Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
16.10.2001         N 644   

Сказка про сказки


(Начало)
     Простой же местнический счет Ключевский описывает следующим образом.
     "Счет по родословцу определял генеалогическое отношение лица к его родичам; этот счет был снят с отношений между членами старинного русского дома, т. е. семьи, состоявшей из отца с женатыми сыновьями или из живших вместе родных братьев с семействами. Члены такой сложной семьи строго наблюдали отношения старшинства, выражавшиеся, между прочим, в их рассадке за обеденным столом.
     Возьмем семью из родных братьев с детьми. Первое место принадлежало старшему брату, домохозяину, большаку, два за ним следующие - двум его младшим братьям. Четвертое место - его старшему сыну.
     Если у большака был третий брат, он не мог сесть ни выше, ни ниже старшего племянника, был ему ровня (ровесник).

     Это равенство указывалось, вероятно, обычным порядком нарождения: четвертый брат рождался обыкновенно около времени появления на свет первого сына у старшего брата и потому отчислялся уже ко второму поколению - детей, тогда как три старшие брата составляли первое поколение - отцов.

     Таким распорядком мест объясняются основные правила местнической арифметики. По этой арифметике старший сын от своего отца - четвертое место, т. е. между тем и другим должны оставаться два свободных места для второго и третьего отцова брата. Каждый следующий брат местом ниже предшествующего старшего: значит, родные братья садятся рядом в порядке старшинства. Из этих двух правил вытекало третье: четвертый из братьев или третий дядя равен старшему племяннику. Это правило выражалось формулой: "первого брата сын четвертому (считая и отца) дяде в версту", т. е. сверстник, ровня, ровесник (верста - мера, уравнение). Значит, они не сидели рядом, а должны были сесть врознь или насупротив".

     Никаких указаний на то, почему именно третий сын (второй брат князя) должен быть дураком, тоже нет.
     Судить же об умственных способностях княжьих детей нет никакой возможности, ни по делам их, ни по летописаниям. Полагаю, что случаи могли быть самые разные.
     Но подобное и устойчивое пренебрежение скорее уж могло относиться к четвертому сыну, который был изначально династически обделен старшими братьями.

     Скорее всего, произошла подмена несуразного числа "четыре" на (как теперь принято говорить) сакральное число "три".

     Кстати сказать, далее Ключевский пишет:

     "Отечество каждого из родичей определялось его сравнительным расстоянием от общего предка. Это расстояние измерялось особыми местническими единицами, местами. Отсюда и самое название местничества.
     По местнической связи генеалогии со службой и место имело двоякое значение, генеалогическое и служебное.

     В генеалогическом смысле это - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника, измеряемому количеством предшествующих ему в прямой восходящей линии рождений.

     Первоначальное понятие о месте в смысле служебном, очевидно, сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства; но потом это понятие было перенесено и на все служебные отношения, на правительственные должности.
     Отсюда употребляемое нами выражение искать места".

     Ныне стародавнее понятие "искать места" сохранило содержание, но сменило форму (чаще бывает наоборот - в старую форму заталкивают новое содержание): поиски своего "места" в жизни столь же актуальны, как и раньше, но называются по другому - ищут работу, занятие, призвание, удачу, приключений на свою голову и так далее.


Три к носу,
все пройдет.

     Правила местнического счета неукоснительно соблюдались вплоть до Петра Первого.
     Занятие места "не по чину" было чревато крупными неприятностями.
     Описан, например, случай, когда народный герой и фактический освободитель Москвы от поляков князь Пожарский был серьезно наказан именно за нарушение местнического закона.
     Челобитная (жалоба), поданная на него другим претендентом на занятое им место, была признана справедливой, и победителя поляков гнали (согласно правилам) батогами через всю Москву от его дома до места экзекуции.
     Как видите, отставка с должности даже крупных чиновников была делом весьма неприятным и унизительным.

     Теперь, конечно, не то: побыл премьером - перекинут в МВД, опростоволосился - пошлют считать кого-нибудь... Никаких батогов, никакого партийного взыскания - цивилизация!

     Вернемся, однако, к сакральному числу "три".
     Оно многократно (значительно более трех раз) употребляется в народной и религиозной мифологии.
     Вот несколько примеров:
Бог троицу любит.
Эх, птица-тройка!
Три перста пишут, а все тело болит.
Трех лет Ивана по отчеству звать рано.
Три раза прости, а в четвертый прохворости.
Три попа, а заросла в церковь тропа.
Три к носу, все пройдет.
Три источника и три составные части марксизма.
Третьим будешь?

     И так далее...

     А сказка где? - спросите вы опять.
     А я вам что рассказываю? - спрошу я в свою очередь.

     Не расстраивайтесь, уважаемые читатели.
     У меня на столе лежат любимые мною с детства "Грузинские сказки" и новенькая "Хрестоматия для дошкольников".
     Дойдут руки - почитаем.


Другие сказки:
Современные сказки
Сказка? Ложь?
Сказка про репу (Вадим Голованов)
Сказка про курочку Рябу (Вадим Голованов)
Сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку (Вадим Голованов)
Сказка про гуся

О сказках:
Прогнозы
Русский Дед-Мороз самый Дед-мороз в мире!
А король-то голый!


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000