Два сапога пара
Epson Stylus Color 400 и Mustek Paragon PageExpress

Введение, которое можно и не читать

Недавно по случаю избавился от Star WinType 4000, который мужественно прослужил мне больше трех лет, испечатал немерянное количество бумаги и окончательно замучил меня своими фокусами. Второй мой принтер, HP DeskJet 400, пал в неравной борьбе с детьми. Правда, гарантия на него не кончилась, и он был снесен в сервис-центр, где и отремонтирован без лишних вопросов (обращаю внимание). Но он уже был мною как бы подарен, да и не устраивал во всех отношениях - ни как черно-белый, ни как цветной. Но поломка послужила поводом для покупки нового принтера. Что я и сделал: после размышлений и колебаний приобрел Epson Stylus Color 400. Он мне понравился с первого включения и потому я решил описать свои впечатления о нем. Что бы исправить несправедливость. Потому как те цветные струйные Эпсоны, с которыми мне приходилось иметь дело до этого, вызывали только воспоминания о матери этого самого дяди Эпсона. Коии я имел обыкновения высказывать в частных беседах. А поскольку, как ни странно, никаких проблем он не вызвал, то впечатления эти получились более похожими на отчет о тестировании, нежели привычный мне жанр приключенческого романа a la Рид или Эмар. И я решил отправить свой опус на любимый и посещаемый мною сайт iXBT. Но отчет принято иллюстрировать. А как представить результаты, полученные с печатающего устройства? Правильно, путем сканирования. Пришлось идти в соседний дом и покупать сканер. Mustek Paragon PageExpress. Потому в заголовок и вынесены оба названия.

И так

Epson Stylus Color 400

Принтер в аккуратной коробке, не столь громоздкой, как шестисотой или восьмисотый. К сожалению, без ручки. Но пешком донести можно без напряга. Внутри:

Centronics, как это принято у нас, в комплект не входит.

Установка принтера не очень проста, в первую очередь из-за обилия транспортировочных заклеек, обнаруживающихся в самых неожиданных местах. К счастью, все они педантично указаны в памятке. И вообще, каждый шаг установки не только описан, но и проиллюстрирован. Так что и грамоте разуметь не обязательно. И вообще, если следовать инструкции, как воинскому уставу, никаких проблем в установке не возникнет. Особеная точность нужна при установке картриджей: мне известны случаи, когда эта операция, неправильно произведенная, ═выводила из строя не только картридж, но и печатную головку (хотя, по идее, и не должна). А головка считается расходным материалом и гарантии не подлежит, вне зависимости от причины поломки. И менять ее можно только в сервисном центре, а он, как правило, у черта на рогах (хотя сейчас есть и поближе, на Остоженке).

И так, механическая установка проблем не вызывает. То же и с драйверами. Их можно установить и с дискеты, и с CD. Я установил с дискеты - и все нормально. Доступны все опции управления печатью, визуальный контроль за уровнем чернил - для черного картриджа и один для цветного (в, отличие, например, от Лексмарка, раздельной индикации для каждого цвета нет - и понятно, если кончится, например, Маджента, картридж все равно выкидывать, пусть циана будет полна коробочка). На CD, по моему, все то же, что и на дискетах. Пофайлово не проверял.

Потом можно установить LivePix. Довольно милая и простая в обращении программка для улучшения качества фотоизображения. Не Фотошоп, конечно, но для любительского применения (то есть для любителя печатать свои фотографии) вполне достаточна. Места по нынешним временам занимает немного - 25 мегабайт, работает быстро. Позволяет вводить изображения со сканера и цифровой камеры. Ну и, естественно, коректировать яркость, контрастность и цветовую насыщенность, менять цветовую гамму и т.д. Можно создать галлерею - нечто вроде базы данных изображений, вроде как в ИмПале, но попроще. В общем, программа нормальная.

И, наконец, можно печатать. Начнем с черно-белой печати на обычной бумаге. Согласно обзорам, номинальная скорость печати - 4 стр./мин. К чести производителя, этих цифр в документации я не нашел (зато, пролистав сейчас книжку для очистки совести, обнаружил габаритные размеры - 429*275*168 мм в нерабочем положении и 429*613*196 мм -═в рабочем). Меня всегда умиляли декларируемые цифры печати на струйных принтерах - 6 стр./мин., 8... Что имеется в виду - не понятно, может быть, печать из ДОСа в текстовом режиме встроенными шрифтами. Все лично виденные мной струйные принтеры реально (например, из Ворда) печатали одну страницу в среднем около минуты. Некоторые - чуть дольше, что раздражало, некоторые - чуть быстрее, что радовало. Четырехсотый Эпсон печатал стандартный текст при разрешении 360 dpi и оптимизации по скорости заметно меньше минуты (в среднем 45 секунд при тексте в 10-20 стр.), при оптимизации по качеству - минуты полторы. Возможны и промежуточные варианты.

На бумаге "Чайка" качество текста в скоростном режиме вполне приличное для струйника. Но в типографию можно нести только текст при печати с оптимизацией по качеству. Так что для печати многотомных трудов это не самый подходящий выбор. Относительно ресурса картриджа пока сказать не могу (согласно Солону, назвать человека счастливым можно только после его смерти). Но, по моему, он не велик - согласно индикатору, у меня израсходовано около 30%, а извел я заведомо меньше половины пачки, и очень ненасыщенной печатью (таблицы из Экселя, заполнение в среднем не более 2%). К стати, в отличие от многих струйников, которым подавай 80 г/кв. м, нормально печатает на оффисной бумаге плотностью 60-70 г/кв. м. И заминания бумаги у меня не было.

Теперь о цветной печати. Для сплошных заливок (геологические карты) на простой бумаге (та же "Чайка") результат довольно бледный, но цвета правдоподобнее, чем, например, на HP DJ 400. А кто видел геологические карты, знает, что там точность передачи оттенков очень важна, иначе можно силур в мел превратить. На бумаге для разрешения 720 - намного лучше, хорошая насыщенность цвета, точно проработаны тонкие линии и мелкие (менее 6 пунктов) шрифты. А это в геологии не менее важно, чем цвета - индекс возраста часто больше, чем поле развития соответствующих пород. Ну а на глянцевой фотобумаге - просто однозначно лучше, чем современная картфабрика (хотя при Геолкоме, как говорят старики, было еще лучше. Но раньше и вода была мокрее...). С точки зрения растра - если скажу, что нет, не поверите. Есть, разумеется. Но уже на бумаге 720 он выглядит, как дополнительный муаровый узор, придавая карте определенный шик. Вместо штриховки по цвету, как это любили делать в старое время. А на фотобумаге - виден только в лупу.

Линейки градиентных заливок для чистых цветов К стати, о растре. Мой коллега Родионов недвно тестировал Epson Stylus Color Photo (результаты его тестирования, вкупе с прочей экзотической периферией, отражены на сайте: http://rwpbb.da.ru). Естественно, возникло желание сравнить продукты. В качестве инструмента сравнения была предложена линейка с градиентной заливкой чистыми цветами. Так вот, детальное сравнение линеек показало, что 400-й Эпсон хуже "Фото" на 5 или 10%% (при более чем 2-кратной разнице в цене). Линейку для четырехсотого Вы можете видеть здесь. Данные по Стилусу Фото - на вышеозначенном сайте .

В заключение о фотографиях. Фотографии, на фото, соответсвенно, бумаге, получились просто хорошо. Я, конечно, понимаю всю условность иллюстративного материала: сначала фотография была остканирована (с разным разрешением), потом отпечатана (также с разным разрешением и на разной бумаге. Затем опять отсканирована, конвертирована в *.JPG, компрессирована (ведь это садизм - заставлять ожидать загрузки файла с минимальной компрессией). И в результате итог представляется на экране (кто его знает - каком, не в обиду хозяину будь сказано). И все же. Не могу удержаться от того, чтобы привести образцы фотопечати.

Фотобумага, разрешение 720*720 Бумага Чайка, разрешение 360*360

То, что слева - на глянцевой фотобумаге, разрешение - 720. Справа - на "Чайке", разрешение - 360. Фотография одна и та же, разрешения сканирования указаны рядом с каждым кадром. М.б., Вы не заметите разницы, но поверьте, то, что слева, в натуре - бесподобно. А справа, как ни странно, тоже не плохо. Во всяком случае, лучше, чем все, что я видел до этого. Кто не верит - могу показать.

Сухой остаток: Epson Stylus Color 400 - замечательный (учитывая его цену - чуть больше 200 ам. руб.) принтер для использования в личных целях. Годится для печати текстов в ограниченном объеме и (или) невысокого качества. Весьма хорош для печати в цвете чего-нибудь в роде карт. И совсем хорошо - печатать фотографии любимых женщин и прочее из личного фотоархива.

С чем и перехожу к следующей части, а именно

Mustek Paragon PageExpress

Листопротяжный цветной сканер. За умеренную, хотя и не предельно низкую (вроде Primax'а), цену (около 150 а.р., если дешевле - то или нет, или хрен знает где). Коробка маленькая, с ручкой (люблю транспортировочный комфорт). На столе занимает место - 29,5*9,3 см, высота - 10 см. Подающего лотка нет, в качестве приемного - проволочная дуга. Если поставить на сканирование фотографий - появляется настойчивое предупреждение таковую снять. Впрочем, предупреждение можно отключить, а дугу - не снимать, и так нормально прходит. В комплекте, кроме самого агрегата,

Вроде, все. Оптическое разрешение - 300*300, интерполяционное - якобы 1200*1200. 24-битный цвет. Установка механически проста: все включается. как нарисовано, в т.ч. и принтер. Самое интересное - принтер действительно печатает. Что не подразумевается по умолчанию. Ведь сквозь все эти прозрачные ЛПТ-устройства многие принтеры (во всяком случае, все ГДИ) обычно не печатают.

С установкой софта несколько хуже, чем в предыдущем случае. Согласно руководству, действовать следует стандартно: вставить 1-ю дискету в дисковод, зайти в "Пуск", вызвать "Run" и т.д. Потом предлагается установить дополнительный софт с сидюшника (в виде iPhotoPlus'а, я полагаю). Так вот, не проходит. Не проходит калибровка (калибровочная плашка, к стати, в комплекте есть), не доходит до конца тест сканера, а затем при попытке сканирования выдается ошибка в TWAIN'е). И еще - говорят о нехватке памяти (а их у меня 96 мегабайт, и на диске 2 гигабайта свободно, и область для свопинга явно указана). После этого можно все спокойно деинсталлировать и установить все по новой с сидюшника с дополнительным софтом. Тут корректно выставляется драйвер, устанавливается тот же иФотоПлюс (который и на отдельном диске), а также какая-то распознавалка (англоязычная, разумеется). И все работает прекрасно.

Скорость сканирования: для текста в черно белом Лайн-Арт режиме - учету не поддается, вроде, быстрее, чем у протяжной Dextr'ы, которая была у меня когда-то. Графика, две фотографии, 4*6", на А4-листе - несколько минут, едва сигарету выкуришь. Это при физических разрешениях (разница в скорости от 100 до 300 dpi -едва заметна). При переходе к логическим - картина меняется. При 360 точках сканирование механически идет также, но трансформация - очень медленно. При 720 - медленнее, чем это возможно. А при предельных 1200 - и пробовать не стал. А качество - начиная с 120 точек, на глаз не меняется. В чем Вы можете убедиться, глядя на предыдущую картинку (при всех вышеотмеченных оговорках).

Фотография тиграНо в целом мне понравилось. Добило же (в хорошем смысле слова) - наблюдение за работой в моторизованном режиме (примерно так он назван в руководстве). Сканер снимается с подставки и кладется на сканируемый оригинал любого размера (лишь бы более или менее ровный). Дается команда "скан". И агрегат начинает ползти, кажется, медленно и печально. Но не проходит и нескольких минут - и на экране отсканированное изображение. Например, это.

"Чэстное слово кланус", ничего с ним не делал, только развернул на 90 градусов против часовой стрелки. Кто не верит - проверьте. Оригинал (списываю) - книга "Животные далекие и близкие", Второе издание, Warszawa, Sport i Turystyka, 1959, с. 249.

Тут то я и понял, что моя мечта - сканировать карты на листах формата А0 и более, не платя за соответствующий сканер - сбылась. Чем и собираюсь заняться. А пока остаюсь искренне Ваш

Алексей Федорчук
Москва, 18 ферваля 1998 г

Дополнение

Написать настоящую заметку меня побудили события сегодняшнего утра. Сначала я получил письмо с добрыми словами о моей заметке относительно Epson'а, которая, по словам автора, помогла ему сделать окончательный выбор в пользу Stylus Color 400. Поэтому, в свете дальнейшего, ощущая свою ответственность, по горячим следам хочу сделать

Предостережение пользователям
вышеозначенного принтера

Начну сначала. Сегодня, в процессе печати срочного и важного документа, у меня кончился черный картридж. Индикатор его мигал достаточно давно, и как предусмотрительный человек, сменным картриджем я запасся. Кстати, по моему опыту, ресурс картриджа примерно соответствует паспортному (540 страниц с 5%-ным заполнением): я испечатал на нем пачку бумаги (500 стр.) и несколько десятков отдельных страниц, не считая двух десятков цветных картинок и фотографий, где черные чернила тоже расходовались. А окончание чернил в картридже выглядит так: допечатывается страница (без малейшей потери качества), индикатор чернил перестает мигать и равномерно горит красным пламенем. И все. На мой взгляд, достаточно разумно придумано - если нужно напечатать качественный документ, нет необходимости следить, когда текст побледнеет.

Возвращаюсь, однако, к предмету заметки. Не имея большого навыка по работе с Эпсонами и помня, что при смене картриджа можно запороть печатающую головку (около 50 а.р., помнится, да и тащить далеко), действую по инструкции, яко воинскому уставу (благо, как и устав, она русскоязычная) - открываю крышку, нажимаю соответствующую кнопку для выдвижения кассеты с картриждами, отжимаю держатель черного картриджа, извлекаю картридж (на глаз видно, что какое-то количество чернил в нем осталось - текут при встряшивании). Затем вскрываю упаковку нового картриджа, отрываю желтую защитную пленку ( все по инструкции), вставляю картридж в кассету и с удивлением вижу - "не лизэ, батько, у крiнку не лизэ". Новый картридж на 3, примерно, миллиметра шире старого и имеет боковые отростки. И черный, а не белый.

Внимательно рассматриваю коробочку - грешен, при покупке этого не сделал. Коробка на два картриджа. Английским по синему написано: for use with EPSON STYLUS 400, 800, 800N, 1000. Что само по себе странно: насколько я помню, картрижди для 400-го и 800-го - разные. Делаю то, что должен был сделать при покупке - смотрю маркировку. Так и есть, S020039. А для моего, согласно документации - S020093 (для черного, для цветного - S020089). Все становится мучительно ясно.

Дожидаюсь десяти часов (открытия ближайшего салона) и отправляюсь за картриджем. На вопрос: "Есть ли картрижди для 400-го Эпсона?" получаю ответ: "Есть". "Покажите". "Чего показывать, вот написано". "На сарае, как известно, тоже знамо что написано, а в нем дрова лежат". Показывают. Та же двойная коробочка с той же надписью белым по синему. И тот же номер - S020039. "Это мы проходили, а с номером S020093 нет?" Тщательное рассмотрение всех эпсоновских коробочек показывает, что нет. Идем дальше.

История повторяется в четырех точках. На вопрос "Есть?" следует радостный ответ "Есть!" И везде то же самое - S020039. Появляется мысль, что принтер то сделали, а вот расходники к нему - еще нет (соцсоревнование - цех левых перчаток одержал победу над цехом правых). И к продавцам претензий никаких - ведь написано то Тэчер, хотя и сам вижу, что Ганди. И картриджи не какие-нибудь серые или черные, регенерированные, а самые что ни на есть белые (пардон, синие). Так что - в упрек фирме-производителю, явное вредительство. И ведь и цифровая маркировка похожа - там 93, здесь 39. Это в детективах многократно описано (см., например, Агату Кристи, "Отель Бертрам").

Наконец, в одном из магазинов (торгующем, кстати, в основном бытовой техникой) на витрине вижу вожделенные цифры - S020093. Покупаю, прихожу домой, устанавливаю. Все нормально. Печатаю. А потом сажусь писать эту заметку.

Сухой остаток: уважаемые пользователи 400-го Эпсона, будьте внимательны при покупке расходников. Помните, что в 75% точек, таковыми торгующих, под вывеской нужного Вам картриджа продается неизвестно что (попробую проверить, не подойдет ли он к старому Epson Stylus Color, тому, что еще без всяких цифр). Отличительные признаки нужного картриджа: маленькая (76х25х51 мм), изображен картридж белого цвета, на фасе слева - for use EPSON STYLUS COLOR 400, COLOR 600, COLOR 500, PHOTO, справа - S020093. Все остальные картриджи, будь на них хоть четырежды написано "400" - из области лжи и провокации.

Вот почти и все. Но в заключении - несколько слов о более приятном. Хотя ни в документации, ни в виденных мной обзорах это не сказано, для 400-го существуют драйверы под NT. Автор упомянутого мной в начале письма Сикорский Юрий скачал их с http://www.epson.com/connects/pdcip_p.html и, как я понял, принтер действительно работает под NT. Драйвера я тоже скачал из жадности (с http://www.epson.de/eng/support/download/ink.htm ), но в деле не проверял. Зато, к моему удивлению, 400-й прекрасно печатает из-под Linux'а (RedHat 5.0, проверено лично). И даже русскими буквами (при наличии соответствующих шрифтов, разумеется). А вот в отношении печати из ДОСа - так руки и не дошли проверить, за отсутствием необходимости.

Пару слов - о PageExpress'е. Получил несколько писем (выражаю благодарность авторам), где сказано, что русскоязычные драйверы для него существуют (на http://www.mustek.ru ). Проверил, скачал, устанавливаются легко, работают стабильно. Заодно обнаружил, как ни странно, и драйвера под NT - если кому это интересно. Но не проверял.

Наконец, точно все.

С наилучшими пожеланиями
Алексей Федорчук
Москва, 1 апреля 1998 года, как шутку просьба не воспринимать

Необходимый PostScriptum

За время, прошедшее со дня публикации этой заметки, я получил много писем о том, что так оно и есть - есть Stylus Color 400 и был Stylus 400, черно-белый. И картриджи к ним, соответственно, разные. И имеют разные номера. Так что повторяю - будьте внимательны к последним, на продавцов надежда плохая.

Алексей Федорчук
Москва, 18 ферваля 1999 г



Реклама в Интернет
©Алексей Федорчук