Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
30.07.2002         N 808   

Генерал Юденич
(Сергей Глезеров)

     В региональной вкладке "Комсомольской правды" напечатана довольно обширная и весьма хвалебная статья, посвященная стасорокалетию со дня рождения (30.07.1862) генерала Юденича.
     Как говорится, "юбилей обязывает", или другими словами - de mortuis aut bene, aut nihil (мертвых хвалят или молчат).
     Ситуация, впрочем, понятная: в СССР было не принято публиковать объективные данные о врагах Советской власти - теперь идет нормальный процесс преувеличения их достоинств.
     Поэтому с целью сохранения aurea mediocritas (золотой середины) я позволю себе небольшие комментарии к этой (в целом очень неплохой) статье.
Генерал Юденич
     ... Когда в августе 1931 года русская эмиграция чествовала 50-летие производства Николая Николаевича Юденича в первый офицерский чин, многие русские газеты посвятили ему восторженные статьи, а к самому генералу стекались поздравительные адреса.
     Как говорилось в одном из них, в лице Юденича "все видели носителя русской славы, предводителя русских войск, не знавшего за всю войну не только ни одного поражения, но даже и малейшей неудачи".
     Сегодня анахронизмом уже звучит выражение "белые банды Юденича", а современные военные историки высоко отзываются о его полководческих качествах, называя Юденича "генералом суворовской школы".

На Кавказе Юденич не проиграл ни одного сражения


     Как отмечает историк Анатолий Смолин, военная карьера Юденича начиналась весьма обычно: окончание московского Александровского военного училища, затем учеба в Академии Генерального штаба, которую он закончил по первому разряду с присвоением звания "штабс-капитан гвардии".
     Потом - служба на различных штабных и строевых должностях в Варшавском военном округе, перевод в Туркестан.
     Свое боевое крещение Юденич получил на Русско-японской войне - в жестоких боях под Сандепу и Мукденом, где дважды пролил кровь за родину.
     За мужество и умелое командование бригадой и полком в числе других боевых наград он получил первое офицерское Георгиевское отличие - золотое оружие с надписью "За храбрость" - и был произведен в генералы.

     В октябре 1914 года Россия объявила войну Турции, выступавшей на стороне Германии.
     В тяжелых боях под Сарыкамышем Юденичу удалось не только выбраться из окружения, но и нанести туркам серьезное поражение.
     Но особенно прославился генерал Юденич, взяв в начале 1916 года штурмом считавшуюся неприступной крепость Эрзерум.
     Главнокомандующий Кавказским фронтом великий князь Николай Николаевич, не веривший поначалу в успех дела, поздравляя войска с победой, снял папаху и низко поклонился Юденичу.

     (Надо напомнить, между прочим, что великий князь Николай Николаевич даже несколько бравировал своим либерализмом и был способен на довольно экстравагантные поступки.)

Доблестному солдату не хватило дара политика


     К началу 1917 года русская армия на Кавказском фронте контролировала ситуацию, поэтому после Февральской революции победное настроение позволило какое-то время удерживать войска от революционного разгула. Однако анархия стала проникать и сюда, поэтому Юденич, ставший уже командующим фронтом, решил отказаться от наступления и перейти к обороне, что вызвало недовольство Ставки и Временного правительства.
     Юденича отстранили от должности и отозвали в Петроград. Именно тут он пережил большевистский переворот.
     Как верный долгу и отечеству русский офицер Юденич ни секунды не колебался, встав на путь борьбы с большевиками, и осенью 1918 года тайно перебрался в Финляндию.
     Гражданская война в то время уже полыхала в Сибири и на юге России, собрав под свои знамена многих известных русских военачальников. Здесь же, на Северо-Западе, была проблема с вождем.

     Поэтому именно на Юденича - единственного генерала с именем среди местного белого лагеря - стали возлагать большие надежды как на лучшего организатора похода на большевистский Петроград. Однако уже очень скоро оказалось, что непомерные властные амбиции, как местных политиков, так и самого Юденича станут помехой общему делу.

     Да, что греха таить, Юденич был прекрасным военачальником, доблестным и храбрым солдатом, но, как замечал писатель Александр Куприн, чтобы стать вождем белого движения на Северо-Западе, нужны были не только полководческие качества, но и дар тонкого и дипломатичного политика.
     Таковым Юденич, к сожалению, не обладал.
     Он был типичным русским офицером, приверженцем сильной власти, "единой и неделимой России", верным долгу и присяге.
     Одного только он не хотел признавать: время изменилось и Российскую империю уже не вернуть.

(Окончание)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000