Ольгина М.
Клуб, 1.6.1995
| ||
ИГРАЕМ ТОЛКИЕНА
Семь лет назад они были романтиками. С ярко выраженным коммунистическим
«уклоном». В столе осталась стопка их писем. Леша Нечаев, двадцатилетний
руководитель ребячьего отряда «Рассвет», писал мне: «Ты знаешь, отчаяние
охватывает, когда понимаешь, что мы можем не успеть. Уж больно быстро
поднимаются опять фашисты. Слишком многие хотят тупо или эстетски
развлекаться. Усиливаются позиции нэпмачей и государственных коммерсантов. А
все это вместе взятое работает на усиление мелкобуржуазной психологии. Очень
тревожно
»
Сейчас Леша Нечаев сам коммерсант. Довольно удачливый. Переболел ошибками
юности.
Но он так и остался романтиком.
В помещении его торговой фирмы «Флинт» рапиры и мечи у столов, портрет Че
Гевары по прежнему на стене. А за дверью комнаты с рыцарской символикой,
заполненные массой народа. Здесь пребывает Город Мастеров. В том же подвале,
где семь лет назад был ребячий клуб «Рассвет» со шхунами, парусниками и барабанами. Тогда, кaк они считали, они растили комиссаров, революционеров на идеях и книгах детского писателя
Крапивина.
Нынешние обитатели называют себя просто мастерами. Мастерами Игры. А коммерция
существует для того, чтобы эти игры и этих мастеров финансировать, а также
бескорыстно помогать другим детским клубам. Ну и чтобы самим твердо стоять на
ногах. Правда, от слова «коммерция» Лешка морщится. Предпочитает говорить просто
«работа».
Они ведут сдвоенную жизнь: деловую, коммерческую и волшебную, сказочную.
Казалось бы, несовместимо. Но, может, именно этот разрыв и помогает сохранить цельность внутреннего мира посреди обломков мира
внешнего?
В своем Городе Мастеров они создают что-то вроде второй игровой реальности.
Играют в Толкиена. Организуют в разных городах хоббитские игры. Хоббиты это
такой славный народец, придуманный в нашем веке выдающимся английским
писателем и филологом Джоном Рональдом Толкиеном. Удивительно, нo волшебный
мир, сочиненный писателем, оказался настолько притягательным для молодежи
в наше несказочное время, что в Америке, Европе, а теперь и у нас родилось
мощное толкиенское движение. В Америке еще в 60-е годы хиппи объявили книги
Толкиена своей новой Библией, а переходы метро покрылись надписями с именами его героев: «Фродо, мы с тобой!», «Гэндальф, не
уходи!».
В Городе Мастеров oкoлo двухсот адресов толкиенских клубов и обществ по всей стране, откуда приходят заявки на участие в хоббитских
играх.
Ярко освещенный домик в густой темноте Нескучного сада. Из темноты
выныривают фигурки юноши бережно склоняются, целуя руки входящим девушкам.
А те, усевшись в креслах, берут в руки гитары и по очереди поют протяжные,
красивые песни о древнем золоте, о черном коне, седой волне
нездешние
песни эльфийские. И имена здесь у них особые, сказочные Лучиэнь,
Галадриэль
Ну, а «в миру» это просто московский молодежный клуб
толкиенистов. На играх их команда несколько раз представляла эльфов они так
и живут в этом .образе, собираясь по четвергам. Лица светлые, улыбчивые^ с
каким-то неуловимым лукавым выражением. На некоторых девушках длинные
эльфийские платья, у юношей деревянные мечи. Сидят по двое-трое, читают друг
другу свои сценарии, стихи, рассказы, сочиненные в продолжение волшебных историй
Толкиена.
Детские забавы? Что-то взамен канувшей в Лету «Зарницы»? Но почему-то эти
умные ребята студенты, инженеры, школьники старших классов истово
серьезничают, стоит с ними завести речь об этом их странном мире, о самом
Толкиене. «Нет, Толкиен не просто игра. Это огромная внутренняя работа над
собой, заявила девушка по имени Эйтель с пронзительным взглядом темных глаз.
В его мире слишком четок выбор мeжду Добром и Злом. И в этой полярности
нужно найти свое место». «Его мир более реален, чем этот, добавил парень.
Ярче, глубже. Ведь в его основе древние легенды и мифы, и они затрагивают в человеке что-то очень
глубокое».
«Я жуткий толкиенист, сообщил о себе семиклассник Василий, он же
Йантадил. И отец у меня толкиенист, и наша учительница литературы тоже
толкиенистка. А знаете, добавил он, понизив голос, по-моему, все это реально существует то, о чем в его книгах
сказано».
Об этом я уже не раз слышала: что Толкиен, развернув в своем романе «Властелин
колец» огромную панораму сотворения мира, не сочинил ее, а лишь описал,
показал визуально некое духовное знание, открывшееся ему. На последней
международной конференции в Лондоне был доклад о нем кaк о представителе такой
вот визионерской традиции, у нас в России к ней может быть причислен, например, Даниил
Андреев.
Но мне сейчас неважно, вступают или не вступают в действие магические силы на
хоббитских играх, на самом ли деле эльфы там умеют «гонять облака» или это им только
кажется.
Куда важнее, по-моему, сама потребность ребят и взрослых обрести через
Толкиена осмысленный, прочный, одухотворенный мир. На фоне современной
фантастики, напичканной техникой, электроникой, космическими войнами и
суперменами, Толкиен с друзьями, тоже филологами и писателями, членами кружка
в Оксфорде, предложил совсем другой путь: к земле, в древность, в глубину
мифов и сказок. Его герои живут в потоке тысячелетий, идущих чередой
сoтворения мира, а не на хрупкой скорлупе сегодняшнего и завтрашнего дня, отрезавшего сознание современного человека от его
истоков.
Не потому ли и стала молодежь так истово играть сейчас в Толкиена именно у
нас, в России, что слишком невыносим для человека разрушенный мир, а собрать, склеить, «смоделировать» его возможно пока только в
игре?
Исследователи, анализирующие книгу Хейзинги «Человек играющий», пишут: «В
своем интересе к сюжету игры Хейзинга в XX веке не одинок. В наступившие
кризисные, переломные времена что-то вообще необычайно возрос спрос на
«игру»
»
Среди поклонников Толкиена очень много молодых программистов, ведь речь идет именно о моделировании
реальности.
На играх они строят настоящие крепости, роют рвы, одеваются в кольчуги и шлемы. Они строят по Толкиену свой, «правильный», кaк они выразились, мир. Потому что в нем, в отличие от обыденности, очень жестко разделены
«Повелительница эльфов» Галадриэль говорит: «Мы переправились чeрeз горы еще
до того, кaк пали первые западные твердыни, и с тех пор обреченно, без надежды на победу, однако не отступая, сдерживаем
Зло».
В этом главная тональность Толкиена «обреченно, нo не отступая». Мне
кажется, именно эта позиция созвучна и спасительна сейчас для молодых людей, остро чувствующих, кaк сгущается мгла над
Россией.
Игры ведь тоже бывают разные. По телевидению прошел сюжет, кaк группа ребят
20-25 лет, в точности воспроизведя одежду, быт, оружие фашистов, поселилась в
Гатчинском районе в лесу лагерем. Жители соседней деревни в ужасе прятались от
возродившихся оккупантов. Да и в самой эпохе нашей есть что-то нестерпимо
театральное, бутафорское в новоиспеченных казаках, патриотах, политиках всех
мастей
Нет, лучше уж играть в Толкиена. Так честнее. Чистота жанра
соблюдается.
Для Леши Нечаева и его друзей игра кaк образ жизни стала альтернативой и прежней, коммунистической идеологии, и нынешней, с ее бюргерскими идеалами. Вернее, поиском такой альтернативы. Толкиен сменил для них революционных героев органично, без резкого разрыва и сжигания портретов прежних кумиров. Миша Кожарин, соратник Нечаева все эти годы, по-прежнему убежден, что они и в игре продолжают «строить общество будущего» просто уточнили общий замысел. И они продолжают вкладывать деньги в строительство сказочных, волшебных миров, эти странные «коммерсанты» в кольчугах и с рапирами в руках.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )