Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Пятый год издания 25.04.2003         N 975   

Вождь на броневике


(Начало)
     Но фольклорное творчество не дремало...

     Примерно в середине семидесятых годов мне рассказали такой стишок (утверждая, что прочитали его в детском журнале "Мурзилка").

Это что за большевик
Взобрался на броневик?
Он пальто и кепку носит,
Букву "р" не произносит.
Человечный и простой,
Угадай, кто он такой.
     Пропаганда в те времена была настолько прямолинейна, что про "Мурзилку" я охотно поверил.
     Уже после перестройки я слышал подобный же стишок про Сталина (который не запомнил) и только тогда заподозрил, что эти стихи, скорее всего, имеют гулаговское происхождение.

     Фольклористы же подмечали и еще некоторые пересечения биографии Ленина и места, где ему установлен этот памятник. Притом даже той части его биографии, которая никоим образом не пересекалась с делом освобождения рабочих Выборгской стороны от гнета капитала.
     Например, Финляндская железная дорога была открыта для регулярного сообщения в 1870 году - в год рождения Володи Ульянова.
     Улица, на которой стоит Финляндский вокзал с середины XIX века стала называться Симбирской, в честь небольшого губернского города, позднее, как известно, переименованного в Ульяновск.
     (Улица тоже была переименована из Симбирской в улицу Комсомола, но вместе с Ульяновском до сих пор не переименована обратно, и теперь, я думаю, и не будет переименована, поскольку этот ново-топонимический ажиотаж давно закончился.)
     С Финляндского же вокзала (или, по крайней мере, по этой же дороге) Ленин уезжал в Разлив, и по этой же дороге проходило его знаменитое путешествие на паровозе (подробности которого уже мало кто помнит).
     Практически мимо Финляндского вокзала (метрах в трехстах) проходил и легендарный путь Владимира Ильича с последней конспиративной квартиры в Смольный.

     Перестройка и переоценка коммунистических идеалов принесли любителям городских парадоксов и странных ассоциаций еще одну.
     Если посмотреть по направлению указующей руки Ленина, то вы явно различите торец элегантного кирпича Большого Дома, который называется так потому, что "из окон его кабинетов виден Магадан".
     К счастью, у меня никогда не было случая проверить эту фразу лично, но могу засвидетельствовать реальный факт: тротуар перед фасадом Большого Дома, как правило, совершенно свободен от пешеходов.
     Впрочем, и по противоположной стороне Литейного проспекта на этом участке особого оживления не наблюдается.

"Большой Дом"

     Но никакой мистики или политической подоплеки этом нет. Просто этот участок проспекта - от Литейного моста и примерно до улицы Чайковского - пешеходам не интересен.
     На левой стороне весь квартал занимает бывший Литейный двор, а ныне Михайловский военный артиллерийский университет (послеперестроечные названия постоянно вводят меня в состояние прострации), на правой - тоже нет ни магазинов, ни кафе, ни других примечательных для публики мест. Даже троллейбусных остановок.

     Но вернемся на площадь Ленина и взглянем на памятник демократическими глазами человека, прошедшего "школу коммунизма" (так Ленин называл профсоюзы) и подготовительные курсы перестройки.

     Согласитесь, что памятник все-таки очень хорош.
     В нем есть динамика, есть движение, несмотря на то, что площадка броневика не дает фигуре сделать и шага.

Ленин у Смольного
Ленин на Московской площади

     Даже при всем однообразии фигур памятников Ленину монумент у Финляндского вокзала демонстрирует нам жест-призыв в отличие от указующего перста на памятнике у Смольного (скульптор В.В. Козлов).
     И уж тем более нельзя его сравнить с памятником на Московской площади (скульптор М.К. Аникушин), где фигура всегда напоминала мне рыболова, забрасывающего удочку. Только по странной прихоти скульптора ей в руку было вложено не удилище, а кепка...

     И пусть на том месте, где раньше красовался дежурный лозунг "Слава КПСС", теперь написано "Гута-Банк" - это ничуть не снижает революционного романтизма весны 1917 года, ибо и по этому поводу у Владимира Ильича можно найти соответствующую цитату.
     Например, "Социализм - это учет!"
     Так что и Гута-Банк не нарушает стилистического единства архитектурного ансамбля площади Ленина.

Ленин на броневике


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2003
Designed by Julia Skulskaya© 2000