Stolica.ru


Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Мариничева Ольга  — Комсомольская правда, Москва, 18.12.1992
Спасибо за статью, Дэл (Андрей Ляндзберг)!

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО СТАТЬ РУКОВОДЯЩИМ ГНОМОМ

Пять лет назад они были романтиками. С ярко выраженным коммунистическим «уклоном». В столе осталась стопка их писем. Леша Нечаев, двадцатилетний руководитель московского ребячьего отряда «Рассвет», писал мне: «Ты знаешь, отчаяние охватывает, когда понимаешь, что мы можем не успеть. Уж больно быстро поднимаются опять фашисты. Слишком многие хотят тупо или эстетски развлекаться. Усиливаются позиции нэпмачей и государственных коммерсантов. А все это, вместе взятое, работает на усиление мелкобуржуазной психологии. Очень тревожно…»

Сейчас Леша Нечаев — сам коммерсант. Довольно удачливый. Переболел ошибками юности?

…Пять лет спустя они так и остались романтиками.

В помещении их торговой фирмы «Флинт» — рапиры и мечи у столов и портрет Че Гевары по-прежнему на стене. А за дверью — комната с рыцарской символикой, витражами и геральдикой. Здесь пребывает Город Мастеров. В том же подвале, где пять лет назад был ребячий клуб «Рассвет» со шхунами, парусниками и барабанами. Тогда, кaк они считали, они растили комиссаров, революционеров на идеях и книгах детского писателя Крапивина.

Теперь здешние обитатели называют себя просто мастерами. Мастерами Игры. А коммерция существует для того, чтобы эти игры и этих мастеров финансировать, а также бескорыстно помогать другим детским клубам. Ну и чтобы самим твердо стоять на ногах.

— Коммунизм кaк философия для меня больше не существует, — признал Нечаев. — И с Анпиловым на митинги я не хожу. Но кaк часть культуры — со своими образами, песнями, чувствами — он вo мне остался. Это кaк Робин Гуд, в которого я играл все детство. Куда я денусь от Робин Гуда?

…Как-то собрались с молодыми представителями Российской сырьевой биржи за общим застольем, и вдруг все неожиданно и дружно затянули: «Сотня юных бойцов из буденновских войск на разведку в поля поскакала». А в Лешкиной фирме почти все сотрудники — бывшие штабисты, пионерские и комсомольские активисты.

Что ж, известно, что комсомольские функционеры легко и успешно вписались в коммерческие структуры. Но Лешка и его друзья никогда функционерами не были. Скорее уж являли собой своеобразный педагогический андерграунд, хоть и с «красными» идеями.

И сейчас они по-прежнему ведут сдвоенную жизнь: деловую, коммерческую и — волшебную, сказочную. Казалось бы, несовместимо. Но, может, именно этот разрыв и помогает сохранить цельность внутреннего мира посреди обломков мира внешнего?

Родословную своих ролевых игр они ведут от известного психиатра Морено. Работая в клинике для душевнобольных, он однажды нанял для одного богатого больного, считавшего себя королем, профессиональных актеров. И те стали всерьез играть с ним в королевскую жизнь прежних веков. Не по заученным ролям, а импровизируя на ходу. Изредка вводя в нее понятия и явления жизни современной: «Ваше Величество, Вас к телефону». Метод оказался эффективным: «короля» постепенно вывели в реальность. Утверждают, что сами актеры так вошли во вкус «игры в жизнь», что вскоре неподалеку от клиники появился игровой полигон: крохотный средневековый городок с древними постройками, старой мельницей, турнирами. К нему потянулись не только больные, нo и здоровые люди: несколько месяцев в году работали на то, чтобы потом жить в этом городе.

Вот что-то вроде такой второй игровой реальности создают и здесь, в Городе Мастеров. Один из мастеров, молодой педагог Дима Нежданов, заметил: «Мне теперь в обычном театре кажется даже странным, что люди по заученному тексту работают».

Играли в Древний Рим, Древнюю Грецию, Средневековье, в революции. Теперь — вот уже почти два года — играют в Толкиена. Организуют в разных городах хоббитские игры. Хоббиты — это такой славный народец, придуманный в нашем веке выдающимся английским писателем и филологом Джоном Рональдом Толкиеном.

Удивительно, нo волшебный мир Средиземья, сочиненный писателем, оказался настолько притягательным для молодежи в наше несказочное время, что в Америке, Европе, а теперь и у нас родилось мощное толкиенское движение. В Америке еще в 60-е годы хиппи объявили книги Толкиена своей новой Библией, а переходы метро покрылись надписями с именами его героев: «Фродо, мы с тобой!», «Гэндальф, не уходи!»

В Городе Мастеров — oкoлo двухсот адресов толкиенских клубов и обществ по всей стране, откуда приходят заявки на участие в хоббитских играх.

…Ярко освещенный домик в густой темноте Нескучного сада. Из темноты выныривают фигурки — юноши бережно склоняются, целуя руки входящим девушкам. А те, усевшись в кресла, берут в руки гитары и по очереди поют протяжные, красивые песни — о древнем золоте, о черном коне, седой волне… Часть ребят в соседнем помещении готовится к следующей игре, их руководитель Саша только что приехал из Казани, с оргкомитета: «Значит, так. Эльфийские места все уже заняты. Мы должны заинтересовать оргкомитет чем- тo необычным, чтобы нас включили в игру. Оргкомитет состоит из гномов. Я предлагаю организовать почту в Средиземье…» С хохотом и шутками придумывают, кaк ее организовать. Весело выслушивают условия игры. …Детские забавы? Что-то взамен канувшей в Лету «Зарницы»? «Я — жуткий толкиенист, — сообщил о себе семиклассник Василий, он же — Йантадил. — И отец у меня толкиенист, и наша учительница литературы — тоже толкиенистка. А знаете, — добавил он, понизив голос, — по-моему, все это реально существует — то, о чем в его книгах сказано».

Очень важна, по-моему, сама потребность ребят и взрослых обрести через Толкиена осмысленный, прочный, одухотворенный мир. На фоне современной фантастики, напичканной техникой, электроникой, космическими войнами и суперменами, Толкиен с друзьями — тоже филологами и писателями, членами их кружка в Оксфорде — предложил совсем другой путь: к земле, в древность, в глубину мифов и сказок, валлийских легенд, ирландских и исландских саг, скандинавской мифологии и древнегерманского эпоса. Его герои живут в потоке тысячелетий, идущих чередой с сотворения мира, а не на хрупкой скорлупке сегодняшнего и завтрашнего дня, отрезавшего сознание современного человека от его истоков.

Не потому ли и стала молодежь так истово играть сейчас в Толкиена именно здесь, у нас, в России, что слишком невыносим для человека разрушенный мир, а собрать, склеить, «смоделировать» его возможно пока только в игре.

Среди поклонников Толкиена очень много молодых программистов, — очевидно, именно потому, что речь идет о моделировании, но — живой реальности, а не просто компьютерной. Кроме фэнов, любителей фантастики, хоббитские игры собирают и бывших хиппи, и осколки некогда мощного коммунарского движения. Ребят с тягой к общинному строю жизни. На играх они строят настоящие крепости, роют рвы, одеваются в кольчуги и шлемы. Они строят по Толкиену свой, «правильный», кaк они выразились, мир. Потому что в нем, в отличие от обыденности, очень жестко разделены добро и зло, светлые и темные силы. И между ними — яростная борьба, а не серое сосуществование. И хотя зловещая черная тень Мордора — крепости Черного Властелина — все гуще разрастается над Средиземьем, жива память о том давнем времени, когда в мире еще не воцарилось зло. Жизнь, по Толкиену, далека от благодушия сказок со счастливым концом. Наоборот, тьма, мрак, зловещий ужас сильны и могущественны. «Наш нынешний мир суров и опасен, некоторые свободные земли затемнены, а любовь часто оборачивается печалью — нo становится от этого еще прекрасней», — объясняют эльфы хоббитам. А повелительница эльфов Галадриэль добавляет: «Мы переправились чeрeз горы еще до того, кaк пали первые западные твердыни, и с тех пор обреченно, без надежды на победу, однако не отступая, сдерживаем Зло». В этом — главная тональность Толкиена: «обреченно — нo не отступая». Мне кажется, именно эта позиция созвучна и спасительна сейчас для молодых людей, остро чувствующих, кaк сгущается мгла над Россией. В противовес абсурду современной жизни и искусства мир Толкиена полон смысла — именно в христианском, высоком значении, утраченном нашим веком не только у нас, нo и на Западе.

Игры ведь тоже бывают разные. На днях по телевидению прошел сюжет, кaк группа ребят 20-25 лет, в точности воспроизведя одежду, быт, оружие фашистов, поселилась в Гатчинском районе в лесу лагерем. Они тоже «вжились в образ»: бывший Слава считал теперь себя исключительно Карлом, кaк и все остальные, переменившие имена. Жители соседней деревни в ужасе прятались от возродившихся оккупантов. Да и в самой эпохе нашей есть что-то нестерпимо театральное, бутафорское — в новоиспеченных казаках, патриотах, энтузиастах Белого движения, политиках всех мастей… Нет, лучше уж играть в Толкиена. Так — честнее. Чистота жанра соблюдается.

Для Леши Нечаева и его друзей игра кaк образ жизни стала альтернативой и прежней, кондово-коммунистической идеологии, нo и — нынешним, бюргерским идеалом (1) новой эпохи. Вернее, поиском такой альтернативы. Толкиен сменил для них революционных героев органично, без резкого разрыва и сжигания портретов прежних кумиров. Миша Кожарин (2) , соратник Нечаева, по-прежнему убежден, что они и в игре продолжают «строить общество будущего» — просто уточнили за эти годы общий замысел.

И вот они вкладывают деньги совершенно непрактично — в строительство сказочных, волшебных миров, эти странные «коммерсанты» в кольчугах и с рапирами в руках. Есть у Лешки мечта: накопить такой капитал, чтобы можно было купить кусок земли у моря и построить там настоящий рыцарский замок со рвами, укреплениями, зубчатыми башнями. Вот тогда это будет настоящая игра! «Ну не дачи же себе в Крыму строить!» — фыркнул он пренебрежительно.


(1) От наборщика: так в газете, — по-видимому, опечатка.

(2) От наборщика: так в газете.

Еще от наборщика: Похоже, статья была в оригинале чуть длиннее, в некоторых местах прямо-таки просятся дополнительные слова, периоды и абзацы. Но, кроме автора, вряд ли их кто знает… :-)

А вообще — благое время начала развития Движения, когда можно было смешивать толкиенизм и РИ, и даже разные клубы, не боясь быть обвиненным в неврубании в ситуацию в тусовке!..

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)
Request Method: GET
Remote Address: 54.198.210.67
Remote Port: 59315
Query String: item=921218


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )