Capitalism Enlight Software, 1995 С тех пор, как все в России заделались в капиталисты, уже никто, кажется, и не понимает, что такое на самом деле капитализм. Всякий готов открыть "свое дело", не особенно понимая, как оно должно развиваться, и по каким законам. Как бы отвечая на нашу насущную необходимость, фирма Enlight Software создала игру, в достаточной мере подробно моделирующую существование частной корпорации. Игра относится к экономической области, так что любители пострелять или полетать будут разочарованы. С другой стороны, тем, кто тяготеет к работе с цифрами и к извлечению прибыли, предстоит тяжелый труд с возможностью доказать свою состоятельность в этой области, не рискуя настоящими деньгами. Игра моделирует много различных особенностей, предоставляя Вам возможность выбирать свой путь развития, причем скорее всего "правильных" путей может существовать несколько. Вы можете попытаться сколотить состояние исключительно на торговле импортируемыми готовыми товарами, а можете выстроить полную технологическую линию от начального сырья до продукта. Подходят и всевозможные промежуточные варианты, предусматривающие торговые отношения с другими компаниями. Авторы встроили в игру достаточно длинную технологическую цепочку, в начале которой находятся "фермы", производящие сельскохозяйственную продукцию, и "шахты" для добычи полезных ископаемых. Имеется также большой набор продуктов, ряд из которых рассчитан на рядового конечного покупателя, в то время как другие служат лишь для создания более сложных изделий. Таким образом, Вы можете "встроиться" в любую часть этой цепочки и заниматься тем, что больше по душе. Одной из наиболее оригинальных особенностей игры является попытка правдоподобного моделирования конкуренции и принципов, по которым покупатели отдают предпочтение одним продуктам перед другими. Здесь учитывается и реальное качество продукта, включающее данные, на основе которых оно складывается. Например, качество золотых украшений определяется, в первую очередь, пробой золота, в то время как в других случаях главную роль может играть производственный процесс. Помимо качества товара в расчет принимаются такие факторы, как известность торговой марки, рекламная деятельность и так далее. Разумеется, важную роль играет и цена. Стоит совсем чуть-чуть поиграть в Capitalism, и становится понятным, что капиталистическая конкуренция - вовсе не такая примитивная вещь, как мы привыкли считать. Значительную роль в игре занимает и фондовый рынок, на котором производится торговля акциями. В большинстве игр, в том числе экономического плана (типа Railroad Tycoon), эта сторона вопроса отображалась в значительно упрощенном виде. В этой же игре на рынке действительно имеются акции всех участвующих в игре компаний и не исключено, что Вы можете добиться общего успеха на за счет реального производства или торговли, а за счет умелого манипулирования акциями. В расчет принимаются такие факторы, как довыпуск или скупка своих акций самой компанией, изменение цены акций в процессе массовой скупки или продажи, а также отсутствие акций на рынке, что вынуждает играющего договариваться с другим владельцем о покупке акций не по рыночной, а по специальной цене. Замечу также, что Вы, как владелец компании, и сама Ваша фирма выступаете на рынке акций как отдельные персонажи. В частности, Вы можете иметь акции своей фирмы, также как и прочих, и, если по ним выплачивается дивиденд (по Вашей компании решение принимаете Вы сами), то тем самым увеличивается не богатство корпорации, а Ваше личное. С другой стороны, при падении стоимости акций верным может оказаться и обратное. Игра предусматривает большой набор сценариев, отличающихся как по виду "территории", на которой происходит деятельность компаний, так и по целям, которые стоят перед играющим. Эти цели могут состоять, например, в обеспечении определенного годового дохода или в контроле над производством каких-то видов продукции или, скажем, в лидерстве в торговой индустрии в целом. Другие задачи могут оказаться связаны с определенными достижениями на фондовом рынке (например, один из сценариев требует стопроцентного контроля над акциями компании). Каждый из сценариев имеет определенное время, отведенное на его выполнение, после которого пользователю начисляются очки и его результат заносится в "таблицу достижений". Выполнение задач сценария приводит к начислению призовых очков. Интерфейс игры удобен, хотя, разумеется, очень сложен, поскольку количество поддающихся учету с Вашей стороны факторов очень велико. Игра идет в реальном времени, хотя скорость его хода контролируется пользователем. В частности, режим Frozen (время остановлено) не лишает Вас возможности управления. Поэтому в сложных ситуациях, когда требуется выполнение большого количества действий, он оказывается очень удобным. В целом игры такого рода обычно имеют значительно меньшую аудиторию интересующихся, чем другие жанры, и это, пожалуй, - главный и неисправимый недостаток. В то же время, если Вы организовали свое дело и видите, что ситуация близка к краху, то игра Capitalism может оказаться одним из наиболее легких способов выяснить, что же было сделано неправильно. Георгий Евсеев