МП-Книга в Москве, Москва, №17, 1.6.1999
| ||
«ФЭНТЕЗИ»-ТЕРРИТОРИЯ САМООБОРОНЫ
Ленинградский биохимик Николай Перумов стал одним из самых известных писателей
в стиле «фэнтези» (сейчас его книги выходят в издательстве «ЭКСМО»). О нем
самом можно было бы написать авантюрный роман. Недавно Ник Перумов (это его
литературное имя) на несколько дней приезжал в Москву из Далласа. С ним встретился наш корреспондент Татьяна
Блажнова.
Вы едва ли не первым в России решились продолжить «чужую книгу» и «дописали»
«Властелина Колец» Толкиена. Потом стали работать с соавтором. Все ваши книги
в модном стиле «фэнтези». То есть вы использовали ходовые в нынешней
масс-культуре писательские технологии. Но когда читаешь ваши книжки, ощущение такое, будто сочинять их вам, кaк говорят ваши ровесники, в
кайф.
Это верно. «Властелина Колец» я не столько дописывал, сколько никак не хотел
выходить из мира Толкиена. Я сочинял тогда для друзей, для радости. О том, чтобы это публиковать, тогда и речи идти не
могло.
Тогда это когда?
С 86-го по 92-й год. Мне тридцати не было. Я тогда еще стихи писал. Плохие.
Два из них, которые мне все-таки нравились, потом вставил в книгу. Хотя некоторое время я кормился литературным трудом и издавался под
псевдонимом.
Кстати, а чей перевод Толкиена произвел на вас такое впечатление?
Я читал его в оригинале, извините.
Так хорошо учили английский в школе?
Языку меня учили в семье, лет с трех.
Хорошая была семья.
Ну, да. Один из дедушек -академик. Другой профессор. Вся родня в науке. Я тоже окончил биофак, работал лет
десять.
Гордитесь своим родом?
Уважаю и чту!
А они вами?
Они очень огорчились, когде я ушел из науки. Книг моих родители, вероятно, и
не открывали. Они у меня, знаете, читают про социальные язвы, за прессой
следят. А тут маги, эльфы. И слоо «фэнтези» не русское, иностранное,
неродное.
Я где-то читала, что в России «фэнтези» началось с «Розы мира» Даниила
Андреева.
В России «фэнтези» началось на самом деле с «Руслана и Людмилы». «Фэнтези»
органичнейший способ выражения. Человеку по жизни нужна информация на
житейском уровне для ориентации, для выживания рода. Но не меньше его психике
необходима и релаксация, отрешение от реальности. И он сочинял сказки. В поморские артели брали сказителей и платили им, давали долю
добычи.
Вот! Признайтесь, что «фэнтези» это сказки, «настоянные» на истории, фольклоре, на популярной адаптированной
философии.
Конечно, сказки! Вся литература это сказки, fiction. «Вечера на хуторе
близ Диканьки» это классическое, чистейшее «фэнтези». По всем канонам. И, конечно, Афиногенов с его
«Жар-птицей»
Это который?
Он сегодня забыт. Как и весь пласт русской литературы, к которому он
принадлежал.
«Мастер и Маргарита» -тоже «фэнтези»?
«Мастер и Маргарита», к сожалению, сугубый соцреализм.
И Воланд?
Воланд это просто идеальный Сталин. Тот Сталин, которого хотел видеть
Булгаков.
А кто, на ваш взгляд, в современной литературе пишет «фэнтези»?
Ну, Мамлеев, конечно
Должен признаться, что к Мамлееву я отношусь
холодно.
Хорошо. Кто есть сегодня, крoмe вас?
В русской литературе Маша Семенова. Блистательный талант. И, конечно,
Святослав Логинов, столп, опора. Я имел честь быть его соавтором и многому у
него научился. А из того, что переведено на русский, интереснее всего, на мой
взгляд, Анджей Саповски. В книгах «фэнтези» читатель попадает в благоприятную
среду: добро всегда торжествует, зло повержено, героя не наказывают за
превышение необходимой самообороны, если он убьет негодяя. То же в детективе. Детектив пытается выглядеть, как
правда.
А вы и не пытаетесь?
Нет. Все, что мы рассказываем, есть отражение мира в зеркале духа. Все можно
выдмать крoмe психологии. Роберт Шекли говорил, что в писательском труде самое
интересное сочинять, создавай некие конструкции. А Борис Стругацкий, которого
вы по Ленинграду, конечно, знаете, утверждал: всего увлекательнее привнести в эти выдумки живую, реальную
жизнь.
Кто, кaк вы считаете, прав?
Шекли. Как биохимик я точно знаю: процесс мышления реален, абсолютно материален, реалистичен. Вы подумали о чем-то и это
существует.
Сочинение «фэнтези» кaк разновидность наркомании?
Может быть. Когда я пишу, я просто пребываю ТАМ. И никогда не знаю, чем
роман закончится. Представляю лишь, в каком психологическом состоянии
останется герой. Каждая книга это поставленный пeрeд собой вопрос. Вопрос, который превращается в
мир.
Какой вопрос вы ставили в романе «Адамант Хенны», что вышел в «ЭКСМО»?
Способно ли всеобщее добро иметь кулаки. Куняев об этом уже спрашивал. Куняев утверждал. Спрашивал
я.
Какой вопрос вы зададите в следующей вашей книге, которую пишете?
Могут ли силы зла своими методами добиться положительного, тo есть доброго, результата. И во что в этом случае превратятся они
сами.
Кроме эльфов, магов, хоббитов вас никто не интересует?
Обязательно напишу книгу о войне. Это будет повесть. Депо, скорее всего,
будет происходить в 1941 году. Бои под Кубинкой. В экстраординарных условиях
происходят необъяснимые вещи: практически безоружные ополченцы останавливают
танки. Астафьев это объяснил: горами трупов преградили дорогу. Это бытовой
уровень. А на уровне духа
Там у меня будет колдун. Он доживет до наших
дней. Он хранитель такого
русского меча, который «пробуждается» в особые
моменты
Какие?
В битвах на Чудском озере, на Куликовом поле и
Под Москвой в 41-м!
Да.
А против Наполеона?
Нет. И в японскую, и в первую мировую войну меч «спит».
А почему?
Вот напишу тогда точно скажу.
Вы представляете себе своего читателя?
Мы переписываемся, общаемся. Чаще, разумеется, чeрeз Интернет. В основном
это молодые ребята, студенты. Но в последнее время появились люди сорокалетние. И даже
сорокапятилетние.
Может, это все та же молодежь, не сумевшая повзрослеть с годами? Среди них есть вполне удачливые и успешные, если вы это имеете в виду.
Хотели бы вы, чтобы ваш сын читал «фэнтези»?
Ему пять лет. И пока я ему читаю. И рассказываю свои книги. Он слушает.
А когда вы ощутили, что к вам пришел успех?
Успех? Что такое успех?
В вашем случае когда издают, читают, берут интервью, платят деньги, в конце
концов.
Мерило успеха это востребованность. То, что я делаю, нужно какой-то части
общества.
Хорошо. Когда вы поняли, что нужны этой части общества?
Когда увидел, кaк раскупают мои книги в Доме книги на Невском проспекте.
Зимой 1994 года. Но это эмоции, литература сегодня живет в контексте экономической
целесообразности.
Рационализм фантаста?
Я не фантаст. Фантастика и «фэнтези» разные вещи. Фантаст ищет на стыке науки и социологии. А автор «фэнтези» психологии и
эстетики.
Поэтому вы и не согласны вo взгляде на радости писательского труда с фантастом Борисом Стругацким. А как он к вам, кстати,
относится?
Плохо. Борис Натанович, конечно, кaк интеллигентный человек никогда не
позволит себе это сказать. Но это так. Он считает меня удачливым ремесленником, который сшибает
бабки.
Вам обидно?
Мне больно. И жаль, что я не сумел писать так, чтобы в магах и драконах он узнал
родное.
Власть?
Олицетворение неприродных деструктивных сил.
Вы от них эмигрировали из Ленинграда в «фэнтези», а потом в Даллас? В Далласе мне удобно работать и я спокоен за своего ребенка.
Практичный вы, однако, человек.
Я расслабляюсь, когда пишу.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )