Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Синяков Сергей — Вечерний клуб (Москва), 16.1.2003
Спасибо за статью, Остогер!

На московские экраны выходит «Властелин колец-2»

КАК ЕГО СМОТРЕТЬ

Ну, что здесь сказать. Во-первых, хотелось бы пожелать читателю по возможности уклоняться от просмотра «Властелина колец» в компании с журналистами. То же самое можно посоветовать и касательно компании толкиенистов. Ни те, ни другие не дадут вам посмотреть кино по-человечески, хоть сколько-нибудь сохранить свежесть восприятия. Дело не в том, что те или другие не ведают о ценности материала. Как раз наоборот. И культурные обозреватели популярных изданий, и забавные молодые люди, периодически бьющие друг друга по хорошим, крепким головам игрушечными мечами в диких лесах Подмосковья, хорошо понимают, что имеют дело со святыней. Проблема в том, что одни с педантичностью идущего на дело маньяка уже с первого кадра обдумывают, как бы получше обгадить святыню в рецензии, и счастливо похрюкивают в самых лиричных местах, а другие, напротив, на этих самых местах норовят отбросить копыта от избытка наслаждения. Я, при некоторой натяжке, могу представлять обе стороны, поскольку сам в свое время читывал — и не раз читывал — трилогию.

Толкиен вложил во «Властелина колец» много хорошего, доброго, вечного. Стоит ли удивляться, что в итоге получилась объемная глыба, смущавшая умы малодушных читателей, которые сначала брались за чтение с энтузиазмом и холодной решимостью, но постепенно падали духом, безнадежно погрязая в столпотворении эльфов, магов и хоббитов, как Фродо Бэггинс — в гиблом болоте на подступах к Мордору. Самым жестоким и в то же время простым способом приобщить мятущуюся душу к Книге было вынудить ее к полному прочтению насильно. Такой метод всегда эффективен и порой даже чересчур: а ну как будет потом читатель бегать в лесу с палкой. Другим способом щадящей популяризации доброго и вечного было кино. Первым снять «Властелина колец» хотел Стенли Кубрик, но Толкиен, поразмыслив, ответил отказом, сказав, что, по его мнению, экранизация трилогии невозможна в принципе. Спустя несколько десятилетий, когда и Кубрик, и Толкиен умерли, за дело взялся австралиец Питер Джексон.

С частью духовной и с частью, как бы это сказать, мясной Джексон в «Двух башнях», более динамичных, кстати, чем первый фильм, поступает очень просто, по принципу Полиграфа Шарикова, рекомендовавшего «взять да и поделить». Не страшащийся объемов Толкиен мог себе позволить мыслить масштабно. Вставить, допустим, в сцену бойни большое лирическое отступление, где герой, отвлекшись от хруста костей, на манер Андрея Болконского под дубом размышлял бы о философских аспектах добра и зла. Персонажи фильма в этом смысле ограничены: только зазеваешься просветленно, как немедленно будешь забит орком, загрызен собакой-мутантом, подхвачен драконом или растоптан слоном. В «Двух крепостях» слоны отдельно, думы отдельно.

Причем, что там скрывать, за слонами наблюдать интереснее, поскольку похвастать какой-то особо тонкой актерской игрой исполнители не могут; сказка того и не требует. Положение спасает разве что сугубо компьютерный Горлум, особенно когда в минуты приступов шизофрении ведет исполненные драматизма беседы с самим собой. Остальные герои стилистических вольностей себе не позволяют: по мелочам любят и горюют сдержанно, но, отпевая павших, печалятся навзрыд. За всеми этими делами мы наблюдаем с терпением, ожидая, когда же пойдут в атаку, швыряясь каменными глыбами, разумные деревья, и сверзнется в преисподнюю Гэндальф.

Ко всему этому я был, впрочем, готов и пошел на пресс-показ «Двух башен» с искренним намерением отрешиться от всего земного, погрузиться, насколько это возможно, на три часа в сказку. Проникнуться отрешенностью Фродо, несущего кольцо в Мордор, преданностью Сэма, мудростью Гэндальфа, храбростью Арагорна.

Полностью погрузиться не дали томные молодые критики в соседнем ряду, воспринимавшие все увиденное в ключе сугубо эротическом, более того, строго гомосексуальном (бедный, бедный Толкиен, недопустивший во всех своих книгах ни единого намека на радости плоти). Досконально обсудив прически эльфийских лучников, нетрадиционные ребята с радостью прошлись по чисто внешним особенностям суровой мужской дружбы Арагорна и Леголаса, да так, что в тайной подоплеке отношений воинов не приходилось уже сомневаться. Затем столь же вдумчивому анализу был подвергнут товарищеский дуэт Фродо и Сэма. В сцене, где израненного бойца целует фея, один из молодых людей неожиданно проворковал: «Тут бы и я проснулся». Лучший в своем роде комплимент.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 3.17.75.14
Remote Port: 63090
Query String: item=030116


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )