Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Фаликов Борис — Газета.Ru (Москва), 27.12.2005

Лев и хоббит. Крестовый поход в эпоху политкорректности

Выход на экраны фильма по первой книге ╚Хроник Нарнии╩ Клайва Стейплза Льюиса ╚Лев, Колдунья и платяной шкаф╩ заставляет вспомнить о другой недавней экранизации √ ╚Властелине колец╩ Джона Роналда Толкиена. И дело не в том, что обе книги написаны в жанре фэнтези, их авторы √ оксфордские профессора √ были дружны друг с другом, а фильмы сняты новозеландцами √ соответственно Эндрю Адамсом и Питером Джексоном. Речь о другом. Католик Толкиен и англиканин Льюис в своих произведениях решали проблему христианского противостояния злу, чрезвычайно актуальную для их времени. Не успела цивилизованная Европа отрубить голову гитлеровскому нацизму, как на ее месте выросла новая √ сталинского коммунизма. Бывшего союзника по борьбе с Германией. Инфернальная сила зла, принимавшего все новые обличья, не могла не пугать. Оба писателя-христианина всерьез над этим задумались. Сейчас у мирового зла новая маска √ исламского терроризма. И тема защиты западной цивилизации актуальна вновь.

Толкиен и Льюис подружились во многом благодаря общей страсти к языческой мифологии. Когда они познакомились, Льюис еще не обрел веру, и Толкиен подначивал своего младшего товарища: ты так любишь греческие, германские и ирландские мифы, отчего же не принимаешь ╚величайший миф, ставший истиной╩, √ евангельский? В 1931 году Льюис присоединился к Церкви Англии и написал несколько апологетических книг (одна из самых известных √ ╚Просто христианство╩ √ до сих пор издается миллионными тиражами). А после Второй мировой друзья начали параллельно создавать свои мифологические эпопеи.

Задача перед ними стояла общая √ показать, что в современном мире, во многом вернувшемся к язычеству с его культом силы, христианство √ это единственное, что способно противостоять могуществу зла.

Но решали они ее по-разному. В толкиеновском ╚Властелине╩ нет прямых христианских реминисценций, но сохранен евангельский дух. Особенно это очевидно в главной теме √ искушения властью. Именно это искушение победил Христос, постясь сорок дней в пустыне. Вот и герои Толкиена идут путем Спасителя, борясь с невероятно притягательным соблазном, исходящим от кольца, и побеждая его добровольной жертвой.

Люис же пытается почти целиком вписать (христианский?) миф, величие которого он наконец осознал, в порожденную его неутомимым воображением причудливую смесь мифов языческих. Лев Аслан √ это символ Христа, принесшего себя в жертву и воскресшего, чтобы одержать победу над злом, воплощенным в Белой Колдунье. Толкиен честно сообщал своему другу, что такое лобовое решение не слишком нравится. Но, может быть, благодаря этой простоте ╚Нарния╩ по популярности не уступала ╚Властелину╩. Хотя читатели у друзей-соперников были разные. Изощренность Толкиена оказалась по нраву интеллигентным подросткам и их родителям. Наивная простота Льюиса √ детям помладше и протестантским фундаменталистам, которые по сей день активно используют труды писателя в своей миссионерской работе. Фильм помогает понять, причем тут фундаменталисты.

То, что Льюис отвел роль Спасителя в своем животно-мифологическом царстве льву, не удивительно. Кто лучше явит нам царя небесного во славе? Но Иисус не только совершенный Бог, он и совершенный человек. И, претерпевая крестные муки, страдает как человек. В книге магия слова может придать убедительность страданиям искупителя-льва, наглядность киноизображения скорее разоблачает, чем убеждает.

Как печально ни глядел бы на нас созданный на компьютере лев своими мудрыми глазами, его крестная жертва больше напоминает сафари или, хуже того, скотобойню. А последующее воскресение √ военную хитрость. Напротив, в своем царском обличье он более чем убедителен. Его мощь явлена нам в финальном эпизоде битвы, когда величественный лев буквально сметает на своем победном пути жалкую колдунью, как будто из снежной королевы та ненароком превратилась в снегурочку.

Силе зла противостоит превосходящая сила добра. Она зрима и вполне материальна. И не удивительно, что такой зооморфный спаситель вполне устраивает воинственных протестантов. Он убеждает их и, главное, помогает убедить других: не мир я принес, но меч.

Толкиен √ о том же. Однако, несмотря на обилие материальных мечей, которые мелькают во ╚Властелине╩ даже чаще, чем у Льюиса, понятно, что речь в данном случае идет о мече духовном. Средиземье, как и Нарния, заселено мифологическими персонажами, но в своих внутренних борениях они вполне человечны, то есть, будучи подвержены сомнениям и колебаниям, способны на подвиг. Пусть в этом мире нет фигуры Спасителя, но маленький хоббит, изо всех сил превозмогающий страшное искушение властью, уподобляется Христу в его уязвимой и страдающей человечности и побеждает силы тьмы.

В наши дни кажется, что урок Льюиса более уместен. И силу может сокрушить только сила. Не удивительно, что американские фундаменталисты, поддержавшие Буша в иракской войне, ставят на льва. И в этом невольно уподобляются врагу. В свое время Владимир Соловьев указывал на сходство ислама с монофелитством, христианской ересью, в которой человеческая воля Христа объявляется несуществующей. У Бога может быть только одна воля √ божественная, и удел человека √ слепо подчиняться ей. В исламском терроризме эта идея всемогущества божества, которое подавляет и сокрушает человека, делая из него покорную игрушку, лишенную всякой свободы выбора, достигает апогея.

Поэтому, когда фундаменталисты призывают к крестовому походу против неверных, они заимствуют идеологию тех, с кем зовут на бой.

И чудится пророческая ирония в том, что Льюис назвал своего льва ╚мусульманским╩ именем Аслан (тюрк. √ ╚лев╩).

Здесь и берет слово Толкиен, который учит, как уберечься от искушения силой. И противостоять злу, оставаясь человеком. Возможно, жертвуя жизнью, но сохраняя главное человеческое измерение √ свободу.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Request Method: GET
Remote Address: 54.224.235.183
Remote Port: 11269
Query String: item=051227


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )