На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
БХАКТИ ЙОГА

Часть XII. Самадхи

Глава 2. "Космическое сознание". Доктор Морис Бьюк

Доктор Морис Бьюк, в настоящее время покинувший этот жизненный план, написал книгу, озаглавленную "Космическое сознание", в которой он описывал несколько таких примеров, включая свой собственный пример, пример Уолта Уитмена и других. В этой книге он сообщает, что эта стадия сознания существует перед озарением и постепенно происходит переход к нему в будущем. Он заявляет, что проявление этого состояния, которое приходит лишь к некоторым как озарение, как указано выше, является первыми лучами Солнца, которые освещают нас и которые являются не чем иным, как пророчествами возникновения самого великого тела света.

"Здесь мы не будем рассматривать все сообщения, содержащие опыт великих персонажей прошлого, которые описали моменты высшего духовного восторга, осознаваемого как 'бытие в присутствии Абсолюта' или, возможно, в пределах 'света Его поддержки'. Мы испытываем глубокое уважение к этим сообщениям и имеем достаточно оснований, чтобы верить в то, что многие из них достоверны, несмотря на противоречивость сообщений, которые переданы нам людьми, испытавшими их. Эти сообщения противоречивы, поскольку умы тех, кто имел эти проблески сознания, не был готов или обучен полностью понять причину этого необыкновенного явления. Они обнаружили, что находились в духовном присутствии чего-то необыкновенно грандиозного, какой-то духовной категории, и были полностью смущены и ошеломлены этим светом. Они не поняли природу Бога, и когда приходили в себя, они сообщали, что находились в 'присутствии Бога'; слово 'Бог' означает их личное восприятие Божества – того, что появлялось как Божество, согласно их собственным религиозным убеждениям или школам. Они не видели ничего такого, что заставляло бы их отождествлять это нечто с их личным восприятием Божества, за исключением того, что они думали, что 'это, может быть, и есть Бог'; или не зная другого Бога, за исключением своего собственного понимания, они, естественно, отождествляли нечто с 'Богом', каким они представляли Его; и их сообщения естественно были в этом направлении.

"Таким образом, сообщения всех религий наполнены информацией о так называемых сверхъестественных событиях. Католический святой сообщает, что он 'видел свет Божественного присутствия', а не католик рассматривает подобное, принимая это за Бога, каким он знает Его. Мусульманин сообщает, что он уловил мимолётное видение лица Аллаха, а буддист сообщает нам, что он видел Будду под деревом. Брахмин видел лицо Брахмы. А различные индуистские секты имеют свидетельства, которые похожи на описания, касающиеся их собственных божеств. Подобные же сообщения приходили из Персии. Даже древние египтяне оставили сообщения об аналогичных случаях. Эти противоречивые сообщения вели к представлениям, со стороны тех, кто не понимал природу этих явлений, что эти вещи были 'воображением' и фантазией, если вообще не относились к категории обмана и жульничества. Но Йоги знают лучше этого. Они знают, что за всеми подобными сообщениями находится одно общее основание истины, которая будет очевидна каждому, изучающему этот вопрос. Они знают, что все эти сообщения (за исключением нескольких, основанных на обманчивых имитациях подлинного явления) основаны на истине и являются сбивчивыми сообщениями различных наблюдателей. Они знают, что эти люди были временно подняты выше обычного плана сознания и осознавали существование Существа или существ, высших, чем смертные. Но из этого не следует, что они видели 'Бога' или Абсолют, поскольку существует множество существ высокого духовного уровня и развития, которые могут показаться простому смертному, как сам Бог. Католическая доктрина относительно ангелов и архангелов подтверждена теми Йогами, которые побывали 'за покровом' и которые оставили нам сообщения о 'Дэвах' и других продвинутых существах. Таким образом, Йог воспринимает эти сообщения различных мистиков, святых и вдохновенных людей и объясняет им всё с помощью законов, которые совершенно естественны для учеников философии Йоги, но которые кажутся сверхъестественными для тех, кто не учился в этом направлении.

"Но мы дальше не можем говорить об этом аспекте предмета в данном уроке, поскольку полное его обсуждение уведёт нас далеко от темы нашего обсуждения. Но мы хотим, чтобы вы поняли, что существуют определённые центры в психике или в уме человека, которые могут пролить свет относительно существования Абсолюта и существ более высокого порядка. Фактически из этих центров приходит к человеку та часть его умственных 'ощущений', которую он называет 'религиозным чувством или интуицией'. Человек не достигает понимания сознания или 'того, что находится за его пределами' посредством своего интеллекта – это слабые проблески, приходящие из более высоких центров Я. Человек замечает эти проблески света, но не понимает их, и отправляется созидать тщательно разработанные теологические и вероученческие структуры, которые отвечают им. Работе интеллекта, однако, всегда не хватает того 'чувства', которым обладает сама интуиция. Истинная религия, неважно, под каким именем она скрывается, исходит из 'сердца' и не является утешением или удовлетворением этих интеллектуальных объяснений; и отсюда, когда свет начинает прорываться, у человека возникает беспокойство и страстное желание его утешения.

"Мисс Лаури Пратт из Америки пишет о переживании космического сознания в журнале "Хинду Майнд" следующее:

'Индусы много писали о космическом сознании, но на Западе этот предмет известен гораздо меньше. Однако те, кто читал работу доктора Мориса Бьюка "Космическое сознание", а также работу Эдварда Карпентера "К демократии", знают, что эти авторы верят в то, что космическое сознание является естественной способностью человека, и что будущие расы людей на этой земле будут рождаться с хорошо развитой этой способностью, а не просто скрытой, как сегодня. Теория Бьюка заключается в том, что подобно тому, как человек развился из состояния простого сознания, которое он разделял с животным миром, в состояние самосознания, свойственное лишь одному человеку и отмеченное развитием языка, точно так же он должен неизбежно прийти к более высокому состоянию сознания, характеризующемуся космическим или универсальным пониманием.

"Бьюк утверждает, что возрастающее число людей, которые достигли определённой степени космического сознания в последние несколько столетий, доказывает, что эти люди составляли авангард или являлись предвестниками новой расы. Среди них на Западе, по мнению Бьюка, космическим чувством, более или менее развитым (в упомянутых столетиях), обладали Святой Иоанн Креститель, Фрэнсис Бэкон, Яков Бёме, Блез Паскаль, Спиноза, Сведенборг, Оноре де Бальзак, Уолт Уитмен, Эмерсон, Теннисон, Уильям Уордсворт, Александр Пушкин, Торе и Эдвард Карпентер. Он также упоминает Рамакришну в качестве индуистского примера.

"Помимо этих знаменитых людей, неоспоримым фактом является то, что в каждом столетии существуют многие сотни мужчин и женщин, неизвестных широкому кругу, которые были возвышены до определённой степени космического сознания. У меня также нет никакого сомнения, что послание, отправленное Америке индийскими учителями в последние годы, предназначено для сотен, а возможно, и тысяч американцев, которые должны достичь с помощью медитативной практики и обучиться проблескам божественного сознания. А некоторые отдельные ученики пошли ещё дальше и достигли самого высокого просветления. Существуют примеры того, как космическое чувство развивается среди всё большего и большего числа людей, прокладывающих путь для великой расы будущего.

"Здесь следует процитировать один из параграфов книги Бьюка: 'В контакте с потоком космического сознания все известные и названные сегодня религии растворятся. Человеческая душа претерпит коренную ломку. Религия будет доминировать над расой. Она не будет зависеть от традиции. В неё будут верить и неверующие. Она не будет частью жизни, принадлежащей определённым часам, случаям и поводам. Она не будет в священных книгах или в устах священников. Она не будет обитать в церквях, на собраниях и в каких-то формах и днях. Её жизнь не будет в каких-то молитвах, гимнах или проповедях. Она не будет зависеть от особых откровений, от слов богов, которые спустились, чтобы обучать, или от какой-то Библии или Библий. У неё не будет миссии для спасения людей от их грехов или для обеспечения их восхождения на небеса. Она не будет учить будущему бессмертию или будущей славе, поскольку бессмертие и вся слава будет существовать здесь и сейчас.

"Очевидность бессмертия будет жить в каждом сердце, так же как видение обитает в каждом глазу. Сомнение в Боге и вечной жизни будет так же невозможно, как сейчас существует сомнение в их существовании. Очевидность каждого из них будет однозначной. Религия будет управлять каждой минутой дня всей жизни. Церкви, священники, формы убеждения, молитвы, все агенты, все посредники между отдельным человеком и Богом будут заменены на прямую, непосредственную связь. Грех больше не будет существовать, и не будет желания для спасения. Люди не будут беспокоиться относительно смерти или будущего, относительно царства небесного, относительно того, что с ними произойдёт, и относительно того, что будет в конце жизни настоящего тела. Каждая душа почувствует и познает себя, что она бессмертная; почувствует и узнает, что вся вселенная со всем её добром и всей её красотой предназначена для неё и принадлежит ей навсегда. Мир, заселённый людьми, обладающими космическим сознанием, будет настолько же отличаться от мира сегодняшнего, как сегодняшний мир отличается от прежнего мира пришествием самосознания. Эта новая раса придёт в недалёком будущем, будучи порождённой нами. Она охватит всю Землю и будет обладать ею.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ