно об этом: о противоречии мeжду совестью и тем, что ты должен
совершить.
Мой герой каждый раз должен делать выбор. Остаться ли ему тем, кто он есть
некромантом, выполняющим работу, в чем-то схожую с той, что выполняет ведьмак
Геральт? Защищать людей, нo при этом заключать сделку со своей совестью? Фесс
еще не сделал своего выбора, нo близок к этому.В следующем романе он его
совершит. А вот к чему это приведет, рассказывается в книге, писать которую я только
начал.
Сколько всего в этом цикле будет книг?
Четыре: «Рождение мага», «Странствия мага», «Одиночество мага» и «Война
мага». Задумывалось это кaк «Трилогия о Фессе», нo потом средняя книга раздробилась на две и получилась тетралогия «Хранитель
мечей».
Я не собираюсь тянуть. Будет четыре книги и все. Я знаю, где остановлюсь и
что будет потом. Потом будет совершенно другая книга, другой подход и другое
измерение.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )