Евдокимов Алексей
Час, Рига, №247, 23.10.1999
| ||
ПРАВИЛА ИГРЫ В БОГА
Нет, не быть мне толкиенистом! Толкиенутым, кaк снисходительно-презрительно именует эту братию большая (хотя, хотя
) часть
человечества.
Не вязать собственноручно кольчуги из проволоки. Не мастерить деревянных мечей
по тысячелетним оружейным канонам. Не бродить по городу в полном боевом
доспехе, распугивая неромантичных, зашоренных, погрязших в тусклой
современности сограждан. Не ездить раз в сезон на ролевые тусовки в окрестные
леса, не дубасить там увлеченно бутафорским чеканом по оркским головам
толкиенутых заединщиков. Не спорить ночами до хрипоты о форме ушей эльфов
Арды: все-таки обычные или треугольные? (Свифтовские тупо- и остроконечники тут могут
погулять..)
Хотя мне тоже внятно несуетное обаяние огромной, неспешной, такой дотошной и
жизнеподобной трилогии Профессора. И я тоже подвержен ее властной ласковой
магии, ненавязчиво погружающей тебя в Арду по самые кончики треугольных ушей. И все-таки не быть мне
толкиенистом.
Потому кaк все это есть разновидность эскапизма. Бегства от действительности.
От нашей пресной, обшарпанной, засаленной, равнодушно-жестокой, а самое
главное глубоко алогичной действительности. Бегства в мир нет, не более
добрый! Но ОСМЫСЛЕННЫЙ. Где есть однозначно Светлое и безусловно Темное, и
ты волен выбирать мeжду ними. Где каждое твое действие имеет смысл и
оправдание. Где даже погибнув (а ведь и гибель на ролевой тусовке не
настоящая, а так, пару часов в «мертвятнике»), знаешь, что и смерть твоя внесет что-то существенное в баланс Добра и
Зла.
Может быть, это-то и есть самый наш глубинный, леденящий подкорку общий
человеческий страх. Жизнь страшна не жестокостью своей в конце концов все
можно вынести, если знаешь, вo имя чего. Жизнь страшна бессмысленностью.
Потому что на простом, зримом, данном нам в ощущениях уровне, и поступки наши,
и боль, и кровь, и компромиссы с совестью сплошь и рядом оказываются зряшными, ненужными, ничего ни для кого не
меняющими.
И тогда человек сам придумывает смысл происходящему. И просит помощи а
главное объяснения! у Бога или профессора филологии Джона Р.Р. Ведь любая
религия в сущности род эскапизма. Оправдание с точки зрения категорий
глубоко умозрительных своих реальных поступков. Да простят меня верующие, с эмпирической точки зрения Рай не более реален, чем
Мордор.
И все-таки разница есть. Фундаментальная. Писание дает нам правила игры в
предлагаемой жизнью игре без правил. Профессор Толкиен дает эдакую «скамью запасных», куда можно уйти с поля, если чувствуешь, что не тянешь
темпа.
Эскапизм это признание себя изначально проигравшим. Лично же мне ближе лозунг «Еще побарахтаемся!» Поэтому не быть мне толкиенистом.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )