Все Кулички Реклама
rax.ru: хитов за 24 часа, посетителей в сутки и сегодня
Rambler's Top100


Введение

 


     Материалы данного сайта в основном взяты из книги Ю.Соколова "Художественное выпиливание".
     Чертежи и развертки принадлежат ему же, если внизу страницы не указан иной источник.
     Вступительный текст также повторяет введение Соколова, с небольшими сокращениями и некоторыми уточнениями, полученными из многолетнего личного опыта.

О художественном выпиливании

     Цель создания данного альбома ≈ помочь взрослым и детям заняться в часы досуга увлекательным делом ≈ художественным выпиливанием. Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает овладеть различными инструментами. Опыт показал, что систематические занятия художественным выпиливанием открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.
     Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое; внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии или выдумке, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на самом почетном месте.

     Рисунки даны на страницах в реальном размере. Можно просто сохранить рисунок в компьютере и распечатать его на бумаге.
     В некоторых случаях даны половинки от симметричных рисунков, в таком случае их нужно дополнительно зеркально повернуть и распечатать второй раз. О необходимости такой операции указано рядом с соответствующим рисунком.
     С распечатки рисунок переводится на фанеру с помощью копирки.

     В сложных случаях для удобства сборки готового изделия на рисунках даны (строчными буквами) обозначения совмещаемых деталей.


Материал и инструменты для выпиливания

     В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толщиной 3≈5 мм, но высокого качества. Перед нанесением рисунка с кальки следует осмотреть ребра взятого куска фанеры; если имеется даже небольшой участок, где средний слой или слои имеют ╚пустоту╩, такой кусок использовать нельзя. Следует обратить внимание на неровности фанеры, скрытые пустоты и наличие в верхних слоях сучков ≈ при выпиливании они могут отскочить.

     Для выпиливания изделий из фанеры необходим такой набор инструментов и приспособлений: металлический лобзик, тонкое шило с ручкой, небольшие напильники, молоток, плоскогубцы, упорная дощечка, деревянный брусок, нож, циркуль, линейка, карандаш.

     Металлический лобзик представляет собой рамку, напоминающую букву П, на свободных концах которой помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилочку. Обязательное условие хорошей работы лобзика ≈ это натяжение закрепленной пилочки, которое достигается сдавливанием свободных концов лобзика перед закреплением. Порядок закрепления пилочки: сначала ее прочно закрепляют в нижний винтовой зажим около ручки, причем зубья пилочки должны быть наклонены также в сторону ручки. Перед закреплением во втором (верхнем) зажиме следует сдавить свободные концы лобзика и, вставив другой конец пилочки в верхний зажим, прочно закрепить его этим зажимом. Хорошее натяжение пилочки обеспечивает нормальную работу лобзика, т. е. точное следование пилочки по следу нанесенного на фанеру рисунка, что является обязательным условием при выполнении выпиливания, особенно мелких орнаментов.

     Рекомендуется два способа сжимания концов лобзика. Первый ≈ простым сжиманием кисти руки. Если это трудно, применяют другой способ. Он состоит в том, что рамку лобзика упирают в край стола верхней планкой и слегка нажимают грудью на ручку. Рамка лобзика немного согнется, и в таком положении лобзика пилочку закрепляют в верхнем зажиме. После ослабления нажима на рамку пилочка выпрямится и натянется.

     Тонким шилом с ручкой при выпиливании внутренних контуров орнамента проделывают отверстия в фанере для пилочки. В такое отверстие снизу фанеры вставляют верхний конец пилочки и закрепляют его в верхнем зажиме, в то время как нижний конец пилочки закреплен в нижнем зажиме. Каждый раз надо не забывать сдавливать рамку лобзика для натяжения пилочки. Шило будет входить в фанеру с меньшими усилиями, если кисть руки с шилом будет делать вращательные движения (одновременно с прокалывающим нажимом).


     Отверстие в фанере для пилочки можно также сделать небольшой дрелью с диаметром сверла 2 мм. Рекомендуется также отверстие размещать в середине выпиливаемого контура и не близко от линии контура, чтобы возникающие мелкие трещинки вокруг отверстия были удалены от линии пропила.

     Небольшие напильники со средней насечкой необходимо иметь для зачистки краев внешних и внутренних пропиленных контуров. Напильников как минимум надо три: круглый, плоский и трехгранный. Движение напильником при зачистке по краю пропила лучше делать под острым углом.

     Упорная дощечка продается в наборах вместе со струбциной и лобзиком, но ее можно выпилить самому.
     Материалом для упорной дощечки может служить доска не толще 15 мм. После выпиливания дощечки по размеру верхнюю сторону ее нужно тщательно отшлифовать.
     Прикреплять упорную дощещку к столу удобно с помощью струбцинки. Для этого в ней необходимо сделать паз необходимой ширины и глубины.

     Для зачистки поверхности фанеры после выпиливания пользуются деревянным бруском размером 100X150 мм, обернутым шлифовальной стеклянной бумагой.
     В работе часто требуются острый нож, циркуль, линейка с делениями 1 см, остро заточенный карандаш.


Перевод рисунка на фанеру или на другой материал

     Располагать рисунок на фанере надо компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. При копировании рисунка с кальки на фанеру все надо укрепить кнопками. При этом широкую сторону рисунка располагайте на фанере вдоль линии, по которой фанера гнется легче, а узкую - поперек этой линии. Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно придерживаться линии рисунка. Закончив копирование, обязательно надо проверить, нет ли пропусков в мелких контурах орнамента.

Правила выпиливания

     При выпиливании старайтесь не наклонять лобзик, держите его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка должна все время находиться в круглом отверстии упорной дощечки. При очень крутых поворотах нужно сделать несколько ╚холостых╩ движений лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру.

     Выпиливание следует начинать со средних контуров орнамента с учетом того, чтобы за внешним контуром был запас поля не более 10 мм. Работать нужно при хорошем освещении, чтобы избежать ошибок и сходов с линии рисунка. О перестановке пилочки на внутренних контурах сказано выше.

     При работе с лобзиком надо сидеть не сгибаясь, перерывы для отдыха надо делать через 30 мин.
     Образовавшуюся древесную пыль после работы следует убрать и помещение проветрить. Лучше работать на открытом воздухе. Чтобы предохранить одежду от засорения мелкими опилками, следует надеть передник.

Чтобы после сборки детали прочно держались и не распадались, надо отверстия для шипов выпиливать, исходя из толщины взятой для работы фанеры. При сборке шип должен входить в паз с легким усилием.
     Иногда можно соединять детали ╚в замок╩.
     Пазы следует выпиливать несколько меньше нужного размера, шипы - больше. Подгонку соответствующих соединений следует производить напильником.

     Выпиленные и зачищенные стеклянной бумагой детали надо собрать без клея для проверки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы, ≈ собрать. Собранное на клею изделие лучше связать прочной нитью и положить на просушку. Склеивать детали можно любым клеем для дерева, но лучше использовать светлые сорта клея (лучше всего - ПВА), быстросохнущие и не оставляющие пятен. Также можно рекомендовать казеиновый клей, особо прочный и водостойкий.


Отделка изделий

     По желанию исполнителя изделие из фанеры можно полировать, лакировать и красить.
     Зачистку и полировку производят шкуркой, сначала средней, затем - мелкой. Двигать шкурку следует по направлению волокон полируемой поверхности.
     Хороший, естественный вид поверхности можно создать, если ее протереть теплым скипидаром с добавлением светлого воска, покрыть прозрачным художественным лаком. Можно и просто после зачистки мелкой шкуркой покрыть лаком для пола.
     Первый слой лака должен быть довольно жидким. После его впитывания полезно тщательно прогладить всю отлакированную поверхность, чтобы прижать ворс, и после этого лакировать еще раз. Или несколько раз - по необходимости.

     В зависимости от вкуса исполнителя можно приготовить из соответствующих масляных красок в смеси с кедровым или фисташковым лаком эмульсию цветом под орех или красное дерево и др. Здесь ≈ простор для фантазии исполнителя.

     Отдельные детали или их участки можно украсить рисунком при помощи электровыжигателя, предварительно нарисовав орнамент карандашом.
     У таких предметов, как светильники, вазы или шкатулки, можно с внутренней стороны подклеить на стенки и крышку прозрачную цветную бумагу, материю или цветной пластик.

     Для светильников используйте маломощные лампы типа "Миньон" и обязательно оставляйте вентиляционные отверстия.
     При монтаже электрических соединений тщательно соблюдайте правила электробезопасности.

     Желаю успеха!


(Ю. Соколов. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.)


 
Все Кулички Реклама