Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Задорин Ермил и другие  — МК-Бульвар, Москва, №28, 10.7.2000

КНИЖНЫЙ БУЛЬВАР

Мода на фэнтези пришла в наши Палестины сравнительно недавно. Лет семь-восемь тому назад в молодежной среде признаком хорошего тона наряду, скажем, с потреблением импортных ликеров стало чтение сказочной фантастики. Книжки от почившего ныне в бозе питерского «Северо-Запада» в желтом супере с полосочкой уходили с лотков влет. Тут тебе и Муркок, и Ле Гуин, и Нортон, и, само собой, ДЖ.Р.Р.Толкиен. Народ с пылкостью заядлых охотников выискивал недостающие тома из серии и спорил до хрипоты — какой «Толкиен» лучше — «кирпичом» или же трехтомником (более продвинутся публика дискутировала над сравнительным анализом переводов). А потом на разрядах появились два пухлых тома, о которых ушлые книгопродавцы доверительно сообщали покупателям, что это «продолжение Толкиена, только гораздо круче». Называлось это все «Кольцо Тьмы», а написал сей гроссбух мало ному известный тогда Ник Перумов. Достоинства и недостатки перумовской саги — о них чересчур много высказывалось. В конце концов, дело это чисто субъективное. Одному нравится попадья, а другому свиной хрящик. Но, так или иначе, слава (с легким налетом скандальозности) к Перумову пришла и — хочешь не хочешь — сделала «по знаковой фигурой русского фэнтези.
СОДЕРЖАНИЕ

•  СКАЗКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ
•  10 ЛУЧШИХ АВТОРОВ ФЭНТЕЗИ
•  ДЖОН Р.Р.ТОЛКИЕН
•  ЖИВОПИСЬ
•  КИНО
•  БОРИС СТРУГАЦКИЙ: «ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ ФЭНТЕЗИ»

СКАЗКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ

А что, собственно говоря, представляет собой фэнтези, эта литература «меча и посоха»? Если говорить упрощенно, тo это современная сказка. Точнее, фантастическая сказка, или сказочная фантастика — кому кaк нравится. А вообще-то, это своеобразное пограничье мeжду современной научной фантастикой и архаическими мифами. Пожалуй, можно смело утверждать, что кaк литературный жанр фэнтези давно и прочно состоялось, уйдя от science fiction в самостоятельное далекое плавание.

Основным элементом фэнтези является существование некоего иного, параллельного нашему мира. в котором и развертывается действо. Этот мир живет по своим канонам, у него своя география, топонимика, мифология, свои законы. В этом мире помимо людей могут жить иные более-менее разумные существа: эльфы там, гномы, гоблины, тролли, а равно и прочая тварь. Как правило, описывая свои миры, писатели-фэнтезисты используют средневековый антураж: замки, рыцари, мечи, колдовство (куда без него? ). Другая составляющая фэнтези — это главный Герой (иногда их может быть два, бывает и больше — нo редко). Он либо воитель(ница), либo колдун(ья), либo и то и другое в одном флаконе. И автор возлагает на своего Героя Миссию. Обычно речь идет о спасении ни много ни мало целой Цивилизации, а то и всего Мироздания. Не сумеет Герой выполнить Миссию — все! Впрочем, Герой на то и Герой, чтобы побеждать.

На Западе фэнтези давно сделалось предметом серьезных литературоведческих исследований. Кое-что стало появляться на эту тему и у нас.

Много споров вызывает проблема происхождения фэнтези. Прямыми прародителями жанра являются мифы и сказки — и от этого никуда не денешься. Поскреби фэнтези — отскребешь отблески скандинавских car, легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, а то и сказки «Тысячи и одной ночи». Ежели говорить о предках фэнтези поближе, тo никакой четкости и определенности мы тут не углядим. Но все же можно увидеть зачатки современной сказочной фантастики в книгах немецких романтиков, в английском готическом романе, в приключенческих романах Хаггарда, в сказках Киплинга и лорда Дансени, в «ужастиках» Г.Ф.Лавкрафта, в фантасмагориях русских классиков. Кстати, о России — она, кaк известно, родина слонов, радио и электрической лампочки. И не только — некоторые выводят фэнтези прямиком из романтики Александра Грина (а почему бы нет? ). А чем, как не фэнтези, является знакомая всем с детства эпопея Александра Волкова про Волшебную страну (римейк романов американца Ф. Баума про страну Оз)?

И все же, пожалуй, непосредственным родоначальником фэнтези в нынешнем его понимании стал молодой американец Роберт Говард, который в 1930 г. дал литературную жизнь новому супермену — Копану, варвару из Киммерии. После смерти Говарда кто только не брался за продолжение приключений Конана (Л.Спрэг де Камп и иже с ним). Впрочем, кaк писал Борхес, сколько бы мы ни рассказывали, мы всегда будем рассказывать только четыре истории. По прочтении же десятка-другого опусов про Конана приходишь к ощущению, что история рассказывается только одна.

1937 год стал другой важной вехой в биографии фэнтези — английский филолог Дж.Р.Р.Толкиен выпустил «Хоббита». Написанная для детей сказка вызвала к жизни потом целый мир, именуемый Средиземьем.

В 1950 году друг Толкиена и его соратник по литературному кружку «The Inklings» Клайв Степлз Льюис начал публиковать серию романов о королевстве Нарния, находящемся в одном из параллельных миров, куда попадают обычные английские мальчишки и девчонки («Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан» и другие).

Еще чeрeз 4 года Толкиен выпускает в свет свое самое известное детище — сагу «Властелин колец». Это был фурор!

И дальше пошло-поехало. Лавина. Ниагара фэнтезийного чтива хлынула на книжный рынок: Муркок, Ле Гуин, Желязны, Курц, Спрэгде Камп, Пирс Энтони, Танит Ли… Имя им легион. Одно плохо, что поперла халтура и чистой воды попса. Приятное исключение составляет совсем уж небольшая группка авторов, возвышающаяся над морем жвачной тягомотины. Но это проблема, видимо, любого литературного жанра — от научной фантастики до детектива.

Приятно все-таки бывает порой вспомнить детство золотое — взял томик фэнтези, и… сказка…

Ермил ЗАДОРИН

10 ЛУЧШИХ АВТОРОВ ФЭНТЕЗИ

с точки зрения «МК-Бульвара»

1. Джон Рональд Руэл ТОЛКИЕН — «Властелин колец» (вкупе с «Хоббитом» и «Сильмариллионом»). Мастерски выписанный мир Средиземья — это нечто. Ноблесс, кaк говорится, оближ!

2. Урсула Ле ГУИН — Тетралогия о Земноморье и маге Геде («Волшебник Земноморья», «Могилы Атуана», «Дальний берег», «Техану»). Между прочим, последний куплет в старой песне БГ «Кад Год до» («Только вo тьме свет, только в молчании слово…») — это оттуда, из Ле Гуин.

3. Роджер ЖЕЛЯЗНЫ — «Хроники Амбера», состоящие из двух серий — о принце Корвине («Девять приняв Амбера», «Ружья Авалона», «Знак единорога», «Рука Оберона», «Двор хаоса») и о его отпрыске Мерлине («Козыри судьбы», «Кровь Амбера», «Знак хаоса», «Рыцарь теней»). Долгоиграющие (в смысле — бессмертные) герои с завидной легкостью путешествуют по параллельным мирам мeжду хаосом и порядком.

4. Клайв Степаз ЛЬЮИС — «Хроники Нарнии». 7 романов о приключениях британских детишек фантастической стране («Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф', «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Последняя битва»). Идеальное чтиво для юного поколения и не только. Плюс завуалированное изложение христианского учения.

5. Теренс УАЙТ — «Король былого и грядущего». Дилогия о детских и взрослых годах короля Артура. Первая часть очень смешна, а вторая выглядит трагичной. По книге снят диснеевский мультфильм — так это профанация.

6. Мери СТЮАРТ — Трилогия о Мерлине и короле Артуре («Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство»).

7. Эндрю НОРТОН — Серия романов о Колдовском Мире («Паутина Колдовского Мира», «Трое прoтив Колдовского Мира», «Колдунья Колдовского Мира» и другие).

8. Мервин ПИК — «Горменгаст». Гротескный роман о мальчике Титусе, живущем в фантастическом замке Горменгаст. Весьма интеллектуальное чтиво.

9. Майкл МУРКОК — Хроники Корума («Валет пик», «Дама пик», «Король пик», «Бык и копье», «Дуб и баран», «Меч и жеребец»). Героическое фэнтези о путешествиях супергероя принца Корума по мирам.

10. Фриц ЛЕЙБЕР — Сага о Фафхрде и Сером Мышелове (несколько десятков повестей и рассказов). Сплав героического и юмористического фэнтези.

ДЖОН Р.Р.ТОЛКИЕН

«По сути своей я — хоббит (во всем, крoмe размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду… Я без ума от грибов, юмор у меня незамысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую».

Джон Рональд Руэл Толкиен родился 3 января 1892 года в ЮАР, где работал его отец. В момент его рождения планеты расположились весьма необычно: так бывает раз в 500 лет. Нептун, связанный с познанием тайн мира, медитацией, и Плутон, «отвечающий» за магию, сошлись в Близнецах и одновременно соединились с магической звездой Альдебаран. Определенно — это было знамение.

Вырос Рональд в Англии, в сельской местности oкoлo Бирмингема. В школе изучал классическую литературу и англосаксонский язык. Увлекшись лингвистикой, он также выучил древнегерманский, староуэльский и древне-финский. В юношестве влюбился в девушку на три года старше его, которая позже стала его женой и с которой он прожил всю жизнь. Начало Первой мировой войны застало Толкиена на последнем курсе Оксфорда. В 1915 году он закончил с отличием Университет и пошел служить в звании младшего лейтенанта. На войне погибли почти все его друзья. Смерть сначала матери, потом друзей, разрушение английской деревни, война и любовь — были сильнейшими впечатленииями Толкиена того времени. Это подтолкнуло его написать в тетрадке свое первое произведение «Книга потерянных сказаний», которое впоследствии стало «Сильмариллионом». После смерти Толкиена его сын по незаконченным черновикам своего отца подготовил к публикации эту книгу. Это произведение задумывалось кaк эпос для Британии — Толкиену было жаль, что британцы не создали своего эпоса, как, например, у кельтов, финнов, скандинавов. Оно пропитано нежностью к природе, любовью и страхом войн. В нем Толкиен сделал свою первую попытку воссоздать существа, не подверженные смерти, — эльфов.

После войны Рональд стал профессором в области англосаксонского языка и литературы в Оксфорде, где скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире. Ему было всего 34 года.

В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом и записал «Хоббита», который был опубликован в 1937 году. «Хоббит» пользовался успехом, и Толкиену было предложено написать продолжение. Работа над трилогией заняла длительное время, и только в 1954 году мир увидел «Властелина колец».

Когда в 1965 году американским читателям не хватило и миллионного тиража «Властелина Колец» и на стенах нью-йоркской подземки появились надписи «Фродо жив! «, стало понятно, что начался культ Толкиена. В конце 1966-го одна из газет сообщала: «В Йеле трилогия раскупается быстрее, чем некогда «Повелитель мух» Голдинга. В Гарварде она опережает «Над пропастью вo ржи» Сэлинджера». На самодельных значках запестрели надписи: «Да здравствует Фродо! ', Тэндальфа — в президенты! «, «Идем в Среднеземье! «. Журнал «Дэйли Телеграф» в то время писал: «Большинство поклонников Толкиена — из породы высоколобых, нo не только они любят его. Ему пишут и домохозяйки из Виннипега, и ракетчики из Вумера, и звезды эстрады из Лас-Вегаса. Отцы семейств обсуждают трилогию в лондонских пивных. Германия, Испания, Португалия, Польша, Япония, Израиль, Швеция, Голландия, Дания читают его на родных языках». Спустя двадцать пять лет трилогия была опубликована в России.

«Властелин колец» был переведен на 25 языков мира и издан общим тиражом более 50 миллионов.

Профессор, кaк называют Толкиена его почитатели вo всем мире, умер 2 сентября 1973 года.

ЖИВОПИСЬ

Живопись фэнтези началась с книжной обложки. Сначала художники просто иллюстрировали романы и повести фэнтези. А потом оказалось, что направление вполне может быть самостоятельным. И, оторвавшись от книжных разворотов, живописные драконы, гномы, эльфы зажили своей жизнью…

Первыми каплями в море фэнтези-картин стали обложки серии книг о Конане, вышедшие в начале 60-х из-под кисти итальянского американца Франка Фразетты. Его и принято считать родоначальником. А через 10 лет вышел первый «фэнтезийный» альбом художника, который вызвал огромный ажиотаж.

Так что особенного было в этих картинах? Человек. Красивый первобытной красотой, силой, величием. Это может быть и варвар, стоящий над побежденным врагом, и прекрасная амазонка, сражающаяся с огромным драконом. И все это на фоне загадочного пейзажа с не менее жуткими существами. Художник воздействует на подсознание зрителя. Кому же не хочется быть сильным, ловким, красивым…

Так сложился некий стереотип жанра в живописи, нo разница у художников все-таки есть.

Картины Бориса Валеджо (заслуженного мастера жанра) сочетают в себе грубость и чувственность, грозных воинов и романтический ландшафт с пугающе-причудливыми созданиями из чужого мира. Но особого внимания заслуживают его обнаженные женщины-воительницы. Недаром он в свое время изучал медицину — будучи внимательным к деталям и хорошо знакомым со строением человеческого тела, Валеджо удачно играет на похотливых желаниях публики. Его живопись смело можно отнести к эротической.

Сходство же всех его амазонок объясняется тем, что они все списаны с одной модели — Джулии Белл, сотрудничество Валеджо с которой закончилось свадьбой. Он и ее научил рисовать.

Картины Джулии переполнены движением, ее женщины более нежные, утонченные. В своих картинах она старается увлечь красотой битвы, смертельной схваткой за жизнь. Своих мужчин она рисует с мужа.

Луис Ройо, не менее известный художник, также кaк и Валеджо, любит изображать обнаженных, атлетически сложенных женщин. Но в некоторых картинах Ройо идет на смелое сочетание фэнтези с элементами современного мира: пистолетами, космическими кораблями, монстровидными роботами. В общем, с атрибутами совсем не первобытного времени…

В России жанр, конечно, тоже существует, нo совсем недавно, всего лет шесть, и не так масштабно, кaк за рубежом. По аналогии с Западом наши художники начинают с обложек и иллюстраций, благо книжек и в нашей стране выходит предостаточно.

КИНО

Свое дальнейшее развитие фэнтези получил в кинематографе, который не смог обойти стороной столь заманчивую тему. Особого пика популярности фильмы-фэнтези достигли в конце 70-х — начале 80-х годов.

Но в отличие от литературы, где все достаточно четко и ясно, в кино очень мало присутствует «чистого» фэнтези. Пожалуй, к самым известным фильмам можно отнести «Конан-варвар» и «Рыжая Соня» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Ведь кто же, кaк не он, идеально подходит к образу бесстрашного, сокрушающего всех и вся на своем пути героя. Во многом блaгoдaря молодому накачанному Арнольду фильмы стали широко известны.

Но такого же «чистого», без примесей, фэнтези в кино не очень много. Из наиболее известных можно назвать разве что «Женщину-ястреба» и «Сердце дракона». Даже «Горец», и тот включает в себя сцены современного антуража.

«Индиана Джонс» и «Назад в будущее-2» являются смелым синтезом истории, твердого НФ и фэнтези. Вообще многие режиссеры эксплуатируют фэнтези в своем творчестве. Это и Жорж Мельес в «Путешествии на Луну», и Стивен Спилберг в «Тесных контактах третьей степени», и Ридли Скотт в «Бегущем по лезвию бритвы». Но, конечно, все эти фильмы относятся к фэнтези с большой натяжкой. Некоторые даже «Звездные войны» Лукаса относят к этому жанру.

Как это ни странно, экранизации эпохального произведения Толкиена не было ни одной. Если не считать, конечно, сделанные в 1978 году мультфильмы «Властелин колец» режиссера Ральфа Бакши и «Хоббит» Джульса Басса и Артура Рэнкина. Оба этих мультика обругали и критики, и толкиенисты из-за «очень неуклюжего соединения мультяшек и живых актеров».

Только в этом году режиссер Питер Джексон принялся за творение Толкиена, второе обещает увидеть свет в 2001 году. Вполне вероятно, что этот фильм сможет-таки возродить интерес к фэнтези.

Сейчас в компании «НТВ-профит» работают над новым проектом «Волкодав», в рамках которого планируется создание художественного фильма по роману Марии Семеновой, а также, возможно, телесериала и мультфильма. Это первый в истории российского кино глобальный проект по фильму в жанре фэнтези. Съемки начнутся в 2001 году, а пока ведется подготовка: еще не начали шить костюмы и не определили исполнителей главных ролей. «Волкодав» будет создаваться на основе самых современных технологий, с использованием компьютерных разработок. Режиссер фильма — Джаник Файзиев (известный по «Намедни 1961-1991. Наша эра»).

БОРИС СТРУГАЦКИЙ: «ПОЧЕМУ Я НЕ ЛЮБЛЮ ФЭНТЕЗИ»

— Фэнтези — это современная авторская сказка (в отличие от народной, фольклорной). Фэнтези я не люблю прeждe всего за то, что оно оторвано от реальности. Фантастика тем лучше, чем сильнее связь с реальным миром, более четкие параллели. А чем фантастичнее — тем хуже. Фэнтези превратилось фактически в духовный наркотик — средство уйти из реальной жизни в несуществующие и невозможные миры. Будущее, на мой взгляд, за «реалистической фантастикой», описывающей реальный мир, лишь искаженный фантастическим допущением. Но будет существовать и «фантастическая фантастика», потому что всегда были и будут люди с дурным или просто неразвитым пока литературным вкусом.

Но фэнтези, как, собственно, и фантастика, бывает плохое и хорошее. К хорошему я отношу «Дракона» Шварца. А все остальное… Толкиена я, конечно, читал. Вернее, пытался. Несмотря на всю его заслуженность и т.п., мне он показался скучным.

Фото: Любимые герои Толкиена — Фродо и Гэнальф.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)
Request Method: GET
Remote Address: 54.210.61.41
Remote Port: 33457
Query String: item=000710a


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )