Эти забавные театральные истории очень давно рассказал мне мой приятель-режиссер, большой эрудит и умница, замечательный рассказчик, способный заставить поверить в самые невероятные свои повествования.
Но я не думаю, что, во-первых, эти театральные истории дошли до него изустными легендами (наверняка, они были где-то опубликованы), а во-вторых, они недостаточно фантастичны, чтобы им не верить.
Итак, первая история.
|
|
В старые времена, значительно более старые, чем социалистические, когда все театры были государственными, то есть примерно тогда, когда театры делились на императорские и частные, некий частный театр выехал на гастроли.
С собой в целях экономии они везли минимум бутафории и только ведущий состав артистов с тем, чтобы массовку набирать на местах.
А в репертуаре у них была пьеса из древнеримской жизни, а в ней эпизод, когда Цезарь выходит к войскам и обращается к ним с вдохновенной речью.
Войска, естественно, отвечают ему восторженным гулом и неразборчивыми приветствиями, ибо в те древние времена еще не придумали сакраментальной фразы "Разговорчики в строю!", требующей стоять в строю молча.
А кого можно набрать в заштатном городишке на роль легионеров?
Пожарную команду!
Сразу десяток или даже два молодцов, уже имеющих понятия о дисциплине - прекрасный материал для древнеримской когорты.
И вот в одном городе режиссер собрал в театре пожарную команду во главе с брандмейстером и долго-долго рассказывал им о театральном деле, об актерском мастерстве, о проникновении в образ, о задаче и сверхзадаче... и прочих высоких материях.
А потом, утомившись, сразу ушел, поручив практическую часть занятия своему помощнику.
Помощник подошел к делу практически.
"Все это хорошо, - сказал он, - Театр, Мельпомена, вдохновение...
Но все это вам не нужно - забудьте.
Вам нужно изобразить восторженный ропот большого скопления народа.
Для этого на сцене надо что-нибудь говорить. Это не очень сложно, но и не очень просто.
Неопытный человек не всегда находит нужные слова и молчит, что равнозначно провалу.
Поэтому есть правило: когда нужно что-нибудь сказать только для звука, говорят следующее - что говорить, когда нечего говорить.
Понятно?"
Все было понятно.
И помощник режиссера, не проверив степень усвоения материала, тоже ушел.
Вечером публика собралась в театр.
В нужном месте спектакля на сцене в живописном виде расположились римские легионеры.
Вышел Цезарь, прочел монолог - легионы безмолвствовали.
Предчувствуя беду, режиссер схватился за голову, - но беда пришла совсем с другой стороны.
Брандмейстер взмахнул коротким римским мечом, и пожарная команда дружно проскандировала хором:
"Что говорить, когда нечего говорить!"
Режиссер устроил истерику помощнику, а потом они вместе закатили скандал брандмейстеру...
Брандмейстер очень обиделся.
Он целый день репетировал со своей командой эту фразу, - а тут такая неблагодарность...
Вторая история несколько опровергает первую.
Этот случай приписывался Станиславскому и МХАТу, поэтому не совсем понятно, почему им всем снова пришлось изобретать велосипед.
Или традиции имеют свойство забываться с удручающим постоянством?
Ситуация была та же самая: нужно было изобразить недовольный ропот толпы.
Но толпа упрямо молчала, поскольку волшебная фраза "что говорить, когда нечего говорить" была к тому времени прочно забыта.
И тогда хитроумный Станиславский приказал:
"Пусть каждый назовет свой адрес!"
И все получилось!
На каждом спектакле толпа роптала самым натуральным образом.
О чем это говорит?
Это говорит о том, что хаос очень легко упорядочить, если приложить хотя бы минимум усилий. Как упомянутый брандмейстер.
Но с другой стороны, хаос можно создать даже при полном соблюдении паспортного режима...
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|