Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Андреева Надежда — Новая газета (Москва), 2.10.2008
Спасибо за статью, Прохожий!

Госзаказ на соцпроект. Почему игры ролевиков заинтересовали политтехнологов ╚Единой России╩

По профессии Игорь Семенов — политтехнолог. Занимается выборными кампаниями и, что интересно, не работает с партией ╚Единая Россия╩. В свободное от основных обязанностей время Игорь — мастер игры. Почти десять лет проводил ╚ролевки╩: придумывал для молодых, но уже серьезных дядей и тетей историю, в которой они могут носить странную одежду, говорить, что думают, и пару дней побыть не такими, как обязывает их взрослая серьезная жизнь.

На первую игру Игорь попал, как почти все ролевики, случайно. Пригласила соседка по студенческому общежитию. Аспирант Академии госслужбы слышал, что где-то в ближнем пригороде собираются диковатые люди с деревянными мечами.

Обстругал лыжу и поехал ╚только из уважения╩ к даме. Увидел не то, что ожидал: ╚Меня удивило, что это вообще существует. Живой социальный ландшафт. Здесь мы все на одной доске, — для верности понимания Игорь бьет по столу, — и никуда отсюда не дернешься. А там можно реально вырасти на каком-то деле: если ты хороший менестрель, или хороший фехтовальщик, или лекарь — ты всем нужен. ╚Лифты╩ работают не понарошку╩.

После нескольких игр Игорь понял, что ему не очень нравится, как они сделаны, и поступил по принципу ╚если не устраивает этот мир, создай свой╩, — стал мастером. Конечно, не главным (это высшая ступенька в иерархии), а членом мастерской группы. Новичку поручили идеологически дополнить и подвести экономическую базу под нашествие хана Батыя.

Подготовка игры занимает около года. В отличие от прочего человечества ролевикам предоставляется возможность самостоятельно выбрать время, в котором они будут жить (недолго, но все-таки). Саратовский мастер предпочитает древнюю историю, говорит, игра, основанная на современности, позволяет участнику сделать ╚слишком маленький шаг от себя╩.

╚Организация ролевой игры напоминает подготовку к киносъемкам, но сложнее. В кино или театре есть режиссер, продюсер, которые собирают команду, распределяют роли и требуют. У мастера нет никаких приводных ресурсов: я не могу ни заплатить, ни запретить. Но должен сделать так, чтобы люди ни за что вложили в игру свое время и деньги╩, — говорит Игорь.

Найти загородный полигон для нескольких десятков, а то и сотен участников довольно сложно. Мастер должен договориться с властями: возникновение выдуманной административной единицы на подведомственной территории следует подкрепить соответствующей справкой (Семенову это легко удавалось благодаря работе в правительстве Саратовской области). Несколько лет назад в Подмосковье запретили крупнейшую игру ╚Последний союз╩ (с бюджетом 3,5 миллиона рублей и полутора тысячами участников), так как она не была внесена в план мероприятий по работе с молодежью районной администрации.

Закупка реквизита также входит в обязанности мастера. Участники платят взносы — от 500 до 1000 рублей. Основную часть суммы тратят на продукты для игровых кабаков. ╚Мастер всегда внакладе, добавляет личные деньги. Заработать на этом невозможно╩, — говорит Семенов. Он выучил, например, где продаются дешевые гробы (с учетом количества легендарных героев на единицу площади — совершенно необходимая для игры вещь) и где взять почти бесплатный транспорт — на самое скромное вознаграждение соглашаются водители ╚скорой╩.

Они пользуются костюмами и экипировкой, сделанными на заказ, приезжают в лагерь на недешевых машинах и так же респектабельны, как любители горных лыж╚Главная проблема — собрать игроков╩, — говорит Семенов. Участников приглашают через интернет и сарафанное радио. Изначально мастер дает только вводную информацию и завязку сюжета. Каждый желающий сам придумывает себе персонажа, присылает заявку, и мастер увязывает его с другими — решает, кто кому друг, враг, родственник и т.д. ╚Начинающие игроки всеядны, пробуют все роли подряд. Потом, конечно, хотят сыграть главного героя. Хотя чем заняться королю, ведь он уже король? Ну победит соседнего монарха. В принципе скучно. Самая непопулярная роль — слуга. Профессиональные игроки говорят, что очень круто отыграть нищего╩, — рассказывает Игорь.

Обычно ролевики не афишируют свое увлечение, ведь членов сообщества нередко подозревают в психическом нездоровье в связи с привычкой ╚бегать по лесу в занавесках и со шваброй╩. На самом деле большинство игроков — люди неленивые и изобретательные по жизни: студенты, преподаватели, компьютерщики, рекламщики, врачи, психологи, литературные редакторы, менеджеры. За восемнадцать лет существования движение изменилось. Играющие ветераны состоялись в ╚жизненных╩ обстоятельствах. Они пользуются костюмами и экипировкой, сделанными на заказ, приезжают в лагерь на недешевых машинах и уже почти так же респектабельны, как любители горных лыж. Им скучно и хочется встряски. Новички, старшеклассники и студенты младших курсов, тоже не похожи на постперестроечных юношей: хотят, чтобы за уплаченный взнос им сделали гламурно. По наблюдениям Семенова, современный девиз ролевиков приблизительно таков: ╚Мы успешные люди и очень продвинуто развлекаемся╩.

╚Основная претензия к движению в том, что это эскапизм, уход от действительности. В полигонных играх, наоборот, гораздо труднее ╚спрятаться в раковину╩, чем в повседневной жизни. Ты вынужден показывать себя полностью, весь как на ладони со своими проблемами, — считает мастер. — Прелесть в том, чтобы отыграть свои обычно не востребованные качества и не получить за это по голове в отличие от действительности. В игре можно попробовать новые варианты поведения, там, как в детстве, все, что сделано понарошку, переживается всерьез. Это расширяет жизненный опыт и развивает гибкость мышления╩.

На игре мастер практически не спит. По ходу развития сюжета нужно добавлять новые ходы: прятать древние клады, рассаживать драконов по кустам. Самое трудное — расшевелить новичков, ведь ╚первая защитная реакция у человека — насмешка, на самом деле он боится, что будут смеяться над ним╩. Игорь остался играющим мастером, то есть параллельно исполняет какую-нибудь роль: иностранного посла, проводника в потусторонний мир и т.д. Как говорит, персонажей с наклонностями демиургов пришлось выбирать по служебной необходимости: ╚Недостаточно игроков, которые могут завести действие, поэтому мы вынуждены играть каких-то влиятельных существ. Но не скажешь, что власть сама по себе кайф. В процессе исполнения полномочий некогда испытывать удовольствие╩.

Задача качественной ╚игрушки╩ — задать человеку предельно простые вопросы, актуальные с тех времен, когда метлы летали и палочки колдовали не только на специальных полигонах. В каждой эпохе можно найти универсальный конфликт, важный сегодня. Как правильно понимать Бога? Что такое смерть? Стоит ли поступать хорошо, если плохо выгоднее? Не поверите, но людям интересно не только жевать чипсы перед телевизором. На игре по Возрождению у нас был свой Савонарола, жесткие проповеди читались. И инквизиция работала серьезно, — рассказывает Семенов. — На игре меня интересует выбор. Я провокатор╩.

В отличие от хиппи и панков ролевики не протестуют против социальной действительности. В отличие от скинхедов — не дебоширят. В отличие от эмо и готов — не являются ╚социально-негативными объединениями, склонными к суициду и бисексуальности╩ (по версии государственной концепции духовно-нравственного воспитания). Они успешно производят ВВП и голосуют на выборах. Разумеется, на них обратили внимание. На главный фестиваль ролевиков ╚Зиланткон╩ приезжал советник политического департамента ЦИК ╚Единой России╩ Иван Демидов. Честно сказал: ╚Вы нужны мне. Я беру вас целиком, со всеми людьми, проектами и перспективами╩. Говорят, присутствующие аплодировали. ╚Движение уже достаточно мощное, тысяч 10-20 человек по стране есть, наверное. Это люди, которые умеют делать социальные проекты. Интерес власти понятен╩, — говорит Семенов.

Он считает, что ролевой мастер и политтехнолог — ╚очень смежные специальности╩: ╚В последние годы работаю с пехотой и агитаторами. Им платят деньги, но немного, а могут и совсем не заплатить. Как заставить пехоту искренне впахивать на кандидата? Во многом помогает опыт общения с массой народа, которая ничем не замотивирована. Я знаю, как ╚намагнитить╩ людей, во что они поверят. И сам, когда веду кандидата, верю, что он лучший, это необходимо. Но в глубине души знаю, что выборы — это игра. Поэтому ими и занимаюсь╩.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)
Request Method: GET
Remote Address: 18.207.255.67
Remote Port: 51265
Query String: item=081002


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )