На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том II

Глава четвертая
СИСТЕМА САНКХЬЯ

Введение. - Предшественники. - Литература. - Причинность. - Пракрити. - Гуны. - Космическая эволюция. - Пуруша. - Отношение между пурушей и пракрити. - Проблема познания. - Джива. - Этика. - Освобождение. - Бог. - Является ли санкхья атеистической? - Общая оценка.

I. ВВЕДЕНИЕ

Система санкхья представляет в истории мысли заметное отклонение от того, что можно назвать формалистическим направлением ума. Подчеркивая принцип непрерывности, она намечает в некоторой степени отказ от тенденции смотреть на вселенную как на нечто, увязанное в аккуратные свертки. Ее отказ от строгих категорий ньяя-вайшешики как средств, не подходящих для описания сложной и текучей вселенной, является реальным шагом вперед в теории атомистического плюрализма. Она подрывает основы сверхъестественной религии, заменяя сотворение эволюцией. Мир не является результатом акта бога-творца, который одним повелением своей воли вызвал к жизни мир, полностью отличающийся от него; мир является продуктом взаимодействия между бесконечным количеством духов и вечнодействующей пракрити, или возможностью природы - тем, что Платон называет «вместилищем и кормилицей всех поколений» 1.

Философия санкхьи принимает реальность пуруш и пракрити, поскольку считается с фактом, что в природе существует различие между объектом и субъектом. Невозможно никакое объяснение опыта, если мы не признаем реальности познающего я и познаваемого объекта. Санкхья пытается дать ясное представление о всем опыте, о том, почему мы имеем его и как мы его получаем. Ричард Гарбе, который производил специальное исследование этой школы, говорит: «В доктрине Капилы впервые в истории мира были проявлены полная самостоятельность и свобода человеческого разума, его полная уверенность в своих собственных силах» 2. Это «самая замечательная система философии, которую создала Индия» 3. Даже те, кто считает такую оценку преувеличенной, признают, что санкхья является выдающейся попыткой в области чистой философии.

Эта система называется санкхьей потому, что она приходит к своим выводам посредством теоретических исследований. Слово «санкхья» некоторые выводят из samkhya, что означает «число» 4, и объясняют такое название системы тем, что она дает аналитическое перечисление принципов космоса. Но такая тенденция к перечислению является обычной для всех индийских систем мышления. В старых текстах термин «санкхья» употребляется в смысле философского размышления, а не числовых подсчетов 5. Это довольно распространенная система, излагающая после детального размышления природу пуруши, духа 6 и других существ, потому и приобрела свое многозначительное название 7.

1 См. также «Emeads», III, 6. 13; Е. Т. by MkKenna. II, p. 86.

2 «Philosophy of Ancient India», p. 30. См. также Davies S. К., р. V.

3 S. Р. В., р. XIV.

4 Gаrbe, Philosophy of Ancient India, p. 44. Т. В. ассоциирует санкхью с parisamkhyana, или изнутрительным перечислением. См. XII. 11393; XII. 11409. 11410. Уинтерниц говорит: «Мне кажется доказанным, что Пифагор находился под влиянием индийской санкхьи» («Calcutta Review», 1924, р. 21).

5 См. I. P.. Р. 527. Ср. Т. В., XII. 11934. Dosanam ca gunanam ca pramanam pravibhagatah.

 Kamcid artham abhipretya sa samkhyety upadharyatam. Как говорится в одном толковании, под словом «санкхья» следует понимать строгое взвешивание недостатков и достоинств. Санкхья не всегда имеет значение перечисления. В своем комментарии на «Nisnusahasranama» Шанкара приводит цитату, в которой санкхья означает познание природы чистого духа: «Suddhatmatattvavijnanam samkhyam ity abhidhiyate». См. Hall, Samkhyasara, p. 5.

6 Ср. Samyagvivekenatmakathanam.

7 Предполагается также, что свое название эта система получила от своего первого основателя Санкха, хотя для такой догадки мало доказательств. См. Hall, Samkhyasara, p. 3.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ