На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава

Мастер Чоа Кок Суи
Медитации для осознания души

Часть вторая
Медитация на душе (Раджа йога)

Глава восемнадцатая
Пять добродетелей

Если вы регулярно занимаетесь медитацией, вам необходимо практиковать Яму и Нияму, иными словами, воспитывать свой характер. Без этого существует вероятность стать хуже. Почему? После хорошей медитации вы переживаете блаженство, правильно? Но потом, дня через два или три, вы легко раздражаетесь или пребываете в плохом настроении. Случалось с вами такое? Регулярная практика медитации подобна удобрению. Бросьте удобрение в почву – и все начнет расти, будь то хорошие или плохие семена. Все – будь то порок или добродетель – возрастает многократно. Если человек, вставший на путь духовного развития, не работает над собой, он (или она) могут стать хуже.

Высокое развитие добродетелей у человека означает, что его высшая душа имеет большую связь или контроль над воплощенной душой или телом. В этом состоит смысл утверждения о том, что "Святой Дух снизошел и пребывает" в человеке. Духовная нить у некоторых людей увеличивается в размере во время молитвы или медитации, но когда они работают, она уменьшается. Это означает, что духовное возвышение имеет лишь временный эффект. Когда вы делаете то, что вам предназначено, духовная нить становится толще. Всякий раз, когда вы воздерживаетесь от неблагородного поступка, связь с вашей высшей душой усиливается. Однако всякий раз, когда вы поступаете вопреки добродетели, эта связь становится тоньше.

Духовный мастер однажды сказал, что пороки и слабости подобны грязи, которая прилипает к нам и не дает взбираться по духовной лестнице. Если мы не очищаем себя, грязь затвердевает и не дает нам подниматься вверх. Хуже того, мы даже можем упасть вниз. Поэтому очень важно воспитывать свой характер.

Душа является существом

1. божественного разума
2. божественной любви
3. божественной силы

Эти качества проявляются в виде пяти добродетелей:

1. Божественный разум проявляется как

а) ясное восприятие, точное выражение и необман (или честность и нелживость)

2. Божественная любовь проявляется как

а) сердечная доброта и непричинение вреда (невреждение)
б) щедрость и неворовство

3. Божественная сила проявляется как самообладание или господство души над низшей природой. Это подразделяется на два вида добродетелей:

а) умеренность и неизлишество
б) постоянство цели и усилий (трудолюбие) и неленость.

Эти добродетели сгруппированы в соответствии с различными аспектами души, но они все взаимосвязаны. Для воспитания одной добродетели требуется воспитание и остальных добродетелей. Воспитание характера очень важно. Без развития в себе добродетелей духовное совершенствование невозможно.

Сердечная доброта и непричинение вреда

Ахимса, или сердечная доброта и непричинение вреда (невреждение), означает отсутствие в человеке жестокости и злобности. Каждая добродетель является парной - включающей аспекты янь и инь, или правила "что делать" и "что не делать". Воспитание сердечной доброты включает культивирование в себе таких качеств, как сострадание и доброжелательность. Это может выражаться физически, словесно и умственно. Вежливость, учтивость и заботливость являются проявлениями сердечной доброты. На словесном уровне человек может использовать поддерживающие, поощряющие слова. Людей можно сравнить с растениям, которые, при любящей заботе за ними, буквально расцветают. Например, вы можете похвалить другого человека или выразить признательность за его работу. Это вдохновит его еще на большие достижения. На умственном плане сердечная доброта означает мягкое, терпеливое наставление других людей. На духовном плане - это благословение людей и других разумных существ.

Учитель Анни Безант жила около 100 лет назад. Для практики сердечной доброты она искала в газетах сообщения о людях, которые переживали трудности и которым требовалась помощь. Используя свои йоговские способности, она посылала этим людям благословения, чтобы их жизнь изменилась к лучшему. Если вы - целитель, вы можете делать то же самое: находить страдающих людей и целить их на расстоянии.

Непричинение вреда означает воздержание от физического насилия, а также от словесной и умственной жестокости. На физическом уровне непричинение вреда означает «Не убий», т.е. воздерживание от нанесения ущерба другим людям по причине гнева или злого умысла. Также очень важно соблюдать принцип ненасилия и по отношению к другим существам. В то же время, человек порой вынужден убивать животных, чтобы обеспечить пропитание для своей семьи. Совершение убийства животного ради пропитания не должно сопровождаться жестокостью, злонамеренностью либо удовольствием от вида страданий животного. Это должно совершаться как можно безболезненнее и быстрее. Психологическая травма и физическая боль должны быть сведены к самому минимуму. Необходимо как можно быстрее прекратить нечеловеческое и жестокое обращение людей с миром животных. Как можем мы называть себя людьми, когда такие варварские действия продолжаются? В целях уменьшения страданий животных рекомендуется перейти полностью или хотя бы частично на вегетарианство. Борьба с крысами, тараканами, комарами и другими насекомыми допускается в санитарных целях.

Непричинение вреда словом означает воздержание от использования грубых или ранящих слов, которые могут причинить глубокую эмоциональную боль, для залечивания которой требуется время более долгое, чем для заживления телесной травмы. В то время как обычная рана заживает в течение одной или двух недель, для залечивания психологической раны, нанесенной бестактным или злобным замечанием, требуются годы, если не вечность. Поэтому следите за своими словами, чтобы они случайно не поранили других людей. Если вам необходимо критиковать другого человека, делайте это мягко, с любовью. Другими словами, критикуйте "сердечно". Вы заметите, что это более эффективно, потому что человек будет более восприимчив к вашим замечаниям.

На более тонком, психологическом уровне, непричинение вреда означает сокращение до минимума или воздержание от внутреннего проявления гнева, ненависти, уродливых мыслей, зависти и излишней ментальной критичности. Стремитесь развить в себе умственную безвредность. Человек может не быть физически агрессивным или словесно ядовитым, но внутренне он может быть наполнен яростью, жестокими мыслями или постоянно критиковать ошибки и недостатки других людей и даже желать им плохого.

Принцип непричинения вреда другим людям очень важен. Однако в равной степени важна практика непричинения вреда самому себе. Курение, чрезмерное употребление спиртных напитков и перегруженность работой подрывают физическое здоровье, укорачивая жизнь человека. Преждевременная смерть одного из супругов наносит сильный эмоциональный удар по детям и другим оставшимся членам семьи. Кроме того, это ставит семью в тяжелое финансовое положение. Перед тем как человек решит продолжать наносить вред своему организму посредством таких вредных привычек, как курение, пьянство или чрезмерная работа, ему следует задать себе вопрос: "Люблю ли я свою семью? Волнуют ли меня чувства моих детей, если что-либо случится со мной?". Эти вопросы очень серьезные и требуют глубокого размышления.

Употребление наркотиков также в высшей степени пагубно как для физического, так и для психологического здоровья человека. Люди, употребляющие наркотики, должны задуматься о психологических последствиях своих действий для родителей, бабушек и дедушек и других членов семьи. Подобает ли такое поведение по отношению к людям, которые воспитывали тебя? Правильно ли выражать таким образом свою "признательность" людям, перед которыми вы в долгу?

Сердечная доброта и непричинение вреда необходимы для нормальных и гармоничных отношений с людьми. Если каждый человек начнет воспитывать в себе эти качества, жизнь на Земле станет намного лучше.

Щедрость и неворовство

Быть щедрым означает охотно делиться с другими тем, что мы имеем. На физическом уровне это означает мудрое оказание помощи имуществом или деньгами. Щедрость является ключом к достатку. Если вы испытываете финансовые затруднения, их можно преодолеть с помощью Закона кармы, практикуя щедрость и неворовство. Если вы хотите что-то получить, то сначала вы должны это отдать. Если ничего не посеяно, можно ли что-нибудь пожать? Если вы не посеяли плохие семена, вы не пожнете плохие плоды. Закон кармы позволяет вам создавать свою судьбу. Задумайтесь на несколько мгновений - что вы желаете иметь в своей жизни? В общем, то, что вы желаете для себя, вы должны дать другим.

Если вы хотите стать богатым, то сначала вы должны воспитать в себе такие качества, как щедрость и неворовство. Одновременно с этим вы должны практиковать умеренность и неизлишество. Живите экономно, в пределах своих возможностей. Составьте для себя бюджет. После выплаты налогов и пожертвований на благотворительные цели отложите 20-30% вашего заработка в качестве сбережений. Откладывайте сбережения и инвестируйте их. Если вы спросите у богатых людей, каким образом они разбогатели, они скажут вам, что они скопили деньги и грамотно вложили их.

Щедрость на эмоциональном уровне проявляется в виде душевной теплоты, заботы и поддержки. Есть люди, которые никому не дарят свою любовь, но хотят, чтобы их любили. Если вы хотите любви, вы должны давать любовь другим. Будьте как солнце, которое всегда светит. Люди сами решат, хотят ли они купаться в этих солнечных лучах. Кто-то примет вашу любовь, а кто-то, может, и нет. Но это их проблема, а не ваша.

На умственном уровне вы можете делиться своими знаниями и навыками с людьми, которые к этому готовы и которые хотят научиться у вас. Вы заметите, что, когда вы учите других, ваше собственное понимание предмета становится глубже. Если вы хотите достичь вершин мастерства в каком-либо деле, начните учить ему. Отдавайте – и вы получите. Таков закон!

Высокое развитие добродетелей у человека означает, что его высшая душа имеет большую связь или контроль над воплощенной душой или телом... Всякий раз, когда вы воздерживаетесь от неблагородного поступка, связь с вашей высшей душой усиливается. Однако всякий раз, когда вы поступаете вопреки добродетели, эта связь становится тоньше.

Неворовство означает неприсвоение себе того, что тебе не принадлежит. На уровне взаимоотношений человек не должен добиваться расположения других людей нечестным путем или желать чужую жену/чужого мужа. На более тонком уровне это означает, что человек не должен присваивать себе достоинства и заслуги других. Умственный труд не менее реален, чем работа физическая. Во многих случаях умственный труд требует вложения значительных усилий, энергии и времени. Поэтому неворовство следует практиковать в отношении не только материальной, но и интеллектуальной собственности.

Ясное (объективное) восприятие, точное выражение и необман

Душа - существо божественного разума. Это качество выражается в форме ясного восприятия, точного выражения и необмана. Ясное восприятие означает видеть вещи такими, какие они есть. Точное выражение означает реагировать соответствующе. Это относится не только к речи.

Точное выражение может принимать любую форму: физическую, ментальную или эмоциональную. Принятие решения – это тоже форма выражения. Организация какого-то события или управление компанией тоже является формой выражения. Таким образом, мы видим, что эта добродетель чрезвычайно многогранна.

Для воспитания в себе добродетели ясного восприятия, точного выражения и необмана необходимо развивать следующие качества:

1. Честность и нелживость:

а) по отношению к другим и
б) по отношению к самому себе.

2. Умение сочетать добродетель честности и необмана с любящей добротой и непричинением вреда.

3. Различные уровни правды и ее грани.

4. Проницательность (или разборчивость) и неподверженность предрассудкам

5. Скромность, чувства благодарности и уважения, отсутствие тщеславия.

6. Выполнение своих обязательств и отсутствие безответственности

7. Умелость в действиях и отсутствие панической реакции.

На низшем уровне ясное восприятие, точное выражение и необман проявляются как:

1. Честность и нелживость

Существуют различные уровни честности. Практикуйте зрелый вид честности по отношению к другим людям и к себе. Не лгите самому себе.

Если вы хотите понять очень глубокие духовные учения или развить в себе остроту и ясность ума, вы должны практиковать честность по отношению к другим и себе. Это очень важно. Почему? Потому что, когда человек лжет или дурачит других людей, он с создает негативную карму искажения восприятия действительности для других людей, в результате чего его собственное восприятие действительности искажается. Когда такой человек встречается с простой истиной, он не способен ее понять. Понимание истины в таких условиях кармически невозможно. Почему? Потому что человек лжет.

2. Умение сочетать добродетель честности и необмана с любящей добротой и непричинением вреда.

То, что вы называете правдой, может быть правильным лишь частично, и если вы выскажете ее, то результат может быть катастрофическим. Например, сын 80-летней женщины умер от СПИДа. Скажете ли вы старой, больной женщине, что ее любимый сын был гомосексуалистом и умер от СПИДа? Нет. Почему? Это противоречит добродетели любящей доброты и непричинения вреда. Открыть правду в такой ситуации означает нанести женщине серьезную эмоциональную и физическую травму. Йогин, обладающий пониманием, подумает: "Если я открою этой женщине правду, то этим я причиню ей большую боль. Это будет недобрым поступком. Лучше я ей скажу, что ее сын умер от легочной инфекции". Таким образом, он сможет сообщить матери о смерти сына, не причиняя ей излишней эмоциональной боли. Честность нельзя использовать с недобрыми намерениями или в качестве орудия для причинения эмоциональной боли или травмы. Это является злоупотреблением честности. В случаях, когда добродетель честности вступает в противоречие с добродетелью любящей доброты и непричинения вреда, то доброта и непричинение вреда должны доминировать.

Необман означает, что человек не должен делать неверных или ложных утверждений со злым умыслом либо с целью получения личной выгоды за счет обмана других людей

3. Различные уровни правды и ее грани

Избегайте излишнего вранья. Слово «излишнее» используется потому, что то, что вы называете правдой, может совсем не быть правдой. Это может быть полуправдой. Иногда полуправда, или частичная правда, может быть чрезвычайно вредна и опасна, поэтому будьте очень осторожны. Имеются различные уровни правды, при этом каждый из этих уровней имеет различные грани. Например, скажем, что круг А является первым уровнем правды; на филиппинском языке это называется тама. Круг В, который содержит часть круга А, является более высоким уровнем правды и называется васто. Также имеется круг С, который содержит круги А и В. Это - наивысший уровень правды. На филиппинском это называется тумпак.

Правда не ограничивается только тремя уровнями. Имеется несколько уровней правды. Правда динамична. Она не является неподвижной. Из этого видно, что вопрос этот довольно сложный. Существуют не только различные уровни правды, но также и различные подходы к пониманию правды. Правда подобна драгоценному камню: она многогранна. Каждый уровень правды имеет не менее семи подходов к ее восприятию. Для подробного раскрытия этого вопроса потребуется целая глава или даже книга, поэтому мы не будем обсуждать его здесь.

Истина выше, чем просто правильная информация. Ясное восприятие истины также подразумевает способность понимать различные грани и уровни вещей и происходящих событий и действовать соответственно, должным образом и доброжелательно. Фанатичное отношение или фанатичные взгляды являются чрезвычайно опасными и, как правило, очень вредны, следовательно, их следует избегать.

4. Проницательность (или разборчивость) и неподверженность предрассудкам

При изучении любого предмета очень важно проявлять разборчивость. Не следует принимать на веру все без разбора лишь потому, что это было сказано сведущим человеком или гуру, или написано в книге. Принятие человеком на веру всего, что он видит и слышит, было бы полной катастрофой. Важно тщательно изучить информацию, определить ее корректность и попробовать провести эксперименты. На основе логических заключений, результатов экспериментов и собственного опыта можно решить, является ли это правдой, частичной правдой или неправдой.

Будда сказал: «Мы не должны верить чему-то лишь потому, что так было сказано, либо обычаям, потому что они передаются с древних времен, либо слухам как таковым, либо писаниям мудрецов, потому что они написаны мудрецами, либо видениям - если мы подозреваем, что они были вызваны дэвой (т.е. ложным духовным вдохновением), либо выводам, сделанным нами на основе поспешных умозаключений, либо тому, что кажется нам естественно необходимым, либо в то, что основано только на авторитете наших наставников или учителей. Но мы должны верить в писание, учение или высказывание, если они подкрепляются нашим собственным разумом и сознанием. Поэтому ... я учил и учу вас верить не просто потому, что вы это услышали, но потому, что, поверив осознанно, вы затем будете действовать в соответствии со своей верой и в полную силу».

Необходимо избегать суеверных предрассудков, причем не только при изучении эзотерических наук, но и любых других областей знаний. Все должно подвергаться сомнению и проверяться, если это возможно. В некоторых областях трудно проверить обоснованность концепции, однако, если она исходит из авторитетного источника, ее следует отнести к категории "временной правды" , до тех пор пока не появится возможность ее подтвердить.

Воспитание в себе разборчивости и неподверженности предрассудкам очень важно. Духовный практикующий должен уметь отличать правду от неправды, вечное от преходящего, важное от второстепенного. До тех пор, пока эта добродетель не разовьется до высокой степени, духовный рост будет довольно медленным.

5. Скромность, благодарность, уважение и отсутствие тщеславия

Во взаимоотношениях с духовным учителем следует практиковать скромность и избегать тщеславия. Скромность рождается из чувства собственного достоинства. Она рождается из осознания как своих сильных сторон, так и своих слабостей и недостатков. Люди, обладающие чувством собственного достоинства, обычно скромны. Люди с низким чувством собственного достоинства могут быть чрезвычайно тщеславными.

В общении со своим духовным учителем следует проявлять смирение, иначе вы ничему не сможете научиться. Учитель ничему не научит ученика.

Обязательно должны быть чувства благодарности и уважения, так как без учителя духовное развитие идет очень медленно. Духовный долг по отношению к учителю огромен, и его трудно вернуть. Ученик должен чувствовать глубокую благодарность и уважение к своему учителю за огромную пользу и благословения, которые он или она получили и продолжают получать.

В отношениях со своим учителем, помимо скромности, благодарности и уважения, ученик должен иметь объективный и пытливый ум. Можно подвергать сомнению учение и практики, однако это следует делать вежливо, а не в грубой форме. Ученик имеет право сомневаться и быть разборчивым, однако он не имеет права быть грубым.

6. Исполнение своих обязательств и отсутствие безответственности

Перед тем, как человек возьмет на себя какое-либо обязательство, ему следует тщательно обдумать возможности его выполнения. Если он не может выполнить это обязательство, он не должен ничего обещать. Если обязательство или обещание были даны, они должны быть выполнены, насколько это возможно. Если человек обещал выполнить определенную работу, он обязан это сделать. Нарушенное обещание является проявлением безответственности и указывает на ненадежность человека.

7. Умелость в действиях и отсутствие панической реакции.

Человек, обладающий умелостью в действиях, сохраняет спокойствие и правильно оценивает события даже в условиях кризиса. В кризисной ситуации человеку следует задать себе простые вопросы: «В чем суть происходящего? Каковы могут быть наихудшие последствия? Возможные варианты действий?» Задав себе эти три простые вопроса, человек сможет выбрать наиболее верную линию поведения и действовать соответственно. Человек, который желает достичь высот в жизни, должен научиться работать под давлением и в чрезвычайных обстоятельствах.

Добродетель ясного восприятия, точного выражения и необмана чрезвычайно многогранна. Для досконального развития этой темы потребуется написать целые тома книг. Например, в судебной практике человек, которого обвинили в преступлении, имеет право на "надлежащую правовую процедуру". Надлежащая правовая процедура является проявлением добродетели ясного восприятия и точного выражения в области судопроизводства. В бизнесе эта добродетель означает правильное управление предприятием. Ясное восприятие выражается в форме изучения требований рынка и четкого представления о состоянии отрасли, а также о сильных и слабых сторонах конкурентов. Точное выражение проявляется как выработка стратегии ведения бизнеса для каждой отдельной ситуации. В области науки ясное восприятие означает проведение фундаментальных исследований, а точное выражение связано с разработкой технологий или практическим применением научных знаний и исследований. Ясное восприятие и точное выражение также связаны с высшим уровнем ясновидения, для развития которого требуются годы обучения. В йоге ясное восприятие связано с Джнаной-йогой, или "йогой понимания", а точное выражение - с Карма-йогой, или "йогой действия", или "йогой служения". Как уже говорилось выше, для обсуждения добродетели ясного восприятия и точного выражения может потребоваться написание нескольких томов книг, если мы углубимся в подробности.

Умеренность и неизлишество

Добродетель умеренности и неизлишества также известна как умение владеть собой (или власть души над телом). Важно избегать крайностей и излишеств и соблюдать умеренность во всем. В финансовом смысле эта добродетель означает воздержание от излишней и расточительной траты денег. По возможности 20 - 30% ва­шего чистого дохода, остающегося после вычета налогов и уп­латы десятой доли на благотворительность, должно идти на сбережения и инвестиции. Это - один из ключей к процветанию.

Наслаждаться жизненными благами, веселиться, работать и заниматься сексом - это все очень хорошо. Однако во всем следует соблюдать умеренность.

Сублимированная сексуальная энергия является пищей для верхних энергетических центров. Когда это происходит, возрастают умственные и духовные способности человека. Однако если человек отрицательно относится к сексу, сексуальная энергия не может подняться вверх для питания высших энергетических центров. Достичь духовного просветления в таком случае бывает очень сложно, если не сказать невозможно. Пуританское отношение к сексу затрудняет духовное развитие. Для йогов, монахов и крайне религиозных людей это является серьезной проблемой.

У человека с нормальным отношением к сексу энергия циркулирует в теле непрерывно и автоматически. Существует два направления: пуританское учение считает секс грязным занятием, в то время как более либеральные школы допускают полную свободу в сексе. При негативном отношении сексуальная энергия застаивается в нижних чакрах и поэтому не может питать верхние чакры. На физическом плане это может проявиться в форме миомы половых органов или даже более серьезного заболевания. С другой стороны, чрезмерная половая активность тоже не рекомендуется, поскольку в этом случае едва ли хватит сексуальной энергии, чтобы подняться вверх для питания высших центров. Почти вся энергия уйдет на секс. Изберите срединный путь - путь умеренности и баланса. Поскольку сексуальная энергия является пищей для верхних центров, следует быть умеренным в своей сексуальной активности. Получайте удовольствие от секса, однако при этом соблюдайте умеренность.

В духовной практике есть один очень важный фактор, о котором не упоминается в книгах, несмотря на то что он встречается довольно часто. Во время медитации высокие энергии нисходят к секс- и базовой чакрам. Когда это происходит, человек ощущает сильное половое возбуждение. Ритм его дыхания сильно меняется, что отражает это состояние. В этом случае есть три возможных варианта. Вы можете отреагировать на это по-пуритански, либо позволить половому возбуждению буквально овладеть вами. Оба эти варианта нежелательны. Однако при позитивном отношении вы можете использовать эту возможность для достижения просветления, или божественного единения. Вы поймете, что божественная энергия снизошла в область половой и базовой чакр. Это значит, что энергия кундалини готова подняться к венечной чакре.

Рис. 15. Чин-мудра

Практикуйте внутреннюю неподвижность и осознанность. Не подавляйте сексуальное возбуждение; просто позвольте сексуальной энергии течь вверх, к верхним чакрам. Чтобы облегчить ее сублимацию, поднимите кончик языка к небу и сложите пальцы в Чин-мудру. Для выполнения Чин-мудры соедините кончики указательного и большого пальцев. Выполняйте эту мудру обеими руками столько, сколько это необходимо. Это может длиться 30 минут или больше. Когда вы проделаете все это, кундалини и сексуальная энергия начнут подниматься к верхним чакрам и к венечной чакре, в результате чего вы испытаете (в определенной степени) духовное переживание. Главное – не подавлять, а преобразовывать.

Не применяйте Чин-мудру слишком часто, потому что она означает «отсутствие денег». Чин-мудра уменьшает базовую чакру, что приведет к трудностям в зарабатывании денег, поскольку базовая чакра связана с материальным аспектом жизни.

Постоянство цели и усилий и неленость

Существует легенда об одном человеке, который пытался найти себе духовного учителя по всей Индии. Однажды он увидел гуру, медитирующего на берегу озера. Он сел рядом с учителем и стал ждать. Наконец гуру открыл глаза и спросил: «Чем я могу тебе помочь?» Ученик ответил: «Я хотел бы достичь просветления за очень короткое время». Учитель сказал: «Очень хорошо, сынок». Затем он взял ученика за голову и опустил ее в воду. Когда ученик уже практически задохнулся, он вытащил его из воды и спросил: «Чего ты хотел больше всего, когда задыхался?» «Воздуха», - ответил ученик. На это учитель сказал: «Когда ты захочешь просветления так же сильно, как тебе хотелось воздуха, ты достигнешь его быстро».

Однажды автор этой книги встретил йога, который получил посвящение от одного свами. Свами обучил его определенной технике. Йог сразу же начал медитировать этим способом. Он почти не ел и не спал. Через несколько дней, после практически непрерывной медитации, он достиг состояния самадхи. У кого-то из вас уже есть свои учителя, которые постоянно говорят вам о необходимости медитировать. Вы решаете заняться медитацией вечером; однако вместо медитации вы говорите себе: "Дай-ка я сначала почитаю газету", или, "лучше я посмотрю телевизор", или, "сначала я послушаю музыку", или "лучше я позвоню другу". Когда наступает вечер, ваше тело уже устало, и поэтому вы говорите себе: "Лучше я лягу спать. Я начну медитировать завтра". Наступает следующий день, и все повторяется снова. Это может продолжаться в течение месяцев и даже лет. Вот почему требуется развивать в себе постоянство цели и усилий. Эта добродетель также означает неоткладывание дел на потом.

Вы должны решить, хотите ли вы заниматься духовными практиками. Вас никто не может заставить. Практикуйте только в том случае, если вы действительно хотите практиковать, а не потому, что "все занимаются медитацией". Если вы решили начать медитировать регулярно, составьте расписание занятий и следуйте этому расписанию. Постоянство цели и усилий и неленость являются ключом к успеху, ключом к духовному развитию.

Кроме того, занимайтесь медитацией в одном и том же месте. Замечали ли вы, что медитировать в одном и том же месте легче? Если вы измените место, ваш ум начнет блуждать. Почему? Потому что, когда вы медитируете в одном и том же месте, вся комната пропитывается духовной энергией, вырабатываемой в процессе медитации. Поэтому, как только вы садитесь медитировать, ваш ум и эмоции успокаиваются. Новое же место наполнено различными мыслями и чувствами [других людей]. С энергетической точки зрения, оно является грязным.

Избегание излишнего чувства вины

Духовное развитие предполагает процесс, а процесс предполагает время. И предполагает ошибки. Есть люди с чрезмерной совестливостью из-за преувеличенной чувствительности. Совершив малейшую ошибку, они начинают думать, что они самые плохие люди в мире. Если вы будете все время вспоминать проступки, которые вы когда-либо совершили, и продолжать постоянно корить себя за них, то станет практически невозможно исправить ошибку или избавиться от порока. Над чем вы размышляете, тем вы и становитесь. Что же следует делать? Первое, мысленно сотрите неблаговидный поступок. Затем представьте, что вы ведете себя, говорите и чувствуете правильным образом. Представьте, что человек, вовлеченный в эту ситуацию, также реагирует правильным образом. Зачем? В этих действиях заложена сила материализации. То, о чем вы думаете постоянно и с уверенностью, скорее всего, проявится в жизни. Часто повторяемые благие мысли и эмоции проявляются как нравственный благие поступки; часто повторяемые благие поступки проявляются как добродетель. То же самое относится и к отрицательным мыслям.

Закон кармы и Золотое правило

Если вы сравните различные религии мира - христианство, ислам, буддизм, индуизм и другие, вы заметите, что все они имеют несколько схожих основных учений, одним из которых является Закон кармы, который гласит: "Что посеешь, то и пожнешь". Некоторые люди неправильно понимают это учение. Когда с ними случается что-то плохое, они говорят: "Это моя карма, я ничего не могу поделать". Однако карма не является чем-то неотвратимым. Например, вы жалуетесь, что ваша еда с утра до вечера состоит только из риса. Однако вы пожали рис, потому что вы посеяли рис. Посадите пшеницу, картофель и помидоры – и у вас будет разнообразная еда.

С помощью Закона кармы вы можете формировать свое будущее. Он дает вам возможность создавать собственную судьбу. Изменить свою жизнь вы можете в этом воплощении, вам не надо ждать следующей жизни.

У некоторых людей была очень тяжелая жизнь, однако, применив на практике Закон Кармы, они разбогатели. Вот, например, случай одного предпринимателя. Когда он был еще ребенком, правительство конфисковало у его семьи собственность. Его семье пришлось жить в маленьком доме, в нужде. Первым делом, которым он занялся, было изготовление воздушных шариков. Позднее этот человек расширил свою коммерческую деятельность. Благодаря своему продуманному, усердному труду и доброму, щедрому сердцу, его компания стала процветающей. Его семья в настоящее время очень богата.

По существу, Золотое правило является духовной техникой, позволяющей человеку создавать свое будущее, свою судьбу.

Помимо Закона кармы, другой древнейшей нравственной заповедью, содержащейся во всех религиях мира, является Золотое правило. Золотое правило гласит: "Не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе". Оно имеет и обратную форму: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Если вы хотите, чтобы люди относились к вам дружелюбно, улыбайтесь им - и они улыбнутся вам в ответ. Если у вас хмурое лицо, люди просто отвернутся от вас. Если вы хотите, чтобы вам помогли в трудный момент, вы тоже должны помогать другим. Например, можно жертвовать деньги в благотворительные или духовные организации, оказывающие помощь людям в очагах бедствий. Если вы не хотите испытать голод, кормите бедных людей. Если вы не хотите быть обманутым, не обманывайте других. Если вы не хотите, чтобы вас обокрали, не берите того, что вам не принадлежат. По существу, Золотое правило является духовной техникой, позволяющей человеку создавать свое будущее, свою судьбу.

Содержание | Предыдущая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ