Любите ли вы театр? - писал знаменитый критик.
Вслед за ним можно повторить - любите ли вы Город?
Как бывает заманчиво, приехав в незнакомый город, с картой в руках пройтись по его улицам.
Они манят, притягивают своими прямыми перспективами или, наоборот, загадочными поворотами, своими домами, дворами и отходящими в сторону переулками!
А ещё лучше бродить по улицам города без карты, полностью доверившись его стихии.
Какое зрелище открывается перед взором путешественника!
Если архитектура - театр, то город - тем более, а улицы и дома - его актёры.
И как в любом театре среди них есть таланты и посредственности, примы и мастера эпизода, есть и рядовые труженики подмостков. И все вместе составляют единый, неповторимый ансамбль города.
А ещё в театре должно быть действие, должна быть драматургия. Драматургия же без интриги - плохая драматургия. (Интрига должна быть не только в детективах.)
В этом смысле изогнутым улицам интриговать легче, чем прямым: сам поворот уже работает, возбуждает любопытство - что там, за ним?
А прямые что же, как они выходят из положения?
|
Возьмём Невский проспект, одну из самых известных прямых улиц.
Три километра длины и всё одна и та же перспектива, зрителю (нет, скажем так - наблюдателю) это может наскучить.
Конечно, Адмиралтейство - классный памятник, тем более что по отношению к Невскому оно повернуто в три четверти, а это всегда эффектно.
Но как слушатель будет относиться к композитору, который на своих концертах из года в год исполняет одно произведение? Такой композитор слушателю быстро надоест, захочется чего-нибудь другого.
Вот прямому Невскому и приходится задумываться - чем бы таким интересным (можно даже сказать интригующим) завлечь наблюдателя.
И ведь находит!
Допустим, наш наблюдатель идет от площади Восстания к Адмиралтейству, что он видит?
Площадь Восстания немного приподнята и от нее проспект спускается чуть-чуть вниз (обращали внимание? и это в ровном-то Петербурге!), перспектива Невского открывается с небольшой, но горки.
Адмиралтейство вдалеке едва различимо, если наблюдатель идет рано утром, то оно в дымке, если летним вечером, то в хорошую погоду - силуэтно.
Вокруг ничего особенного - обычные для своего времени доходные дома, сливающиеся в единый общий фон.
Но, примерно через километр, вдруг (это всегда происходит вдруг, неожиданно) с Аничкова моста открываются широкие панорамы набережных Фонтанки в ту и другую сторону от Невского.
Здесь работает контраст пространств: относительно узкий Невский и просторы реки. Наблюдателю хочется скользить взглядом дальше вдоль берегов, но не тут-то было - река поворачивает.
В книгах обычно это обозначается, как "Продолжение следует".
Другими словами, вступает в силу правило Шахерезады!
Да, Аничков мост тоже с горбинкой, значит, опять наш наблюдатель чуть приподнят над проезжей частью проспекта.
Наконец слева открывается пространство Александринской площади с памятником Екатерине II и театром.
Здесь наблюдатель замечает, что к этому моменту и Адмиралтейство изменилось - укрупнился его масштаб, оно стало мощным, ясно видимым, детали некоторые начинают просматриваться.
На краю площади - коротенький, но очень интересный прострел направо вдоль Малой Садовой.
Ну, а потом, наш наблюдатель только успевает поворачивать голову:
то вдруг на углу Садовой точка обнаружится с которой видны два шпиля - Адмиралтейства и Инженерного замка,
то перспектива очередного канала откроется с необычным для Петербурга храмом,
то колоннада мощная,
то небольшие карманчики с иноверческими храмами,
то какие-то башни и купола, -
и это не считая разных интересных зданий на самом проспекте.
А если во дворы заглянуть... да, емкая улица, Невский проспект, несмотря на свою прямолинейность!
Но главную интригу нашему наблюдателю проспект готовит в конце путешествия.
Когда тому уже кажется, что вот оно Адмиралтейство, до него рукой подать, оно куда-то исчезает и справа (а не слева, куда все время смотрит Адмиралтейство!
Как там сказано у классика?
"О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман┘ всё не то, чем кажется!") - за срезанным углом здания, неожиданно, вдруг (!) открывается кусочек Эрмитажа и Дворцовой площади.
А значит, это открываются новые маршруты со своим "Продолжение следует".
Так можно ходить бесконечно долго.
Разумеется, откроется все это лишь наблюдателю разумному: внимательному, вдумчивому пешеходу, умеющему не только смотреть, но и видеть, читать не только рекламу, но и Город.
(Пешком по Петербургу)
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|