Шри Свами ШИВАНАНДА
БХАКТИ ЙОГА
Часть XI. Бхакти и Джнана
Глава 1. Пратима – это замена или символ
Для начинающего Пратима является
абсолютной необходимостью. От молитвы
идолу Ишвара получает удовольствие.
Пратима состоит из 5-ти элементов. 5
элементов также составляют тело Господа.
Идол остаётся идолом, но поклонение
переходит к Богу. Человек радуется, когда
пожимает другу руку; он касается небольшой
части его тела. Бог также получает
удовольствие, когда небольшой части Его
космического тела поклоняются. Подобно
ребёнку, развивающему материальные
ощущения с помощью игры с воображаемой
игрушкой, созданной самим ребёнком из
тряпки и позволяющей себя кормить, точно
так же преданный развивает свою
преданность, поклоняясь идолу и
концентрируясь на нём.
Известный барон из Нью-Йорка
однажды вечером пришёл ко мне для интервью.
Во время разговора он сказал: "Свамиджи, я
не верю в поклонение образу. Всё это
глупость." У личного секретаря барона,
который был также с ним, была фотография
барона в дневнике. Я взял фотографию и
попросил секретаря плюнуть на неё.
Секретарь был ошеломлён. Он смотрел на
барона и был в замешательстве. Я снова
попросил его: "Давай, плюнь на фотографию.
Быстро." Секретарь сказал: "Свамиджи,
барон является моим господином. Я ему служу.
Как я могу плевать на фотографию? Это его
образ. Я не могу это сделать. Я уважаю его на
этой фотографии." Я сказал ему: "Это
просто бумага. Это же не настоящий барон. Он
не может говорить, двигаться или есть."
Тогда секретарь сказал: "Как бы то ни было,
я вижу моего барона на этой фотографии. И
подобный акт оскорбляет мои чувства и
оскорбляет чувства моего хозяина. Я не могу
плюнуть." Я сказал барону: "Вот,
посмотрите, мой друг! Ваш секретарь любит и
уважает вашу фотографию. Он связывает ваше
присутствие с фотографией, хотя это просто
кусочек бумаги. Разве это не поклонение
образу? Таким же образом преданный
ассоциирует атрибуты Бога с Его образом и
чувствует Его присутствие или пребывание.
Он обнаруживает, что легче концентрировать
свой ум на Его образе. Ум ищет конкретной
опоры, на которую можно опереться в
начальной стадии практики. Теперь вы
понимаете, мой дорогой барон?" Барон
ответил: "Преподобный Свамиджи! Вы
абсолютно правы. Вы открыли мне глаза.
Теперь я убеждён в вашей правоте. Прошу вас
простить меня."