Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Девятый год издания 22.03.2007         N 1452   

Миф о стратегической стабильности
    Это конспективное изложение части российской истории, основанное на лекциях историка В.О. Ключевского, было написано в 1999-м году в рамках дискуссии "Россия в условиях стратегической нестабильности".
    Из текста исключено большинство полемических выпадов, и оставлена только историческая часть, иллюстрирующая полное отсутствие в истории России "стратегической стабильности".

    Впрочем, можно предположить, что, если рассмотреть с этой точки зрения историю любой страны, получится примерно то же самое.

    Как известно, основание Московского княжества, а точнее приобретение московским князем Великокняжеского Владимирского стола было проведено хитроумным татарским "коллаборационистом" Иваном Калитой: статус Великого Князя он получил за руководство московскими и татарскими войсками при разорении Тверского княжества в 1327-м году.

    Это была еще не империя, но и стабильностью в это суровое время, как вы сами понимаете, не пахло.

    Впрочем, спустя некоторое время внук Калиты вполне реабилитировал деда, победив татар на небезызвестном Куликовом поле, а Великокняжеский престол легитимно (!) полученный его дедом от предыдущей власти с поражением носителей этой власти никуда не исчез.

    Я намеренно употребил слово "поражение", а не "разгром" при упоминании о Куликовской битве, поскольку сейчас наивно считается, что после битвы иго было сброшено и свободная и суверенная Русь сразу начала строить новую жизнь.
    А на самом деле не только сам Дмитрий Донской, но и его внук Василий Темный лет через сорок после судьбоносной битвы ездил в Орду на тяжбу за великое княжение со своим дядей Юрием Галицким.
    Говоря современным языком, оба они обратились в высшую инстанцию: один хотел верховную власть забрать себе по праву старшинства, а второй - по завещанию деда - сохранить.
    Царедворцы Василия оказались изворотливее: хан сохранил ярлык на княжение за Москвой.

    Подсчитано, что в продолжение 234-х лет (по 1462-й год) северная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, при частых поветриях (эпидемиях), неурожаях и неисчислимых пожарах.
    По войне в год.

    Рассмотрим теперь период Московского Руси со вступления на великокняжеский стол Ивана III в 1462-м году и до воцарения новой династии в 1613-м году.

    Деяния Ивана III и его сына Василия III известны широкой публике значительно меньше, чем их знаменитого потомка (сына и внука) Ивана Васильевича IV, хотя в государственных делах они были более последовательны и удачливы, чем Грозный.
    Недаром летопись называет их "собирателями Земли Русской", а Грозному в этом эпитете отказывает.

    Перечислим вкратце эти деяния.
 

В 1463-м году к Московской Руси присоединено Ярославское княжество.
В 1470-х годах покорен был Новгород Великий в его обширными северными землями.
В 1472-м году присоединена Пермь.
В 1474-м году "прикуплена" вторая половина Ростовского княжества (первая половина была приоретена Москвой ранее).
В 1485-м году Иван III "воевал Тверь", которая после осады (без боя) ему присягнула.
В 1489-м году покорена Вятка.
В 1490-х годах Ивану присягнули князья Вяземские и другие, володевшие землями вблизи Смоленска, Чернигова и частью Северской земли.

    При его преемнике Василии:
 

- в 1510-м году был присоединен Псков,
- в 1514-м году отвоевано у Литвы Смоленское княжество,
- в 1517-м году завоевано княжество Рязанское,
а к 1523-му году окончательно перешли под власть Москвы княжества Черниговское и Северское.
    Кроме того, Русь планомерно продвигалась на юг по средней и нижней Волге, а также по Дону и его притокам.

    Не надо думать, что вся эта череда бесконечных походов, войн, осад, подкупов, предательств, дипломатических демаршей, осуществляемая властями, никак не отражалась и не влияла на обыденную жизнь простых людей.
    Можно, конечно предположить, что Иван III, прибыв в Ростов, достал из кармана кошель, отсчитал ростовским князьям некоторую сумму, и, погрузив на телеги полкняжества, отбыл восвояси.
    Но, скорее всего все это сопровождалось бурными дебатами тогдашних ростовских "патриотов и националистов" о "суверенитете и независимости", кликуши и юродивые, которые занимали тогда место оппозиционной прессы, на всех углах проклинали "великодержавного шовиниста" Ивана и своего князя-ренегата.

    Закончился этот непростой период правлением великого реформатора Ивана Васильевича IV-Грозного.
    Тоже времечко было тяжелое: походы в Астрахань и Казань, четырнадцатилетняя неудачная война с Литвой, разорение Пскова и Новгорода...
    Кроме того, царю вдруг вздумалось провести уникальный, опередивший время лет на триста, эксперимент с введением внутренних войск - опричнины.
    Вероятно, именно неготовность общества к введению нового общественного института, неясность его целей и задач, вкупе с грубостью средневековых нравов и были причинами "перегибов на местах", стоившими жизней тысячам наших предков.
Борис Годунов

 

(Впрочем, двести семьдесят лет спустя
новое активное обращение к "внутренним" делам
снова закончилось тем же самым:
"перегибами" и гибелью многих тысяч людей.)

    Не произошло существенных изменений и при Годунове.
    Казалось бы, и власть он получил вполне законным образом, и правитель был разумный, и политик был блестящий, и, разумеется, желал для Руси только блага, но, тем не менее, за семь лет правления привел ее к катастрофе, называемой Смутой.
    А какая же стабильность при Смуте!

Царь Алексей Михайлович
    После 1613-го года наступают времена, в которых можно заподозрить наличие желанной стратегической стабильности: незаметный Михаил Романов, потом его сын Алексей Михайлович, по прозвищу "Тишайший"...
    Посмотрим, так ли это...

    Династия Романовых начинала свое правление в тяжелейших условиях.
    Страна была разорена.
    Иностранцы, приезжавшие в Московию в 1615 году, описывают бесконечную череду сожженных сел и деревень с заброшенными избами, которые были наполнены незахоронеными трупами.
    От властей требовались огромные усилия для восстановления хозяйства.

    Старые боярские роды чуть ли не в одночасье исчезли с политической арены, на их место выдвигаются новые, никому неизвестные Стрешневы, Нарышкины, Милославские...
    Постоянные местнические счета "худородных" едва ли не подменили всю политическую жизнь страны на целое десятилетие.

(Продолжение)


    А также - Истории про историю


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000