Вознесенский Александр
НГ-ехlibris, Москва, №33, 26.8.1999
| ||
НИК ПЕРУМОВ: «НЕИНТЕРЕСНО ПИСАТЬ, КОГДА Я САМ РАЗВЕСИЛ ВСЕ РУЖЬЯ »
В Америке нематоды, в России «Рождение мага»
В начале писательской карьеры Ник Перумов прославился тем, что написал
продолжение «Властелина Колец» Толкина «Нисхождение тьмы, или Средиземье 300
лет спустя». Тогда поклонники Толкина буквально разбились на два враждующих
лагеря: за и против. Сегодня Перумов вполне самостоятельный, популярный автор
фэнтези, со своими циклами с продолжениями, своим стилем, героями и, главное,
своими собственными мирами. Последняя книга «Рождение мага» (М.:»Эксмо-пресс», 1999). Мы беседуем о том, почему Перумов почти забросил
писательскую работу и вернулся к работе по специальности (биофизика), причем в Америке, почему и как он пишет и что ждать от него в
будущем.
НИКОЛАЙ ДАНИЛЫЧ, вы, если еще не знаете, один из популярных авторов русской фантастики (судя по прилавкам). Сколько всего у вас вышло
книг?
Моих собственных книг? Будем «гнуть пальцы»
Во-первых, дилогия «Кольцо
тьмы» считаем за одну книгу. Потом три книги «Хроник Хьерварда» (у меня это
название мира): «Гибель богов», «Воин великой тьмы», «Земля без радости».
Далее вышло продолжение «Кольца тьмы» роман «Адамант Хенны». Потом роман из
серии «Техномагия» это смесь фэнтези с сайенс фикшн: «Разрешенное
волшебство» и продолжение «Враг неведом». Потом двухтомник «Алмазный меч,
Деревянный меч» и, наконец, девятая книга «Рождение мага», начинающая цикл
«Хранители мечей». К этому можно приплюсовать две книги в соавторстве. «Не
время для драконов» написана вместе с Сергеем Лукьяненко, и это, конечно, больше юмористический роман, пародия и немножко
самопародия.
А все остальные серьезные?
Ну, да, конечно, там решаются судьбы целых миров. Хотя и тут присутствует
мир, который должен быть непременно спасен. Наконец, в соавторстве со
Святославом Логиновым был написан роман «Черная кровь». Но здесь все было
просто: Славе был нужен человек, который мог бы выписать батальные сцены. А весь замысел и идея принадлежат
ему.
Для батальных сцен нужны специальные знания, работа с источниками и т.д.
Какова, вообще, технология описания фэнтезийной битвы, нo чтобы все было кaк в
жизни?
Конечно, нужны источники, правда, все, к сожалению, черпают, кaк правило, из
одних и тех же
Но когда пишешь подробно, нужно прорабатывать многие мелочи:
работаешь с картой, устраивая этакую штабную игру. С другой стороны, здесь
нельзя впадать в другую крайность сугубый реализм. В сказках ведь как: проедет
Илья Муромец, сверкнет мечом там просека, поворотится в другую сторону, махнет
копьем -там переулочек. И побил в одиночку всю рать силу великую
А если бы
долго и нудно объяснялось, кaк Илья Муромец собирал ополчение, располагал
засады на передовой, сторожевые и прочие полки, было бы уже не то. Поэтому в сражение должно вмешиваться нечто, отрывающее нас от
реальности.
В книге «Рождение мага» используются, такие, например, термины, как
«локальная война». Что сейчас, мол (в том мире), не время глобальных войн, что
наемники бродят по свету и т.д., и это вполне перекликается с нашей
реальностью
Это сознательный ход? Как, скажем, Толкин писал «Властелина Колец», кaк бы осмысляя Первую мировую
войну.
В «Кольце тьмы» я апеллировал к некоторым архетипам нашего сознания, причем
не тем фольклорно-мифологическим архетипам, которые у Проппа или Афанасьева
Даже названия глав перекликались с известными нашему сознанию названиями:
название одной битвы отсылало к фильму «Огненная дуга» (то есть к реальной
Курской дуге)
Таким образом, я использовал аналогии (конечно, не прямые) с
последней мировой войной. Ощущения распада, катастрофы. Если разговорить
ветеранов по-настоящему (а не о том, кaк они сражались с криком «За Родину, за
Сталина! «), можно услышать, что начало войны, то, что было летом 41-го, было для них настоящей гибелью целого
мира.
Есть очень дорогой для меня проект, который я пишу уже несколько лет: роман
в рассказах «Я, Всеслав». Там есть повесть, которую я пытаюсь написать в духе
«окопной правды». Мне, войну не пережившему, это, естественно, трудно. Но
фронтовики-то тоже молчат никто до сих пор не написал правды о войне, даже Некрасов, даже
Астафьев.
У меня речь идет о совершенно конкретных боях 1-4 декабря 1941 года,
последней попытке немцев прорваться к Москве вдоль шоссе Москва-Минск. Там
тоже есть своя мифология, нo случай-то реальный: кaк 3-я и 4-я московские
дивизии Народного ополчения полностью погибли вo время боя в ночь со 2 на 3
декабря, останавливая прорыв 17-й танковой дивизии вермахта. Это был последний
резерв группы армий «Центр»: свежая дивизия, 209 танков, 17 тысяч человек,
артиллерия
А против них примерно 7 тысяч ополченцев третьей очереди
призыва винтовка на пятерых, граната на десятерых, 4 сорокапятимиллиметровых
орудия, полное отсутствие нормальной противотанковой артиллерии, авиационного
прикрытия, танков, мин
И вот две эти дивизии, сформированные вo многом из
московской интеллигенции, встречаются в открытом бою с немецами, которые
должны пройти cквoзь них, кaк нож cквoзь масло. Но происходит чудо: в ходе
ночного боя сожжено 70 танков, обескровленная немецкая дивизия откатывается, а
через несколько часов в бой вступают переброшенные 330-я и 331-я стрелковые
дивизии знаменитые сибирские. И они отбрасывают немцев
Может быть, я что-то
напутал в номерах, нo это кaк раз сейчас медленно пишется. Нужно перелопатить
массу архивов, а в архивах приказы командования Западным фронтом (то есть
маршала Жукова) времени битвы под Москвой до сих пор засекречены. Чтобы
получить к ним доступ, нужно личное разрешение министра обороны. Прошло 60 лет, и что там такое, я не
знаю
Насколько я понимаю, вы, работая сейчас в Америке, занимаетесь отнюдь не
писательством
Да, все банально и просто надо зарабатывать на хлеб, а книги пocлe 17
августа перестали кормить, и я уже несколько месяцев в Америке, работаю по
специальности.
А специальность?
В дипломе биофизик. 10 лет я занимался молекулярной иммунологией,
медиаторами иммунитета. Сейчас занимаюсь биологией развития. Это, грубо
говоря, эмбриогенез, развитие организма от оплодотворенной клетки до
взрослого состояния. Есть такие червяки нематоды. Как мушка-дрозофила для
генетиков, это любимый объект для моих коллег
Занимаюсь этим для того,
чтобы жить, потому что писателю даже с немалыми тиражами в России трудно
прожить. Либо он должен гнать по три книги в год. У меня получается не больше
книги в год и то с предельным напряжением сил. Зато книга переходит из разряда
работы в разряд удовольствия, что тоже важно. Если проводить аналогии с
биологией развития, в недре каждого романа, или, правильнее, каждого из миров,
о которых идет речь в ваших книгах, должно лежать нечто аналогичное ДНК, откуда мир и произрастает. Так
ли?
Это любопытный вопрос. В основе произведений лучшей советской фантастики, в
основе шедевров братьев Стругацких, из которых мы все вышли, лежала мысль, что
первична идея. Новая, оригинальная, социальная, научная, этическая, а
дальнейшее и прочее: мир, герой, сюжет вторично, и есть просто средство,
которое и доносит до читателя некую глобальную идею. Я с этим в корне не
согласен. Это позиция формальной, знаковой культуры, где главное информация,
где писатель транслирует некий код. Для меня первичен мир, тo есть в каком-то
смысле материя. У меня буквально начинается с того, что я сажусь и рисую карту
какого-нибудь безумного мира. С островами, реками, государствами, лесами.
Откуда-то берутся их названия, а потом открывается некое окошко, и видится
какая-то сцена. Так начиналась моя книга «Гибель богов». Одним росчерком пера
появился континент, потом я увидел скалы, спускающиеся к морю, осыпи, уходящие
в прибой, и шестерых всадников, едущих по этому прибою. Кто они были, куда
ехали, зачем и почему я не знал. Но картинка была красивая. И хотя я люблю
сюжетные вещи, сначала нужен образ мира. Мне неинтересно писать, когда
просчитаны все ловушки, и я сам развесил псе ружья, а потом гордо хожу и дергаю за спусковой крючок
Я не знаю, чем кончится
роман.
Что вы сами читаете из фантастики? Мне кажется, кое-где у вас есть какие-то сюжетные параллели с Роджером
Желязны.
Я люблю сэра Роджера, первое пятикнижие Амбера. Хотя сегодня, кaк в
некоторой степени профессионал, могу сказать, что у него все напоминает
компьютерную игру: угадай, кто в этой книге враг Корвина (придерживаясь
«старого» прочтения). Сюжеты меня не очень впечатляли, хотя их должен прочесть
каждый писатель-фантаст. А переклички возможны. Придумать абсолютно новое
почти невозможно. Из наших обязательное чтение Лукьяненко, Логинов, Даля
Трускиновская. Может быть. самый талантливый человек в русской фантастике Маша
Семенова: она написала абсолютно нереалистический характер в абсолютно
реалистическом мире, так что все поверили и ни на миг не усомнились. Я люблю
ее Волкодава. нo это не мой герой. Я могу с ним спорить, нo не хочу: он
неправдоподобен до полной убедительности!
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )