Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Заславский Илья — Газета.Ru, 6.3.2003
Спасибо за статью, Аскар Туганбаев, Прохожий и Остогер!

Как я попал на банкет толкинистов

Когда я несколько лет назад учился в Москве, в РГГУ, у меня слово «толкинист» ассоциировалось только со всякой мутью. Перед глазами немедленно вставал собирательный образ волосатого субтильного придурка с повышенной эксцентричностью, жестикуляцией и слюноразбрызгиванием и с нездоровыми наклонностями «походить в походы с ночевками» и «попеть там песни Ивасей у костра». Все это, ясное дело, переодевшись в костюмы орков или каких-нибудь эльфов.

У нас там был такой главный вестибюль на первом этаже, где подобные персонажи собирались шумными компаниями и всегда готовы были с радостью рассказать, как они тут недавно «с ребзой» ходили в Нескучный Сад, «порубились от вольного» на мечах и палках, а «потом уже согрелись беленькой и попели». Особенно запомнился один чувак, в которого на одном из таких игрищ под проливным дождем попала молния, но он и после этого не изменил своей любви к ночным «мочиловкам» и оставался крайне жизнерадостным «толконутым»… Книга Толкиена мне нравилась больше, но тоже особого энтузиазма не вызывала, потому что, как мне ясно теперь, это был плохой перевод.

Когда я попал в Оксфорд, где Толкиен провел большую часть своей жизни (с некоторыми перерывами в общей сложности около шестидесяти лет — с 1911 по 1973-й), мое мнение о самом авторе и его поклонниках стало постепенно меняться. Это случилось после того, как я воочию увидел, какие вещи и места могли вдохновлять Толкиена, узнал, что представляют из себя местные поклонники мастера и вообще что о нем думают в Англии…

Первое, что сразу же поражает в Оксфорде в приложении к Толкиену, это архитектура, сельские пейзажи с бескрайними зелеными пастбищами и действительно полусказочная и какая-то законсервированная атмосфера этого места — становится ясней, что стимулировало воображение профессора лингвистики, начавшего по ночам и не очень систематически писать свои произведения как нечто не подлежащее суду широкой публики, а предназначенное лишь для себя и для чтения вслух своим детям.

Архитектура старых колледжей, бывших монашеских орденов, действительно напоминает небольшие крепости, весь город наводнен горгульями, химерами, шпилями и всевозможной фантасмагорической готикой. Чего стоит одно здание Камеры Рэдклифф, которая, по мнению многих исследователей, стала прообразом одной из башен Саурона (сейчас там библиотека).

Мое мнение о толкинистах изменилось, когда я узнал больше о местном обществе. Сначала я наткнулся на их сайт (http://users.ox.ac.uk/~tolksoc/index.html) и увидел, что «помимо серьезных академических семинаров по творчеству Толкиена, на которые приезжают такие известные исследователи, как Rayner Unwin C.B.E. и профессор Tom Shippey, в Обществе устраиваются и значительно более расслабленные и веселые дебаты и вечера, где исполняются пьесы (например, «Да и вообще, чье это кольцо?»)». Почитав дальше, я обнаружил, что «Общество устраивает видеовечера, банкеты, обсуждения книг, связанных с Толкиеном, а заодно катание на плоскодонных лодках, а также здесь помимо ролевых игр (о боже, только не это!) для всех желающих «имеется множество настольных толкиеновских и нетолкиеновских игр по типу монополии, а также компьютерные игры»…

Больше всего мне, понятное дело, понравилось, что «нередко членов общества можно найти заседающими в одном из пабов… в отношении последних многие из членов являются признанными знатоками». После этих слов я твердо решил пойти на контакт и вскоре познакомился с секретарем местного Общества Марией Артамоновой — кстати, она любезно ответила мне на несколько вопросов.

С Марией я разговаривал после ежегодного торжественного «толкиеновского банкета», который прошел тут в конце февраля, в большом зале West Oxford Community Center — это было одним из главных событий Общества в этом году. За день до банкета члены Общества встретились в соседнем колледже, сделали последние приготовления в отношении костюмов, декораций и гастрономической части. Каждый год их банкет — это маскарад и некое действо на определенную тему; в этом году тема была «An Unexpected Guest at Helm's Deep» («Нежданный гость в крепости Хельма» — кто помнит, это основная крепость, которую во второй части фильма штурмуют оравы орков).

На банкете я тоже побывал (наверно, я как раз и был там «нежданным гостем»). Местные толкинисты увешали стены обширного зала разными плакатами — естественно, на толкиеновскую тематику. Народу пришло меньше, чем планировалось, человек пятнадцать, зато, соответственно, выпивки «в одни руки» досталось существенно больше. Пьют местные толкинисты красное вино (почему — я забыл спросить, но «беленькую» не пьют). Средний их возраст — студенческий, лет двадцать, и в основном это барышни; так называемых таун-пипл в Обществе, видимо, вообще нет. Музыку на банкете слушали разную: от саундтреков из кинотрилогии до обычной попсы. Старожилы говорят, что банкет удался на славу. На мой взгляд, и костюмы были хороши, но еще круче были танцы — все это меня вполне впечатлило.

Понятное дело, Толкиен в Британии привлекает не только узкий круг фанов и филологов-специалистов, но и самую широкую публику, причем в совершенно разнообразных формах. В этом году, к примеру, 4 января огромное количество почитателей таланта Толкиена отметили 111-ю годовщину со дня его рождения (в Лондоне, на Лестер-сквер). Сам автор «Хоббита» считал число 111 «чем-то весьма необычным». Именно такую годовщину празднует Бильбо Баггинс в начале трилогии: «Бильбо Баггинс, которому исполняется 111 лет, достиг внушительного для хоббита возраста…».

Или еще событие: 31 января в Эдинбурге прошел аукцион, привлекший колоссальное внимание, где были выставлены первые издания «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Хотя вторая книжка в «битве титанов» победила (за «Поттера» дали 3.200 фунтов против 1.600 за Толкиена), надо учесть, что «Поттер» был с автографом Роулинг.

«Война миров» Толкиена и Роулинг сейчас идет здесь на всех уровнях. Читатели и критики постоянно сравнивают героев, сюжеты и всяческую символику. В магазинах сравниваются уровни продаж. Сборы от проката фильмов и полученные награды тоже «воюют». Академия научной фантастики и фильмов ужасов, ежегодно вручающая премию «Сатурн», отметила «Гарри Поттера» в девяти номинациях, а «Властелина колец» — в восьми. Зато британская и американская киноакадемии отдали предпочтение толкиеновскому фильму.

Но для меня главное не вся эта раздутая коммерция, а тот оксфордский «толкиеновский» дух, все те архитектурно-пейзажные химеры, о которых я говорил: когда приглядишься к ним, начинаешь ими дышать и у тебя как будто открываются глаза на уже привычные вещи. Так что местных толкинистов я, как это ни странно, в отличие от той «ребзы» из РГГУ, почти понимаю.

ИНТЕРВЬЮ С МАРИЕЙ АРТАМОНОВОЙ

- Сколько сейчас в обществе членов? Много ли людей вступило после выхода первого и второго фильмов «Властелина Кольца»?

- В обществе сейчас порядка 30 постоянных членов. Понятно, что состав текучий, к тому же на многие мероприятия приезжают 'Old Members' из других мест. После фильма особого наплыва не было: все-таки чисто поверхностного интереса недостаточно, чтобы посвящать обществу столько времени. Приходят в основном люди, которые любят Толкиена давно, хотя всякое бывает. Ограничений по «знанию текста» у нас нет.

- На страницах сайта общества описано множество разных событий и развлечений. Что является самым популярным, чем Оксфордское толкиеновское общество отличается от других в Англии и России? В России, например, очень популярны ролевые игры, как с этим здесь?

- Занимается общество самыми разными вещами — от Pub Crawls (поход по нескольким пабам сразу за один вечер, часто число пабов двухзначное) и Punt Parties (вечеринки на плоскодонных лодках, которые можно взять на прокат, чтобы поплавать по каналам) до лекций специалистов по Толкиену. В промежутке — викторины, обсуждения фильмов, других популярных авторов, близких Толкиену тем, поездки в места, связанные с его жизнью. В этом семестре состоятся два очень важных события — Банкет, на который соберутся все члены общеcтва, кто сможет приехать, и ВК — викторина Оксфорд-Кембридж. В прошлом году команда из Кембриджа приезжала сюда и проиграла, в этом году мы едем к ним и надеемся на еще одну победу. Ролевые игры здесь не очень популярны, этим в основном занимаются историки-реконструкторы. Но на банкет надо приходить в костюме одного из персонажей. Английское Толкиеновское Общество (Tolkien Society) имеет гораздо больше членов, но проводит только одно крупное мероприятие в год — «Entmoot» в сентябре в Оксфорде — это конференция и встреча толкиенистов.

- Есть ли у вас какой-нибудь «месседж» для русских фэнов Толкиена или что-то, что было бы интересно нашему читателю?

- Для русских поклонников Толкина могу сказать следующее: русский толкиенизм по серьезности своей ничем не уступает английскому! В следующем году три основных должности в обществе (президент, секретарь, казначей) будут занимать русские. В прошлом году команда, победившая Кембридж в викторине, состояла наполовину из русских (2 человека из четырех). По-моему, это здорово, и наверняка будет интересно вашим читателям.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.189.180.244
Remote Port: 20920
Query String: item=030306


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )