Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
20.11.2001         N 667   

Арабская аномалия

Попытка экономического прогноза


(Начало)
     Практика показывает, что делать прогнозы лучше всего после того, как событие уже произошло.
     И то не сразу, а спустя некоторое время.

     Потому что, например, цена на нефть сразу после терактов 11 сентября подскочила сразу почти на 2 доллара за баррель. Это, в общем, понятно. Нефтепроизводители ОПЕК испугались не просто возможной войны, они испугались немедленных бомбежек прямо по своему карману, то есть по нефтяным разработкам.
     Ни один эксперт не мог предположить ни проявленной руководством США выдержки, ни последующего резкого снижения закупок авиатоплива.
Динамика цен на нефть
neftegaz.ru

     Вот что писала обозреватель Neftegaz.ru Елена Фещукова спустя два месяца (6 ноября 2001):

     Максимальная ценовая отметка за период - 31,05 долл. за баррель - была достигнута сразу после терактов 11 сентября.
     (На графике "Динамики цен", который они приводят, этого не заметно.)
     Общая паника, ожидание сбоев в поставке нефти и общее сокращение мирового предложения нефти в связи с ожидаемыми ответными действиями США по отношению стран-нефтеэкспортеров способствовали поддержанию высокого уровня цен в течение последующей недели.

     Начиная с 17 сентября, дня открытия Нью-Йоркской товарной биржи, цена на нефть резко снизилась, достигнув 3-летнего минимума 18 октября - 20,62 долл. за баррель.

     Основными причинами снижения стали ожидания продолжения рецессии мировой экономики. И если само по себе это продолжение новостью для рынка не явилось, то в совокупности с другими факторами - резким сокращением потребления авиационного топлива (на 22% - в США и на 10% - в целом), падением потребления промышленных товаров, сокращением промышленного производства и ухудшением показателей состояния экономики США и Японии - способствуют сохранению понижательной тенденции на рынке нефти.

     Другим фактором, оказавшим влияние на рынок нефти, является неспособность ОПЕК контролировать рынок в ситуации снижения мирового спроса на нефть и нефтепродукты и наращивания добычи и экспорта нефти странами - не членами ОПЕК.
     Через 2 дня после ценового обвала, 26 сентября, на очередной конференции ОПЕК было решено оставить объем экспортных квот без изменений.
     Ранее ожидалось, что в сентябре ОРЕС сократит нефтедобычу на 1 млн. баррелей в день. Однако эта мера вряд ли оказала бы серьезное влияние на объемы предложения: из-за манипуляции с экспортными квотами фактические объемы производства нефти странами - членами организации превышают официальные данные примерно на 1 млн. баррелей в день.

     Таким образом, на рынок оказывают влияние разнонаправленные факторы: ожидания сокращения предложения нефти в результате новой войны на Ближнем Востоке и ожидания сокращения спроса на нее из-за общего замедления мировой экономики. Ни один из этих факторов не может быть охарактеризован как положительный.

Прогноз

     В случае ухудшения положения мировой экономики падение цен на нефть может стать неконтролируемым.
     Очевидно, что дальнейшая судьба рынка зависит от того, насколько сильно сократится спрос. Сегодня совокупное предложение нефти превышает спрос на 1,5 млн. баррелей в день. Сохранение такой ситуации в течение нескольких месяцев приведет к росту запасов нефти и, как следствие, к новому падению цен.

     С другой стороны, сезонное повышение спроса на нефть и нефтепродукты в северном полушарии может несколько смягчить падение цен.

     Мы считаем, что вероятность сохранения цен на нефть марки Brent на уровне 25 долл. за баррель невелика.

     Принимая во внимание общий пересмотр прогнозов в сторону понижения на сырьевом рынке на 2002 г., мы полагаем, что цена нефти Brent будет находиться на уровне 21-23 долл. за баррель.

     То есть, прогноз если и неблагоприятный, то, во всяком случае - не катастрофический.

     Но уже через десять дней ситуация оказалась вне рамок прогноза.
     К концу дня 11 ноября декабрьский фьючерс на сорт Brent подешевел в Лондоне до $19,85 за баррель.
     Появились прогнозы падения цены до $15 - 17 за баррель, некоторые пессимисты называли даже цену $5.

     И это несмотря на то, что к тому времени США заявили о повышении уровня стратегических запасов нефти, другими словами - о гарантированных закупках на ближайшее время.

     (Еще через неделю пессимизм "некоторых" приобрел дополнительный вес, поскольку 19-го ноября цена нефти по январским фьючерсным контрактам понизилась до 16,65 долларов за баррель.)

     Что бы ни говорили обозреватели и эксперты, но, скорее всего резкое падение цены в последние недели связаны с несогласованностью действий стран ОПЕК, а точнее - с желанием получить свой максимальный куш даже внутри своего сообщества.
     Прикладывают к этому руку и не члены ОПЕК, но в значительно меньших масштабах.

     Я не знаю, производят ли Соединенные Штаты целенаправленные действия для снижения нефтяных цен.
     С точки зрения оказания давления на исламские страны это было бы весьма целесообразно, поскольку может достаточно сильно повлиять и на их религиозную непримиримость.

     Непримиримость хороша, когда чувствуешь за собой (под собой - в данном случае) силу или богатство, которое нужно всем.
     Даже мысль о том, что это богатство - не такое уж и богатство может оказаться решающей в стратегическом переустройстве мира.

     Обратим однако внимание на некоторые цифры прогноза Neftegaz.ru.

     Совокупное предложение нефти превышает спрос на 1,5 млн. баррелей в день.
     Но только из-за манипуляций с квотами фактические объемы производства нефти превышают официальные данные примерно на 1 млн. баррелей в день.

     И ОПЕК согласно снизить добычу на 1,5 млн. баррелей в сутки, если не входящие в ОПЕК страны, в свою очередь, сократят добычу на 500 000 баррелей.

     Таким образом, требования ОПЕК к не членам организации составляют лишь половину величины их собственного жульничества.
     Не удивительно, что Норвегия категорически отказалась сокращать свою добычу, а остальные страны либо отмалчиваются, либо дают невнятные обещания.

     На фоне этих разногласий и своекорыстных интересов премьер Касьянов сделал эффектное жесткое заявление в сторону ОПЕК, но потом преподнес, как жест доброй воли готовность России снизить добычу на 30 тысяч баррелей в сутки. На целых два процента от общего превышения спроса.

     Мне кажется, что ноябрьский скандал вокруг нефтяных цен постепенно сойдет на нет.
     Общими усилиями стран членов ОПЕК и стран не членов ОПЕК цены на нефть загонят в приемлемый для мировой экономики коридор. Они могут оказаться ниже, чем этого хочется России, или выше, чем этого хочется Америке, но это будут вполне реальные цены, с которыми придется мириться всем.

     Дело в том, что у каждого производства есть пределы рентабельности. Как сверху, так и снизу.
     С одной стороны рентабельность не может быть бесконечно большой - из-за конкуренции.
     С другой стороны, если продукт продается дешевле стоимости изготовления (добычи), производство закрывается.

     Я не знаю, какова цена добычи нефти в России, в Арабских Эмиратах и в Норвегии. Но могу предположить, что в Норвегии она значительно дороже, чем в Арабских Эмиратах.

     Так или иначе долгосрочное и устойчивое снижение цен на нефть ниже определенного уровня приведет к значительному сворачиванию огромных производственных мощностей, на которых заняты сотни тысяч человек, и на которых построены долгосрочные перспективы целых государств.

     Возможность таких потрясений основ миропорядка будет пресекаться всеми странами - производителями нефти - самым решительным образом.
     И если действительно нефтедобыча той же Норвегии станет нерентабельной, то ей придется сокращать свою добычу независимо от требований ОПЕК или собственного желания.

     Если это можно считать экономическим прогнозом, то считайте.

     К сожалению, на развитии энергосберегающих технологий в ближайшее время можно поставить крест. Потому что эксперты считают, что они стимулируются ценами на нефть свыше $25 за баррель.

     Хотя (по мнению тех же экспертов) запасов нефти хватит относительно ненадолго.
     И пусть оценки ее количества различаются в десятки раз, и прогнозы ее окончания расходятся на десятки лет - момент ее исчерпания не столь далек как нам это кажется.

     Всего пятьсот лет назад земной шар казался бесконечно большим, а нынче пустого места нет - вся земля распределена между владельцами.

     Будет очень плохо - и в первую очередь для цивилизованных, промышленных стран, - если нефть закончится внезапно. Это грозит такими глобальными потрясениями, что вся предыдущая история с ее постоянными войнами покажется детскими шалостями.

     Не стоило бы перекладывать решение этой проблемы на потомков в надежде на то, что они будут умнее нас. Лучше бы подготовиться таким образом, чтобы у них был некоторый задел для перехода на новую систему взаимоотношений.
     Хотя решать топливную проблему придется, конечно, им, а не нам.

(Продолжение)


Американская трагедия


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2001
Designed by Julia Skulskaya © 2000