Фаликов Борис
Новый Мир, №8, 1.8.1999
Спасибо за статью, Остогер! | ||
НЕОЯЗЫЧЕСТВО
(отрывок)
СОДЕРЖАНИЕ
НЕОЯЗЫЧЕСТВО
НЕОЯЗЫЧЕСТВО
Еще совсем недавно фольклористы и этнографы отправлялись в глухие углы
России в поисках остатков языческих ритуалов и верований и, кaк дети,
радовались, когда им удавалось найти что-нибудь интересненькое. Казалось,
тяжелая поступь прогресса вкупе с коммунистической идеологией искоренили
последние древние суеверия. То, что православным миссионерам не удавалось
в течение многих веков, большевики проделали за несколько десятилетий.
Правда, заодно они избавились и от самих миссионеров, а секуляризованное
язычество вырвалось на поверхность культуры. Большевистские кумирни и капища заполонили
Россию.
Не удивительно, что такая победа оказалась непродолжительной. Если вы
откроете сейчас рубрику объявлений в любой газете, вы найдете массу
предложений снять сглаз, отвести порчу, изготовить любовное зелье и т. д.
и т. п. Если вы не слишком доверяетесь отечественному ведовству, в вашем
распоряжении обширные ресурсы импортного язычества кельтского,
германского, африканского. Кроме колдунов-одиночек есть и целые
организации языческого толка, представляющие самые разные взгляды от
крутого славянского расизма до древних британских мифов, которые с
удовольствием разыгрывают на отечественном пленэре юные толкиенисты.
Единственное, что первых роднит со вторыми, трепетное отношение к
природе. Наличие у поклонников Перуна и Ярилы радикального экологизма,
который у нас обычно ассоциируется с космополитическим «Гринписом», даже вызывает недоумение у некоторых российских социологов
религии.
Например, по данным социолога Татьяны Варзановой, неоязыческие пристрастия
в гораздо большей степени характерны для молодежи, чем для людей в
возрасте. В колдовство, порчу и дурной глаз верят 62,7 процента россиян в
возрасте от 18 до 24 лет и лишь 31,4 процента людей старше 55 лет. Вот вам и суеверные старички и здравомыслящая
молодежь!
Как же разобраться в столь разнородном и противоречивом, на первый взгляд,
явлении? Возникает впечатление, что некоторые его компоненты и вовсе не
связаны друг с другом. Словно идешь по какой-то гигантской выставке и
смотришь на все новые и новые произведения, силясь понять, какая идея
заставила неведомых организаторов объединить все это на едином выставочном
пространстве. Давайте пройдемся по залам и присмотримся к полотнам. По
крайней мере к тем из них, что сразу бросаются в глаза. Итак, «картинки с
выставки»
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИФОВ
Помнится, в советские еще времена читал вслух дочкам знаменитую трилогию
Толкиена «Властелин колец», имевшую хождение в самиздате. Причудливо
воссозданный англосаксонский миф совершенно покорил воображение старшей, а
младшую немного напугал. Потом на даче они с удовольствием изображали эльфов, гоблинов и
хоббитов.
Прошло немало лет. Один из моих студентов сделал на семинаре доклад о
движении толкиенистов. Летом молодежь выезжает на пленэр, где, прямо-таки
как в пионерской игре «Зарница», в которой без большого энтузиазма
участвовало мое поколение, делится на отряды и лупит друг друга
деревянными мечами, облачившись в картонные доспехи. В отличие от нас
делают они это добровольно, а потому с большим удовольствием. У ребят,
живущих по Толкиену, на передний план выходят космогонические элементы
толкиенского мифа, которые содержатся в не опубликованном при жизни автора
«Сильмариллионе». Миф обретает онтологическую завершенность, что позволяет
поселиться в нем надолго и основательно. Среди толкиенистов преобладают
христианские настроения, характерные и для самого писателя, нo порой
раздаются и фашизоидные ноты, которые у Толкиена различить практически
невозможно, разве что если очень захотеть. Видимо, у подобных интерпретаторов дает себя знать подростковая
агрессивность.
На следующий семинар мой студент попросил разрешения привести своих
знакомцев, для которых толкиенский миф был пресноват, и они создали
собственный неоязыческий синтез, с которым и решили ознакомить
студенческую общественность. Задуманный синтез носил звучное название
Демонолатрия и представлял собой вольную компиляцию идей знаменитого
британского черного мага Алистера Кроули и ряда оккультных элементов. Все
это было где-то на границе (надо сказать, весьма зыбкой) неоязычества и
оккультизма. Отцом основателем своей традиции они числили Каина, демонов
же считали существами высшими и более разумными, чем люди. Поэтому управлять ими было нельзя, нo взаимодействовать с ними
можно.
А на каких началах вы с ними взаимодействуете? спросил я, намекая на то, что в буквальном переводе «демонолатрия» это поклонение
демонам.
На паритетных, с достоинством отвечали молодые люди.
Но они же сильнее вас, не командуют?
Нет, они хорошие.
Памятуя о половых подвигах Краули, я рискнул задать несколько вопросов об
использовании сексуальной магии. Да, отвечали юноши, используем. На
дальнейшие расспросы я, признаться, не решился, но, размышляя над
рискованными трансформациями мифологического материала в молодом сознании, вспомнил историю, рассказанную мне недавно одним
коллегой.
В советские еще времена в Институт этнографии к одному из ведущих
специалистов по североамериканским индейцам приходили юноши, которые,
подобно многим отпрыскам дореволюционных семей, играли в краснокожих. Они
приходили консультироваться по поводу формы томагавков и особенностей
боевого раскраса. «Чтоб в Матагордовом Ущелье / заснуть на огненных камнях
/ с лицом сухим от акварели, / с пером вороньим в волосах» (Владимир
Набоков).
Интересно, что с ними сейчас? спросил я коллегу.
Как что? удивился он. То, что и со всеми. Они теперь борются с мировым сионистским
заговором.
Надо же, удивился я. А ведь coглacнo мормонскому учению, индейцы это древние евреи, покрасневшие от своих
заблуждений.
Вот вы им это и скажите, посоветовал коллега.
Итак, современное российское язычество отвечает на самые разные, а иногда
и трудносочетаемые запросы. Это и желание поваляться голышом среди
священных камней, источающих магическую оздоровительную энергию, и охота
порезвиться в картонных доспехах вo славу «старой доброй Англии», мечта
искоренить чуждый истинным славянам семитский дух, надежда улучшить мир с
помощью сексуальной раскрепощенности, а вдобавок еще и потребность
обеспечить государственную стабильность. Как известно, в Туве шаманизм объявлен государственной
религией.
Не прибавляют ясности и православные миссионеры, которые порой заносят под
рубрику неоязычества практически все, что не является христианством. Тогда
под одной крышей с поклонниками кельтского ведовства и блюстителями
расовой чистоты славянства оказываются и сторонники тибетских махатм, и даже отечественные
кришнаиты
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )