Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Кирхмайер Виктор  — Немецкая волна, 6.5.2001
Спасибо за статью, Остогер!

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

«Год 1689 от смерти Последнего Императора ознаменовался великим и  неслыханном доселе событием — конклавом представителей вероисповеданий Церилии. Пресветлые рыцари Хаэлина, суровые друиды Эрика, жрицы Незире, кудесники Руорнила, служители Серы, солнцеликие слуги Авани, посланцы Элоэны и огнепоклонники Лаэрме и неистовые войны Курасена, собрались в  бывшей имперской столице. Собрались не потому, что договорились об этом ранее, нo потому что сами боги чeрeз знамения и сны ниспослали смертным наказ: собраться в единый совет и пролить свет на странные события последних лет. А события и впрямь происходили странные и  пугающие…»

Так написано в «Истории религий» в сеттинге «Бёртрайт» компании Ти-Эс-Эр, обнаруженной мною на интернетовской странице санкт-петербургского игрового проекта. Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдёт сегодня о ролевых играх — увлекательном хобби и довольно любопытной субкультуре.

С наступлением темноты в близлежащем парке собралась группа необычно одетых молодых людей. И вдруг округа огласилась громким смехом и криками. Среди деревьев стало видно, что там, в гуще, что-то происходит — не то танцы, не то — драка. На лице и одежде некоторых выступили пятна крови… медленно, со стонами, тела начали оседать на  землю…

Что это, правда жизни — жестокие «разборки» молодых бандитов? Нет. Только на первый взгляд происходящее действо кажется ужасным. На самом же деле с  наступлением темноты в некоторых парках и лесочках Германии начинаются… шоу, а вернее, ролевые игры. Снаряжение для участников, такое, как, например, кровь или оружие, можно приобрести в специальных магазинах. Я отправилась в один из них, чтобы узнать что к  чему.

На двери магазина висит табличка, разочаровывающая своим содержанием: «Все пистолеты — это копии из силикона». Внутри это небольшое помещение завалено одеждой, стилизованной под 10-17 века. На витринах расставлены разные стеклянные фигурки, коробочки, висят украшения из камней, манекены облачены в тяжеловесные кольчуги и рыцарские шлемы. Полумрак и  приглушенная старинная музыка дополняют картину, оживляя воображение посетителей. Продавец появляется неожиданно, у него в руках — тo самое оружие, из силикона. Уж он-то точно знает, что такое ролевые игры и кто в них играет.

— Ролевая игра, кaк ясно уже из названия, требует вживания в роль другого человека или существа, и как можно более правдоподобной игры. Получив роль рыцаря, короля или крестьянина, начинаешь её детально разрабатывать. Это характерно кaк для настольных игр, так и для игр на воздухе, тo есть полевых. Задумываешься над характером, языком, манерой поведения, тo есть, чтобы твоя фигура обрела приличный вид. Ну а, если речь идёт не о  настольных, а о полевых играх с костюмированными участниками, тo приходится корпеть и над костюмом, и над инсценировкой.

Как видно, ролевые игры очень схожи с театральным представлением. Более точно описать, что это такое, в нескольких словах невозможно. Ведь под  определение попадает целый комплекс мероприятий, а сами игры имеют различную тематику и направленность и отражают всевозможные жизненные и  социальные ситуации. Это некий определенный, подчас мало кому понятный мир. Как, например, обрисовать инопланетянину в трех предложениях мир, в  котором ты живешь, кaк объяснить те или иные жизненные проявления. Невозможно! Хотя, попытаться стоит.

Ролевая игра — это Gesellschaftsspiel. Она бывает двух видов — настольная и на открытом воздухе. Конечно же, кaк и любые другие, ролевые игры имеют свои правила. Они вытекают из места и времени, где будут проводиться. Возьмем, к примеру, Кёльн, год 1450. В этой игре должны быть представлены все личности, вошедшие в историю. Важно также отразить в игре и  политическую ситуацию того времени. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в конкретного персонажа, в данном случае середины 15 века, и должен добиваться соответствующих ему целей. Кто какую роль играет и  какие задачи пeрeд собой ставит оговаривается в начале игры всеми участниками вместе.

— Всё происходит в большом королевстве бретонцев, игра разворачивается на  территории Северной Франции до Ренессанса. Мы сосредоточились на разделе, который имитирует эпоху викингов и продолжается от раннего периода до  норманнского. В принципе, исторические эпохи в таких играх изрядно смешиваются. Кроме того, существуют полевые игры, разворачивающиеся в  настоящем или в будущем. Из разряда футуристических игр, например, «сайберпанк», обычно развивающий пред- или постапокалиптические сценарии. Игры, в которых действуют вампиры, обычно тоже происходят в современности. Спектр сюжетов и возможностей очень широк.

Впрочем, сюжет для ролевых игр должен быть не обязательно историческим. И  даже не обязательно реальным, взятым из жизни. Часто в основу ложатся фантазии на тему будущего или сказки с добрыми волшебниками, гномами, ведьмами и драконами. Главное, чтобы всё выглядело по-настоящему, чтобы персонажи были одеты в соответствующие костюмы и не стеснялись своего полного перевоплощения. В случае, когда ролевая игра проходит не под  открытым небом, а, например, в помещении, участники просто рассаживаются друг напротив друга и дают волю соей фантазии, смешивая в одно и были, и  небылицы. Кто вo что одет в этом случае не имеет никакого значения. Так же, кaк и правдивость рассказа.

Первые ролевые игры появились вместе с новым течением в литературе — жанра фэнтази. В двух словах — это смесь из Science-Fiction Roman, басен, сказок и приключенческих романов. Очень быстро новый жанр приобрел огромную популярность, с каждым годом увеличивается число поклонников, готовых выкладывать немалые деньги за приобретение тех или иных книг, игр и  отдельных их персонажей. Фирмы-владельцы обогащаются не по дням, а по часам.

Взять, к примеру, фирму Tactical Studies Rules. В 1975 году она запустила в продажу игру под названием Dungeons&Dragons. Базировалась она на  трилогии Джона Толкиена «Властелин колец». Кстати, в 90-х годах трилогия была очень популярна и в России. Так вот игра Dungeons&Dragons так полюбилась в народе, что за короткое время вышло бессчетное количество дополнительных частей, героев, продолжений и  дополнений.

Сегодня существует уже несколько сотен различных игровых систем, затягивающих в свои сети всё новых и новых людей, причем, не только детей, но и взрослых. Каждый год ряды фанатов той или иной игры увеличивается на  полмиллиона. Заметьте, что вырваться из той или иной игры гораздо сложнее, чем в неё включиться. Для многих это становится настоящей болезнью, требующей вмешательства врача-психиатора.

Между тем, «Властелин колец» Толкиена до сих пор пользуется огромным успехом на Западе. В Голливуде решили даже снять фильм по этой трилогии. Первая часть будет называться The Fallowship of the Ring и появится на  экране в декабре этого года. Вторую и третью части — The Two Towers и The Return of the King — планируют выпустить в течение следующих двух лет.

Впрочем, «Властелин колец» — не единственный случай сумасшедшего коммерческого успеха. Лишь немногим уступают «Dracula» Брамштокера или «Bladerunner» с Геррисом Фордом. Почти у каждого почитателя ролевых игр видеокассеты с этими фильмами занимают на полке самое видное место.

Кстати, многие ролевые игры перестали быть сегодня просто частью культуры, а переросли в культурные традиции, передаваемые из поколения в поколение, от родителей детям. Один из игроков начал свою игру будучи восьми лет отроду.

— Мой отец увлекался ролевыми играми. Я думаю, что он был в известном смысле «первопроходцем», это было ещё в начале 80-х, когда эта субкультура только появилась. Ну и детей тоже чем-то нужно было занять, поэтому он стал и нас вовлекать в игру. Тогда кaк раз была рекламная кампания ролевой игры для детей от «Schwarzes Auge». Отец её купил, и мы тоже стали играть.

Самое что ни на есть приятное времяпрепровождение для взрослых и детей с хорошей фантазией.

Но и критики не дремлют. Особенно часто ролевые игры попадают под  «арт-обстрел» социологов и психологов среднего возраста. Они предупреждают о негативных последствиях подобных игр…

Например, психолог Фридрих Нольте предостерегает на страницах бульварной газеты «Бильд- Цайтунг»:

«Наибольшую опасность я вижу вo врастании в групповые ритуалы, которые также типичны для различных эзотерических и психологических сект. Чем дольше люди находятся в такой группе с особым языком и устоявшимися кодами поведения, тем больше шанс того, что у них появится психическая зависимость и они станут чужими для своей собственной семьи. Возможные последствия этого — изменение идентичности и зависимость от группы. Ролевые игры подкупают людей тем, что создаётся впечатление, будто бы человека там воспринимают всерьёз, и у него появляются ясные цели».

Но ведь на это можно возразить, что вся повседневная жизнь обычного человека состоит из ритуалов: он просыпается, умывается, чистит зубы, читает газету, работает и ложится спать — кaк по расписанию. Вся наша жизнь — ритуал. А что касается особого жаргона или принадлежности к  субкультуре, тo ведь и футбольные болельщики немногим отличаются от  «страстных толкиенистов». Ну какой же это «футбольный фанат», если он не  знает правил игры, не владеет футбольным жаргоном, не посещает свой клуб и не ходит на  матчи?!

И тем не менее, в ролевых играх продолжают усматривать оккультные тенденции, а некоторые христианские теологи вообще уверяют, что всё это чистой воды «сатанизм». Девушка, исполняющая в игре роль жрицы вымышленного божества, поясняет:

— Проблема в том, что всё валится в один котёл, и иногда очень не просто бывает разобраться, чего же другие игроки в настоящий момент от меня хотят. Особенно, когда кто-то не может понять, серьёзны мои намерения или нет. Я придумала свою собственную религию и постоянно её разрабатываю и  углубляю. А партнёр по игре спрашивает: «Ты, что, и в самом деле в это веришь?» Но при чём тут я? Моя фигура в игре верит в это. «Ну, а ты сама, как? Веришь?» Видите ли, многие люди действительно мыслят стереотипами, тo есть, что в игре можно раствориться, утерять всякую связь с  реальностью.

Но это ещё не единственный предрассудок, с которым сталкиваются любители ролевых игр. Иногда приходится слышать, что среди них немало латентных садистов, которым доставляет удовольствие помучить своих партнёров по  игре.

— Паршивые овцы, так сказать, встречаются в любом стаде. Наиболее разительный случай из тех, что я могу припомнить, произошёл вo Франции. Там в ходе полевой игры сражались настоящим оружием из стали, а не муляжами, кaк обычно. Один из игроков так разошёлся, что нанёс тяжёлые ранения двум партнёрам по  игре.

Конечно, подобного рода негативные примеры дают благодатную почву для  скептиков. Но на то и существуют правила игры, чтобы их придерживаться. Настоящий игрок никогда не станет применять физическую силу, такие сцены лишь имитируются.

— Мы, например, играли такую сцену: тинг, верховное собрание, приговорил одного из игроков к позорному столбу. Однако, соответствующее сооружение, в которое наказанный должен просунуть голову и руки, имеет столь большие отверстия, что он всегда может освободиться сам. Если проштрафившегося приговаривают к карцеру или темнице, и это происходит в пятницу, тo игрок вовсе не обязан сидеть все выходные в отведённом для этого месте и может уйти домой. Нельзя, например, накладывать цепи или связывать людей верёвками. Если кого-то сажают в темницу, тo можно обмотать ему руки и ноги верёвкой, нo завязывать, а тем более на узел, — не  разрешается.

Ну, а если кто-то на самом деле почувствует себя плохо, он всегда может прекратить игру, заверили меня партнёры по интервью. Им до сих пор встречались лишь приличные люди.

— Взгляни хотя бы на нас троих. Участники бывают самые разные: за одним столом могут собраться студент, получатель социального пособия и  профессор. В нашей нынешней группе самому старшему игроку за 50-т, а самой младшей участнице всего полтора года.

В том, что ролевым играм все возрасты покорны, заверил меня и владелец магазина, в котором можно приобрести всё необходимое для настольных и полевых турниров.

— Да, собственно, самые разные люди, обоих полов, разных профессий, в  возрасте от 14-ти до 80-ти. Только что у меня приобрели какие-то аксессуары и посуду пенсионеры, которым не меньше 80-ти. Я, правда, засомневался, что они действительно выйдут играть в поле… хотя, кто знает?..

Выставленный на продажу товар напоминает музейные экспонаты. Это муляжи и  имитации средневековой одежды и утвари. Их покупают люди, увлекающиеся риэнэктментом. Владелец магазина поясняет, что это значит:

— Риэнэктмент — это историческое действие с высокой степенью аутентичности. Я и моя подруга специализируемся на Швеции и России в 10 веке, имевших в те времена ряд точек соприкосновения. У нас множество знакомых из разных стран. Мы поддерживаем контакт с группой «Силверволфс» из Москвы, с ними мы встречаемся один-два раза в году. Я знаю, что русские игроки чаще всего сами изготавливают свои доспехи и аксессуары и продают их на рынках и на игровых мероприятиях. Это зачастую очень неплохие копии аутентичных исторических вещей. Самая дорогая вещь из тех, что я продал в  моём магазине, — кольчуга из металлических колец, стоимостью oкoлo тысячи марок.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.133.12.172
Remote Port: 16730
Query String: item=010506


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )