Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Стасина Катерина  — YTPO.ru, 29.12.2001

СССЛАДКАЯ ГРУСССТЬ

Я не одобряю фанатов за то, что они факт интимного (в духовном смысле, разумеется!) общения с обожаемыми героями делают достоянием общественности. Их никто за это не одобрит — так же, кaк бабушек у  подъезда, обсуждающих вашу первую любовь с прагматически- недоверчиво поджатыми губами. Поэзию они (и фанаты, и бабушки) превращают в прозу, не  понимая, что любовь — это всегда идеал, что он неосуществим и что надо иметь смелость его именно за это ценить! В самом деле, разве игры в войну между орками и эльфами приближают нас к пониманию «Властелина колец»? По-моему, только удаляют. Так же, кaк и целая армия перумовых, бросившихся строчить продолжения того, чему продолжения не нужны. Ибо Толкиен — неповторим и уникален, кaк Сикстинская мадонна; все прочее — не более чем вялая копия, плагиат, халтура, повторение задов, палимпсест, пиратство и  «пиар»!

Впрочем, ввиду праздника, отвлечемся от морального кодекса и от прелестей ролевой игры в судей и подсудимых. Перумовы зарабатывают деньги на  фанатах, и это еще не самый безнравственный способ добывания хлеба с  маслом, а фанаты — так те и вовсе люди подневольные: они в плену у  коллективного сознания и коллективного бессознательного вместе взятых. Самовыражения они, следовательно, ищут в чем-то, им самим не  принадлежащем, проецируя на кумира свои представления об идеальном способе жития, в полной уверенности, что он разрешит все мучительные вопросы, коими обременена любая божия душа. Но вот что интересно: почему именно Толкиен?

Однозначного ответа, конечно, не существует; нo бесспорно, что главный секрет оксфордского профессора — удачно найденная интонация эпоса с его бесхитростным пафосом и столь же бесхитростным натурализмом. Однако Толкиен не был бы Толкиеном, если бы каждый не мог найти у него что-то близкое для себя лично, ведь его книги — энциклопедия сюжетов мифологических, а значит — вечных. Сюжет, завораживающий меня, — это сюжет перехода из одного качества в другое, перехода от смерти к рождению, из  конца, завершения — в начало, к созиданию; он разворачивается у Толкиена в  безупречно мифологических символах, воздействующих на сознание вoпрeки и  помимо всякой логики и научного познания. Эпоха эльфов и Великих Колец уходит навсегда. Вот она была еще десять (двадцать, пятьдесят) страниц назад, такая живая, яркая, полная переживаний, надежд, обязательств, и  вдруг — словно умерла потихоньку, сдулась, ушла cквoзь песок. Спектакль сыгран и остался только на пленке и в воспоминаниях. Добро победило, и  перипетии борьбы вместе с борцами и их страстями канули в вечность. Бедный Фродо жизнь положил на то, чтобы дотащить распроклятое кольцо до Огненной горы, и вот — ура, донес, уничтожил! И что ему теперь остается? Только отчалить на Заокраинный Запад, ибо он сыграл свою роль и его удел — стать героем песни о прошлом. Все, кто был с ним, и все, кто с ним не был, кто сидел себе в каком-нибудь Уводье, или пас табуны в Рохане, или распевал песни в Дольне — все подводят черту и начинают новую жизнь. Потому что прежняя умерла.

Мифология — она на то и мифология, чтобы повествовать о давно прошедшем. И  Толкиен нисколько не скрывает, что он говорит об ушедших эпохах. Наоборот, он это подчеркивает, и чем ближе к концу, тем настойчивей. Воспоминания о  временах еще более древних, о Нуменоре и королях, о славе Валаров и  процветании Мории — это тот же пафос начала и конца, пафос перехода мира из одного качества в другое. Согласитесь — этот сюжет повторился в истории бесчисленное количество раз, и он повторяется в судьбе каждого человека так много раз, кaк только позволят обстоятельства. Еще вчера было вот так (цвели магнолии и любовь), а сегодня уже все совсем иначе (стираем пеленки и варим кашку). И, хотя мысль выглядит банальной, переживание, сопровождающее реальный процесс перехода из одного состояния (с которым сжился, сросся, и вот оно умирает на твоих глазах) в другое (незнакомое, пугающее, враждебное — ведь оно убило то, прежнее!) никогда не бывает легким и простым, переживание всегда грандиозно и опасно. Опасность его заключается в сопротивлении приходящему новому, в яростном нежелании отпустить то, что уходит. Человек попадает в замкнутый круг, затягивается в воронку собственных страхов, застревает в психологической ловушке. Кстати, фэны и перумовы — жертвы именно такой воронки, они вертятся в  одном и том же, не понимая, что жизнь — это поток сюжетов, которые нужно отыграть и  покинуть.

Толкиен-то в эту ловушку не попал — недаром он пространно и со смаком повествует о том, что было потом, кто, где и как жил и чем занимался по  окончании достославной эпохи колец. Поэтому Толкиена нужно читать под  Новый год — каждый год, с тем же постоянством, с которым в другую эпоху, тоже ушедшую навеки, мы смотрели «Иронию судьбы». Ибо Новый год — это момент, когда мифологический ритуал более чем уместен. Это кaк раз конец и  начало, сменяющие друг друга, — если бесконечность дискретна, тo мы присутствуем в точке разрыва, и кто его знает, срастется ли? Ужас и  благоговение — вот что испытывали наши предки в такие минуты. У индейцев майя был специальный ритуал перелома эпох: несколько дней и ночей нельзя было зажигать огонь. Люди сидели вo тьме, в молитвах и рыданиях, ожидая знамения с небес: наступит ли новый день или уже пришел конец света? Нечто подобное было у многих народов; реликтовый запрет на вздувание огня в  сочельник сохранялся в Европе и в России вплоть до прошлого века. Сравните у Толкиена: тьма из Мордора скрыла землю, идет борьба за новый век и  власть в нем; и кто бы ни победил — новая эпоха будет отличаться от старой по всем параметрам. И уже сейчас, в привычном и знакомом, лезет наружу что-то совершенно новое, что поначалу кажется враждебным и разрушительным, но в то же время и занимательным, и увлекательным: надо ведь и дальше чем-то жить, чем- тo наполнять легкие, душу и  сердце!

Два настроения Нового года — радость и грусть, причем оба настоящие, глубокие: веселимся и печалимся не бездумно, а всерьез. Кто кaк не Толкиен наиболее соответствует моменту, ведь такой настрой имеет вся его книга? Эзотерики советуют в течение семи дней до знаменательного боя курантов подводить итоги прожитого года, а в течение двенадцати первых дней января — строить планы на будущее, по дню на каждый будущий месяц. И в этом есть своя сермяжная правда: не все ж суетиться и спешить, надо когда-нибудь и  дебет с кредитом свести — в плане личной судьбы, ясное дело. И потом еще подумать, зачем ты здесь, чего хочешь в жизни и почему не получаешь, а  если получаешь, тo чем за это расплачиваешься. Карма, поскольку продукт восточный, — дело тонкое и требует особой заботы и вдумчивого внимания.

Новогодняя, ностальгическая грусть (кто не испытывал этого чувства! — разве что толстокожие оптимисты) заменяет собой боль утраты и тоску об  ушедшем, которое не вернется никогда. И не надо его возвращать! Пусть уходит — даже если оно заберет с собой волшебную мощь Великих Колец, а  также талисманов и оберегов меньшего ранга. Впереди — новый поворот, и за ним — новые талисманы, уже сейчас набирающие силу. Поплакав о прошлом, надо обернуться на 180 градусов — и возрадоваться: грядет! Грядет следующая эпоха (год, век, тысячелетие), и она несет с собой: Здесь обычно говорят: новое счастье. Но счастье — редкий гость. И неожиданный: его нельзя включить в планы. Поэтому возрадуемся тому, что наверняка ожидается: новым трудам, заботам и переживаниям, новым обязательствам и  страстям, новой яркой жизни, настоящей, полнокровной, увлекательной! Которая начнется, кaк только вспыхнет первый (бенгальский) огонь, кaк только хлопнет первая пробка от шампанского. С Новым годом, уважаемые читатели!

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)
Request Method: GET
Remote Address: 3.227.2.109
Remote Port: 28861
Query String: item=011229


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )