"Я ДУМАЛ О ТОМ, КАК ПРЕКРАСНО ВСЕ ПЕРВОЕ!"

     Даниил  Иванович  Ювачев  (1905 - 1942)
еще на школьной скамье придумал себе псевдо-
ним - Хармс,  который варьировал с поразите-
льной изобретательностью, иногда даже в под-
писи  под  одной  рукописью:  Хармс,  Хормс,
Чармс,  Хаармс,  Шардам, Хармс-Дандан и т.д.
Дело в том,  что Хармс полагал, что неизмен-
ное имя приносит несчастье, и брал новую фа-
милию как бы в попытках уйти от него. "Вчера
папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, ме-
ня будут  преследовать нужды.  Даниил Чармс.
23 декабря 1936 года"  (дневниковая запись).
    Он происходил из семьи известного  наро-
довольца  Ивана Павловича Ювачева,  пригово-
ренного в свое время к смертной казни, заме-
ненной пожизненным заключением,  отбывавшего
ссылку на Сахалине,  где с ним  познакомился
Чехов. Даня родился  уже после  освобождения
отца,  когда Ювачев вернулся в Петербург.  В
эти годы начала века отец Хармса стал  авто-
ром мемуарных и  религиозных книг - послужил
прототипом для героев Льва Толстого и  Чехо-
ва... Так что корни Хармса - вполне  литера-
турные. Но известно,  что  Иван Павлович, не
одобрял сочинений сына,  -  столь  не похожи
они были на то, что он сам почитал в литера-
туре.
    Хармс-писатель сформировался в 20-е  го-
ды, испытав влияние Хлебникова и заумника А.
Труфанова, и обрел единомышленников  в кругу
поэтов, назвавших себя обэриутами (от ОБЭРИУ
- Объединения Реального Искусства). "Кто мы?
И почему мы?.. - вопрошали они в своем мани-
фесте. - Мы - поэты  нового  мироощущения  и
нового искусства...  В своем  творчестве  мы
расширяем и углубляем смысл предмета  и сло-
ва, но никак не  разрушаем  его.  Конкретный
предмет,очищенный от литературной  и обиход-
ной шелухи, делается достоянием искусства. В
поэзии - столкновение  словесных смыслов вы-
ражает этот предмет с точностью механики", и
так далее. Обэриуты  нашли себе приют в сте-
нах ленинградского Дома печати, где 24 янва-
ря 1928 года состоялся их самый  большой ве-
чер,"Три левых часа". Хармс - вместе с Н.За-
болоцким, А.Введенским,  К.Вагиновым, И.Бах-
теревым и другими  -  читал на первом "часу"
свои стихи, восседая на шкафу,  а  на втором
"часу" была представлена его пьеса "Елизаве-
та Бам", одним из постановщиков  которой был
сам автор. ОБЭРИУ очень увлекло Хармса, и он
(вспомним возраст) разрывался между обэриут-
скими  занятиями и... возлюбленной.  "Кто бы
мог мне посоветовать, что мне делать?  Эстер
несет с собой несчастие.  Я  погибаю  с  ней
вместе, - восклицал он в дневниковой  записи
27 июля 1928 года. - <...>  Куда делось Обэ-
риу? Все пропало, как только  Эстер  вошла в
меня. С тех пор  я перестал  как следует пи-
сать  и  ловил только со всех сторон несчас-
тия. <...> Если Эстер несет горе за собой,то
как же могу я пустить ее от себя. А вместе с
тем как я могу подвергать свое дело, Обэриу,
полному развалу. <...> Господи, помоги! <...
.> Сделай, чтоб в течение этой недели  Эстер
ушла от меня и жила бы счастливо. А  я чтобы
опять принялся писать,  будучи свободен  как
прежде!"
    Однако помогли разрубить этот узел спус-
тя несколько  лет  совсем другие - внешние и
недобрые  силы. Желая положить конец выступ-
лениям обэриутов в общежитиях, клубах, воин-
ских частях и т.д. ленинградская  молодежная
газета "Смена" поместила статью "Реакционное
жонглерство"  (9 апреля 1930 года),  имевшую
подзаголовок: "Об одной вылазке литературных
хулиганов". Тут прямо говорилось, что "лите-
ратурные  хулиганы"  (читай: обэриуты) ничем
не отличаются  от  классового  врага.  Автор
статьи воспроизводил, очевидно, реальный ди-
алог "пролетарского студенчества"  с обэриу-
тами:  "Владимиров  (самый  молодой  обэриут
Юрий Владимиров. -  Вл.Г.)  с  неподражаемой
нагластью назвал собравшихся дикарями, кото-
рые попав в  европейский город,  увидели там
автомобиль.
    Левин (прозаик, обериут Дойвбер Левин. -
В.Г.) заявил, что их "пока" (!) не понимают,
но что они единственные  представители   (!)
действительно нового искусства,которые стро-
ят большое здание.
    - Для кого строите? - спросили его.
    - Для  всей России, - последовал класси-
ческий ответ".
    А в 1931 году Хармс,  Введенский и неко-
торые их друзья были арестованы и сосланы на
год в Курск.
    Позади остались две единственные "взрос-
лые" публикации Даниила Хармса - по  стихот-
ворению в каждом  -  в двух  сборниках Союза
поэтов (в 1926-м и 1927 годах). Больше Дани-
илу Хармсу, как, впрочем, и  Александру Вве-
денскому, не удалось опубликовать  при жизни
ни одной "взрослой" строчки.
    Стремился ли Хармс  к  публикации  своих
"взрослых" произведений? Думал ли о них? По-
лагаю, что да.  Во-первых, таков имманентный
закон всякого творчества.  Во-вторых, есть и
косвенное свидетельство,  что он свыше четы-
рех десятков своих произведений считал гото-
выми для печати.
    Но при этом -  вот сознание безвыходнос-
ти! - не делал после 1928 года никаких попы-
ток опубликовать что-то из своих  "взрослых"
вещей.  Во всяком случае  о  таких  попытках
пока неизвестно.
    Больше того,  - он старался не посвящать
своих  знакомых  в то,  что пишет. Художница
Алиса Порет вспоминала: "Хармс сам очень лю-
били рисовать, но мне свои  рисунки  никогда
не показывал, а также все,  что он писал для
взрослых.  Он запретил это всем своим друзь-
ям, а с меня взял клятву, что я не буду  пы-
таться достать его рукописи". Думаю, однако,
что  небольшой  круг его друзей - А.Введенс-
кий, Л.Липавский (Л.Савельев), Я.С.Друскин и
некоторые другие - были постоянными слушате-
лями его сочинений в 30-е годы.
   А  писал он - во всяком  случае стремился
писать - ежедневно. "Я сегодня  не  выполнил
своих 3-4 страниц",  -  упрекает он себя.  И
рядом,  в те же дни, записывает: "Я был наи-
более счастлив, когда у меня отняли  перо  и
бумагу  и  запретили мне что-либо делать.  У
меня не было тревоги, что я не делаю чего-то
по  своей вине,  совесть была спокойна, и  я
был  счастлив.  Это  было,  когда  я сидел в
тюрьме. Но если бы меня спросили, не хочу ли
я опять туда или в положение, подобное тюрь-
ме, я сказал бы: нет, НЕ ХОЧУ".
   И  тут же: "Человек в  своем  деле  видит
спасение, и потому он должен постоянно зани-
маться  своим делом,  чтобы быть счастливым.
Только вера в успешность своего дела  прино-
сит счастье. Сейчас должен быть счастлив За-
болоцкий".
   "Довольно праздности и  безделья!  Каждый
день раскрывай эту тетрадь  и  вписывай сюда
не  менее полстраницы.  Если ничего не пише-
тся,то запиши хотя бы по примеру Гоголя, что
сегодня ничего не пишется. Пиши всегда с ин-
тересом  и  смотри на писание, как на празд-
ник.  11  апреля  1937 года". ("Голубая тет-
радь" N% 24).
   Эти  записи  относятся  к  середине  30-х
годов, когда сочинение для детей, в  которое
Хармса и других обериутов (Введенского, Вла-
димирова, Дойвбера  Левина...)  вовлек  Мар-
шак, шло у Хармса все натужнее, все труднее.
Начав с  сотрудничества в  журнале  "Еж"  (с
1928 года), а затем "Чиж" (с 1930-го), с то-
го,что в одном номере журнала могли появить-
ся и его рассказ, и стихотворение, и подпись
под картинкой,  Хармс  к середине  30-х  уже
писал для детей все реже и реже, от случая к
случаю.  И  можно лишь удивляться,  что  при
сравнительно небольшом числе детских стихот-
ворений ("Иван Иваныч Самовар", "Врун", "Иг-
ра",  "Миллион",  "Как  папа  застрелил  мне
хорька",  "Из дома вышел человек",  "Что это
было?", "Тигр на улице" ...) он создал  свою
страну  в поэзии для детей и стал ее класси-
ком. Нет, я не разделяю точку зрения,  будто
детская литература  была для  него  "отхожим
промыслом".  Слишком  честным  и талантливым
человеком  был  Даниил Хармс,  чтобы  писать
только для денег.  Да  и сами  детские стихи
Хармса  говорят за себя:  они из того драго-
ценного металла, что и стихи "для взрослых".
Детская  литература  с конца 20-х  годов  до
конца жизни была,  что немаловажно для писа-
теля, его лицом, его визитной карточкой,име-
нем наконец.
   Но жил он, внутренне жил тем,  что творил
не для детей. Это  -  с самого начала - были
рассказы, стихотворения, пьесы, статьи и да-
же любая строчка в дневнике, письмо или час-
тная записка.  Во всем,  в  любом  избранном
жанре он оставался оригинальным,  ни на кого
не похожим писателем.  "Я хочу  быть в жизни
тем же, чем Лобачевский в геометрии",  - за-
писал он в 1937 году.
   Мир удивился,узнав Даниила Хармса.  Впер-
вые прочитав его в конце 60-х - начале  70-х
годов. Его и его друга Александра Введенско-
го.  До  тех пор мир считал  родоначальником
европейской литературы абсурда Эжена Ионеско
и Сэмюела Беккета. Но,  прочтя наконец неиз-
вестные дотоле и, к  сожалению, еще не опуб-
ликованные у  нас в стране пьесу  "Елизавету
Бам"  (1927),  прозаические  и  стихотворные
произведения Даниила Хармса,  а также  пьесу
"Елка у Ивановых" (1939) и  стихотворения А.
Введенского, он  увидел, что эта столь попу-
лярная  ныне ветвь литературы появилась  за-
долго до Ионеско и Беккета.  Но ни Хармс, ни
Введенский уже не услышали, как их чествуют.
   Слом,  разлад,  разрушение   устоявшегося
быта, людских связей и прочее они почувство-
вали,  пожалуй,  острее и раньше  других.  И
увидели в  этом трагические  последствия для
человека. Так все ужасы жизни, все ее  неле-
пости стали на только фоном, на котором раз-
ворачивается абсурдное действо, но и в какой
-то мере причиной, породившей самый  абсурд,
его  мышление.  Литература абсурда оказалась
по-своему  идеальным выражением этих процес-
сов, испытываемых каждым  отдельным  челове-
ком.
   Но, при всех влияниях,  на которые указы-
вает сам Хармс, нельзя не видеть, что он на-
следует не только Гоголю,  которого,  как мы
потом узнаем, он ставил выше всех писателей,
но и, например, Достоевскому... И эти истоки
свидетельствуют, что русский  абсурд  возник
не вдруг и не на случайной почве. <...>
    Произведения Даниила Хармса - как  ни на
что похожие камешки в  мозаике нашей литера-
туры 20 - 30-х годов.  Отмытые временем, как
морем,  они еще сильней отливают своей таин-
ственностью, загадочностью. <...>
    Рассказы и сценки из цикла "Случаи", по-
священного жене,  Марине Малич, удивительным
образом передают,  несмотря на весь их лако-
низм (иные вещи - в треть машинописной стра-
ницы) и фантасмагоричность, -  и атмосферу и
быт 30-ых годов. Их юмор - это  юмор  абсур-
да. Хармс прекрасно сознавал, что такой юмор
может  быть не всякому понятен, и все же  не
отказывался от него. В заметках "О смехе" он
говорил: "Есть несколько сортов смеха.  Есть
средний сорт смеха,когда смеется и весь зал,
но не в полную силу.  Есть сильный сорт сме-
ха, когда смеется та или иная часть залы, но
уже в полную силу,  а другая часть залы мол-
чит, до нее смех в этом случае совсем не до-
ходит.  Первый сорт смеха требует  эстрадная
комиссия от  эстрадного  актера,  но  второй
сорт смеха лучше. Скоты не должны смеяться."
   "Меня, - писал Хармс 31 октября 1937 го-
да, - интересует только  "ч  у  ш ь"; только
то, что не имеет никакого практического смы-
сла.  Меня  интересует  жизнь только в своем
нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль,
мораль, гигиеничность,  нравственность, уми-
ление и азарт - ненавистные для меня слова и
чувства.
    Но я вполне понимаю и уважаю:  восторг и
восхищение,  вдохновение и отчаяние, страсть
и сдержанность, распутство и целомудрие, пе-
чаль и горе, радость и смех". <...>
    Высказав свое кредо, он примерно в то же
время открыл в дневнике имена писателей, кои
больше всего близки ему. Этот список включа-
ет шесть имен в таком порядке: Гоголь, Прут-
ков, Мейринк, Гамсун, Эдвард Лир и Льюис Кэ-
рролл. Причем Хармс - с точностью до сотой -
сообщает, сколько, по его понятию, каждый из
упомянутых  писателей  дает  человечеству  и
сколько его, Хармса, сердцу.  Гоголь -  оди-
наково:  69  - 69. Прутков: 42 - 69. Мейринк
так же. Гамсун: 55 - 62. Лир: 42 - 59.  Кэр-
ролл: 45 - 59. И  Хармс  добавляет:  "Сейчас
моему  сердцу  особенно мил Густав  Мейринк"
(запись 14 ноября 1937 года).  В  это  время
Хармс перечитывает,  пожалуй,  лучший  роман
австрийского писателя - "Голем" -  и  делает
для себя заметки по поводу прочитанного.
    <...>  Быт у Хармса, как и все действие,
условен, алгебраичен, если  говорить  языком
математики. Бытовой фон - не более чем стар-
товая площадка,  с которой начинается дейст-
вие. В этом, в частности, убеждает и повесть
"Старуха" (1939).
    Читать ее реалистическими глазами, забы-
вая о направлении, которое исповедовал писа-
тель, бесмысленно, - это приведет  по  край-
ней мере к ошибочному  суждению  о вкусе ав-
тора.
    По свидетельству  Л.С.Друскиной, "Хармс"
читал эту вещь Введенскому и Якову Семенови-
чу (ее брату). "Выйдя от Хармса, Яков  Семе-
нович спросил Введенского:
    - Как тебе "Старуха"?
    На что Введенский ответил:
    - Я ведь не отказался от левого искусст-
ва".
   Хармса занимала чудо, чудесное. "Интере-
сно только чудо,  как  нарушение  физической
структуры мира", - замечает он в своей запи-
си 1939 года. Он верил в чудо  -  и при этом
сомневался, существует ли оно в жизни. Иног-
да он сам ощущал себя  чудотворцем,  который
может, но не хочет творить чудеса.  Один  из
часто встречаемых мотивов его произведений -
сон. Сон как самое удобное состояние,  среда
для того, чтобы свершались чудеса  и чтобы в
них  можно  было поверить. Сон был не только
лучшей формой,  в которой  воплощались мечты
персонажей, но и счастливым соединением  той
трагической разорванности мира, яви, которую
Хармс ощущал сильнее всего.
    Эта трагическая разорванность, конфликт-
ность мира и  составляет,  пожалуй,  главный
интерес  писателя. Как и психология, поведе-
ние человека в нем.  Что человек диктует се-
бе,  или вернее,  что мир диктует отдельному
человеку.
    К самому  Хармсу  жизнь  становилась все
суровее. В 1937  и  1938  годах нередки были
дни и недели,  когда они с женой жестоко го-
лодали. Не на что было  купить  даже  совсем
 простую еду. "Я все не прихожу в отчаянье,-
записывает он 28 сентября 1937 года. - Долж-
но быть, я на что-то надеюсь, и мне кажется,
что мое положение лучше, чем оно есть на са-
мом деле. Железные руки тянут меня в яму".
    Но в те же дни и  годы,  безнадежные  по
собственному  ощущению, он вместе с тем  ин-
тенсивно работает (рассказ  "Связь",  напри-
мер, датирован 14-м сентября 1937 года).  Он
как художник исследует безнадежность, безвы-
ходность, пишет о ней (рассказ "Сундук" - 30
января 1937 года,сценка "Всестороннее иссле-
дование" - 21 июня 1937-го, "О том, как меня
посетили вестники" - 22 августа того же года
и т.д.). Абсурдность сюжетов этих  вещей  не
поддается сомнению, но также несомненно, что
они  вышли  из-под  пера  Хармса во времена,
когда то,что кажется абсурдным, стало былью.
    Творящие легенду  о  Хармсе  писали, как
был изумлен дворник,  читая  на  дверях  его
квартиры табличку каждый раз с новым именем.
Возможно, что так все и было. Но вот подлин-
ная записка, сохранившаяся в архиве  Хармса:
"У меня срочная работа. Я дома, но никого не
принимаю.И даже не разговариваю через дверь.
Я работаю каждый день до 7 часов".
    "Срочная работа" у непечатающего писате-
ля! Но он  словно  знал об отпущенных ему 36
годах жизни. Бывали дни, когда он  писал  по
два-три стихотворения или по два рассказа. И
любую, даже маленькую вещь мог несколько раз
переделывать и переписывать. Но ни разу пос-
ле 1928 года не  перепетатывал свои стихи  и
рассказы на пишущей машинке - за ненадобнос-
тью. Носить их в редакции  было  бесполезно.
Он знал, что их не возьмут, не напечатают. В
дневнике он уговаривает себя не пасть духом,
обрести  равновесие,  чтобы  остаться верным
избранному пути,  даже если приходится плыть
против течения. "Жизнь это море,  судьба это
ветер, а человек  это  корабль, - размышляет
он. -  И как хороший рулевой может использо-
вать противный ветер и даже идти против вет-
ра, не меняя курса корабля, так и умный  че-
ловек может использовать удары  судьбы  и  с
каждым  ударом  приближаться  к  своей цели.
П р и м е р: Человек хотел стать оратором, а
судьба  отрезала ему язык, и человек онемел.
Но он не сдался, а научился  показывать  до-
щечку с фразами, написанными большими буква-
ми, и при этом где нужно рычать, а где нужно
подвывать и этим воздействовал на слушателей
еще более, чем это можно было  сделать обык-
новенной речью". <...>
    Детская литература уже не могла  прокор-
мить Хармса, и они с женой временами жестоко
голодали. "Пришло время  еще  более  ужасное
для меня, - записывает он 1 июня 1937  года.
-  В  Детиздате  придрались  к каким-то моим
стихам ("Из дома вышел человек..." -  Вл.Г.)
и начали меня травить. Меня прекратили печа-
тать.  Мне не  выплачивают деньги, мотивируя
какими-то случайными задержками. Я чувствую,
что там происходит что-то тайное,  злое. Нам
нечего есть. Мы страшно голодаем. Я знаю,что
мне пришел конец..."
    В среде писателей он чувствует себя  чу-
жим. Стихи "На  посещение Писательского Дома
24 января 1935 года"  начинаются  строчками:
"Когда оставленный судьбою, Я в двери к  вам
стучу, друзья, Мой взор темнеет сам собою  И
в сердце стук унять нельзя..."
    Второй арест,  в  1937  году,  не сломил
его. После скорого освобождения он продолжал
творить. Чудо,чудеса врывались в его расска-
зы и пьесы, приобретая  подчас  гротесковые,
абсурдные формы, но эти формы парадоксальным
образом соотносились с  той жизнью,  которая
окружала самого Хармса, и потому  даже самые
короткие  его вещи выглядят  художественно и
философски законченными.
    Он жил высокой духовной  жизнью,  пускай
его круг ограничивался  несколькими друзьями
(Введенский, Липавский, Друскин, Олейников..
.). Большая  дружба связывала его с художни-
ками: Петром Соколовым,  Владимиром Татлиным
(он,  кстати, талантливо  иллюстрировал  его
книжку "Во-первых и во-вторых"), с Казимиром
Малевичем, на смерть которого  он  отозвался
прекрасными стихами,  с ученицами Филонова -
Алисой Порет и Татьяной Глебовой, с музыкан-
тами Исайей Браудо, Марией Юдиной,  с Иваном
Соллертинским...
    Я  нарочно не останавливаюсь  на внешнем
облике Хармса, столько раз описанном во всех
мемуарах, - облике чудака.  Нет,  мемуаристы
этот облик, конечно, не выдумали, не сочини-
ли.  Хармс  и  вправду одевался  на  обычный
взгляд вызывающе, странно, иногда нелепо,  -
но если мы будем говорить только об этом, мы
не узнаем о Хармсе ничего. Это все из облас-
ти легенды и анекдотов о Хармсе.  А по  сути
его внешность  могла стоить ему жизни.  Вера
Кетлинская,  которая  возглавляла  в блокаду
ленинградскую писательскую организацию, рас-
сказывала,  что ей в начале войны,  приходи-
лось несколько раз удостоверять личность Ха-
рмса,  которого  подозрительные граждане,  в
особенности подростки,  принимали  из-за его
странного вида и одежды  (гольфы,  необычная
шляпа, "цепочка с массой загадочных брелоков
вплоть  до  черепа с костями" и т.д.) за не-
мецкого шпиона.  "Двадцать третьего августа,
- сообщала в письме от 1 сентября  1941 года
М.Малич своему другу Наталии Шанько, эвакуи-
ровавшейся на Урал, - Даня  уехал к  Николаю
Макаровичу.  Я осталась одна без работы, без
денег,  с бабушкой на руках. Что со мной бу-
дет,  я не знаю,  но знаю только,  что жизнь
для меня кончена с его отъездом".  "Отъезд,"
"к Николаю Макаровичу" - что за этим стояло,
друзья  понимали  сразу.  Н.М.Олейников  был
давно арестован и, по слухам, погиб. <...>
    Последние  месяцы  жизни  Хармс провел в
тюрьме. [1]
    Уже слабея от голода, его жена,  М.В.Ма-
лич, пришла   в  квартиру,  пострадавшую  от
бомбежки, вместе с другом Даниила Ивановича,
Я.С.Друскиным, сложила в небольшой  чемодан-
чик  рукописи мужа, а  также находившиеся  у
Хармса рукописи Введенского и Николая  Олей-
никова, и этот чемоданчик как самую  большую
ценность Друскин  берег  при всех перепитеях
эвакуации.  Потом,  когда  в 1944-м  году он
вернулся в Ленинград, то взял у сестры Харм-
са, Е.И.Ювачевой,  и  другую чудом уцелевшую
на Надеждинской часть архива.
    В  нем были и девять писем к актрисе Ле-
нинградского ТЮЗа (театра  А.Брянцева) Клав-
дии Васильевны Пугачевой, впоследствии арти-
стки Московского театра сатиры и театра име-
ни Маяковского, - при очень небольшой дошед-
шей  до  нас эпистолярии  Хармса  они  имеют
особенную ценность (ответные  письма Пугаче-
вой, к сожалению, не сохранились);  рукопись
как бы неоконченной повести  "Старуха" - са-
мого крупного у Хармса произведения в  прозе
<...>. Сейчас все эти рукописи, кроме  авто-
графа "Старухи" находятся в отделе рукописей
и редких книг Государственной публичной биб-
лиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленин-
граде.
    Открытие Даниила Хармса для нашего чита-
теля продолжается.
    
                            Владимир Глоцер.

--------------------------------------------

    1. В 1984 году, пишут М.Мейлах и  В.Эрль
в журнале "Родник"  N% 5 за 1988 г.,  одному
из них стало доподлинно известно, что вскоре
после  ареста,  в сентябре 1941 года,  Хармс
был признан невменяемым  и направлен на при-
нудительное лечение в  психиатрическую боль-
ницу, куда прибыл в конце декабря и  где  он
умер, вероятно, от голода,  2  февраля  1942
года.


Back to Kharms Homepage