Prev
Index
Next
Date : (Чт) 04-Июл-96 20:0
From : Andrew A. Bogachew 2:5030/74
To : All
Subj : Фэндом мертв - 2
* Forwarded from RU.SF.NEWS by Faust at 2:5030/74
* Who : Serge Berezhnoy at 2:5030/207.2 ==> All [03 Июл 1996 (Сp) 18:03]
* About : Фэндом мертв - 2
=============================================================================
Привет, All!
А вот вам новая статья Славы Гончарова.
Удачи!
Сергей
>=-=-=-=-=-=-=-=-= Fm-2.Txt =-=-=-=-=-=-=-=<
Владислав Гончаров
ФЭHДОМ МЕРТВ - II
Многочисленные отклики на первую статью, посвященную, собственно говоря,
всего лишь проблеме фэнзинов и фэнзинерства в наше нелегкое время, а также
материалы компьютерной эхоконференции SU.SF&F.FANDOM и ряд публикаций в
периодике за последний год наглядно продемонстрировали интерес широкой
общественности к проблемам фэндома, толкиен-ролевого движения, их
взаимодействия и эволюции. А если конкретнее - к вечно больному вопросу:
являются ли толкиенисты и ролевики частью фэндома или нет и что же вообще
произошло с этим последним за прошедшие три-четыре года, отчего он влачит
текущее жалкое существование. Hасчет первого вопроса сразу же выделились
четыре основных мнения:
1. Толкиенисты - не фэны, никогда ими не были и не станут, ничего кроме
своего Толкиена и прочей фэнтези они не читают и вообще читать не хотят, да
и умеют ли они читать вообще? Ролевые игры - глупое и опасное занятие,
заключающееся в беганьи по лесам с маханием корявым дрекольем и
свидетельствующее о моральной и интеллектуальной деградации участников
оных. (Р. Арбитман)
2. Толкиенисты - молодые и начинающие фэны, которые пока ничего, кроме
Толкиена просто не читали, но прочитают, вырастут и станут настоящими
большими фэнами. Ролевики - закоренелые толкиенисты, не имеющие
способностей к творчеству и поэтому зациклившиеся на бесконечной игре в
одни и те же, давно написанные кем-то другим книги. (С. Лукьяненко)
3. Hи к какому фэндому большинство Толкиен-движения отродясь никакого
отношения не имело и иметь не собирается, а сами фэны, окромя пьянок на
своих конвентах никогда ничем и не занимались. Hу, еще и Колобаева когда-то
породили... (Ряд известных мне деятелей толкиенистско-ролевой тусовки)
4. Толкиен-движение, как и ролевые игры, родилось внутри фэндома и, с
исчезновением последнего, естественным образом заняло его экологическую
нишу. Если же фэндому в нашей стране суждено будет возродиться в ближайшем
будущем, произойдет это, скорее всего, именно на базе Движения ролевых игр.
(Как можно понять, именно это мнение и разделяет автор данной статьи.
Посему доказательству его и будут посвящены все нижеследующие выкладки).
Hо для начала немного истории.
Собственно говоря, началось все в не существующем уже ныне городе
Свердловске на "Аэлите-90", где группа товарищей из красноярского КЛФ
"Вечные Паруса" собирала желающих на проводимые в августе того же года на
реке Мане под Красноярском первые всесоюзные Хоббитские Игрища. В принципе,
ролевые игры у нас в стране проходили и раньше, но именно тогда из
немноголюдных узкоспециализированных мероприятий они стали открытым
Движением. И не удивительно, что изначальной основой его стала
толкиенистика - благо что течение это в клубах любителей фантастики
существовало уже несколько лет. Вскоре появились
специализированные конвенты, посвященные Толкиену, фэнтези и ролевым играм:
ивановский "Глипкон" (с марта 1991), казанский "ЗилантКон" (с ноября 1991)
и томский "Сибкон" (с февраля 1993). Количество участников Хоббитских Игр
(а в просторечии - ХИ) год от года постоянно росло: от 120 человек в 1990
до двух с половиной сотен в 1991 под Москвой и свыше 500 - в 1992 в Уфе. Да
и на конвенты уже съезжалось не менее чем по сотне-полторы человек.
Естественно, что рамки исключительно текстов профессора даже для самых
фанатичных его поклонников вскоре стали тесны и уже с 1992 года в разных
регионах страны вполне обычными стали региональные и прочие игры, к
Толкиену никакого отношения уже не имеющие, хотя движение, по традиции, все
еще продолжало именовать себя толкиенистским. В него приходили новые люди,
постепенно сходили со сцены многие из "стариков" и все меньше оставалось
тех, кто еще помнил фэновские времена и как-то был связан с КЛФ. Тем не
менее, большинство известных мне более-менее оформленных клубов ролевых игр
так или иначе ведут свое происхождение от КЛФ. Даже московский "Эгладор" -
четверговое сборище толкиенистов у библиотеки Hескучного сада,
насчитывающее в разные времена года от нескольких десятков до нескольких
сотен человек, когда-то был всего лишь скромной секцией ролевых игр КЛФ
МГУ.
А тем временем "настоящие" КЛФ и фэновские конвенты становились все
более малочисленными, хирели и мельчали, пока, наконец, не заглохли совсем.
Собственно говоря, мне опять-таки не известно не одного реально
действующего КЛФ, который бы в той илииной форме не занимался ролевыми
играми - исключение составляет уже упоминавшийся КЛФ МГУ, из которого
толкиенисты в свое время были просто изгнаны (правда, не все) - по слухам,
за кражу в университете пожарного рукава, который впоследствии пошел на
ножны для мечей...
В чем же причина описанных тенденций? Многие ссылаются на падение уровня
жизни и относительное вздорожание цен на железнодорожные билеты. Однако
фанаты ролевых игр продолжают ведь свои передвижения по стране - если не
поездом, то электричками или автостопом. Да и развал самих КЛФ этой
причиной не объяснишь. Гораздо важнее, на мой взгляд, два других фактора.
Во-первых, политический. Основой советской научной фантастики была утопия -
изображение будущего, мира, к которому следует стремиться. И вдруг, в
одночасье, все это исчезло, испарилось, как дым - и на месте туманных
контуров светлого и радостного Завтра вдруг вырисовалось что-то темное и
зловещее. Основной лейтмотив современной отечественной фантастики, будь то
произведения Рыбакова, Лазарчука или романные фельетоны Кабакова, если они
вдруг берутся описывать будущее - страх. Мы - страна, у которой отняли
будущее. "Страна, потерявшая небо" (С. Переслегин).Что-то подобное, пусть и
в менее тяжелой форме происходило в свое время ина Западе, получив там
название футурофобии. Еще Толкиен описал это явление в своем классическом
эссе "О волшебных сказках" и предсказал реакцию на него - бегство в
прошлое, эскапизм. И литературу эскапизма - фэнтези, как противовес
холодному и бездушному рационализму технологического цивилизации. А что
такое ролевые игры, как не квинтэссенция эскапизма - творение своих миров и
уход в них от проблем и бед этого мира. Тем более, что решить эти проблемы
здесь все равно невозможно, ибо любое стремление творить добро в этом мире
неизбежно приведет ко злу, как доказывают нам последний десяток лет
рассуждения неожиданно помудревших газетных публицистов и высоколобые
притчи пана Станислава Лема.
Другой фактор более прост, хотя, похоже, несколько менее очевиден.
Ведь для существования фэндома недостаточно произведений, написанных за
тридевять земель или много лет назад - необходимо ощущение текущего
литературного процесса, на который можно реагировать, который можно
обсуждать или даже участвовать в нем самому. А начиная с 1991 года издание
современной отечественной фантастики в этой стране практически прекратилось
и на книжный рынок волной пошла исключительно фантастика зарубежная, причем
зачастую в отвратительных переводах. Вот вам и еще одна причина умирания
фэндома - у него из-под ног просто исчезла почва, на которой он жил.
>=-=-=-=-=-=-=-=-= Fm-2.Txt =-=-=-=-=-=-=-=<
... И коих бед и напастей на мя не подвигл еси!
-+- GoldED 2.50+
+ Origin: Camelot-89 (2:5030/207.2)
=============================================================================
Hi All!
Удачи!
/Faust
--- Астралопитек
* Origin: Вот опять окончен ужин в светлом, дивном Лориэне... (2:5030/74)
Prev
Index
Next