На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть VI. Гирлянда Карма Йоги

Глава 9. Практика Брахмачарьи

Поскольку практика Карма Йоги невозможна без Брахмачарьи, я привёл здесь краткое описание методов для того, чтобы человек мог утвердиться в физическом и умственном безбрачии.

Один из учеников Дханвантари после окончания полного курса Аюрведы обратился к своему учителю и спросил его: “О Бхагаван, будьте любезны, дайте мне возможность узнать теперь тайну здоровья.” Дханвантари ответил: “Эта Вирья (энергия семени) поистине является Атманом. Тайна здоровья заключается в сохранении этой жизненной силы. Тот, кто бесполезно растрачивает эту энергию, не может иметь физическое, умственное, моральное и духовное развитие.”

Если Вирья потеряна, Прана становится неустойчивой. Прана становится возбуждённой. Человек становится нервозным. Тогда и ум также не может работать должным образом. Человек становится непостоянным. Здесь имеет место умственная слабость.

Согласно Аюрведе, семя является последней Дхату, которая образована из Маджджи или костного мозга. Из пищи образуется хилус, млечный сок (Раса). Из хилуса образуется кровь (Ракта); из крови возникает плоть, или мышцы; из плоти образуется жир; из жира возникает костный мозг; из костного мозга образуется семя. Это семь Дхату. Существует также три подразделения в каждом Дхату. Семя питает физическое тело, сердце и интеллект. Человек, который использует лишь своё физическое тело, но содержит интеллект и сердце неразвитыми, не может ожидать достижения совершенной Брахмачарьи. Он может обладать Брахмачарйей тела, но не Брахмачарьей ума и сердца. Семя, которое принадлежит сердцу и уму, непременно будет вытекать. Если ученик совершает лишь регулярную молитву, Джапу и медитацию, если он не развивает сердце, если он не практикует физические упражнения, он будет обладать лишь умственной Брахмачарьей. Та часть семени, которая идёт на питание сердца и тела, будет вытекать. Но продвинутый Йог, который совершает более высокую, глубокую медитацию, будет обладать полной Брахмачарьей, даже если он не будет выполнять каких-либо физических упражнений.

Невежественный человек является игрушкой в руках своих Самскар и Карм. Он постепенно обретает силу, понимая свою подлинную сущностную природу, выполняя духовную Садхану и устраняя желания и эгоизм.

Мир – это не что иное, как секс и эго. Эго является главной вещью. Это основа. Секс висит на эго. Если эго уничтожено с помощью Вичары или рассуждения “кто есть Я”, идея секса сама по себе исчерпывает себя. Человек, хозяин своей судьбы, потерял свою божественную славу и стал рабом, игрушкой в руках секса и эго из-за невежества. Секс и эго являются продуктами Авидьи или незнания, неведения. Зарождение знания о Себе уничтожает этих двух врагов Атмана, двух бандитов, которые грабят беспомощного, невежественного, маленького, фальшивого Дживу, иллюзорное “Я”.

Если половая энергия превращена в Оджас или в духовную энергию с помощью чистых мыслей, это в западной психологии называется сублимацией секса. Подобно тому, как металлы и химические соединения очищаются с помощью нагревания, точно так же половая энергия очищается и превращается в божественную энергию с помощью духовной Садханы, с помощью удерживания возвышенных, возвышающих душу мыслей о Себе или Атмане. Человек, у которого энергия семени течёт вверх в головной мозг в виде Оджас Шакти, в Йоге называется Урдхварета. Здесь невозможно, чтобы семя двигалось вниз из-за полового возбуждения.

Этот процесс чрезвычайно трудный. Он требует постоянной и длительной Садханы и совершенной дисциплины. Тот Йог, который достиг совершенной сублимации, обладает совершенным контролем над похотью. Здесь не существует страха падения. Он в полной безопасности. Он может обнимать молодых женщин и, тем не менее, быть абсолютно свободным от какой-то нечистоты. Эта стадия является очень высокой стадией. Лишь микроскопическое меньшинство достигло этого величественного восторженного состояния. Шри Шанкара, Шри Даттатрея и Джнана Дэв из Аланди достигли этой стадии.

Тот Йог, который дисциплинировал себя с помощью непрестанной и долгой Садханы, непрерывной медитации, Пранаямы и Атмической Вичары, практики Шамы, Дамы, Ямы и Ниямы, также находится в безопасности, хотя он и не достиг состояния совершенной половой сублимации. У него не будет привязанности к женщинам. Он совершил прореживание своего ума. Его ум истощён до смерти. Он подобен кобре, которая не может поднять свой капюшон, которая не может даже шипеть.

Тот Йог или Джнани, который достиг высшего Нирвикальпа Самадхи и в котором полностью сожжены семена Самскар, может считаться совершенным Урдхваретой или человеком, который обладает полной половой сублимацией.

Процесс половой сублимации очень труден, и, тем не менее, он крайне необходим для ученика на пути духовности. Это самое важное качество для ученика, независимо от того, идёт ли он по пути Карма Йоги, Упасаны, Раджа Йоги или Веданты. Вы должны достичь его, во что бы то ни стало. Вы, безусловно, попытаетесь сделать это в каком-то будущем рождении. Но почему не сейчас?

Брахмачарья является фундаментальной предпосылкой для ученика. Если человек обладает этим качеством или достоинством, все остальные достоинства привлекутся к нему. Все божественные качества придут сами.

Практика полового воздержания не сопровождается какой-либо опасностью или болезнями или нежелательными результатами, такими, как различного рода “комплексы”, которые неверно приписываются западными психологами. Они имеют неправильное, необоснованное представление о том, что неудовлетворённая половая энергия принимает различные формы, маскируясь под “комплексы”, такие, как боязнь общения и так далее. Комплексы возникают благодаря некоторым другим причинам. Это – болезненное состояние ума из-за чрезмерной ревности, ненависти, гнева, беспокойства и депрессии, вызванных различными причинами.

Наоборот, даже небольшое самоограничение или небольшая практика воздержания является идеальным средством “улучшения”. Она даёт внутреннюю силу и покой уму. Она укрепляет ум и нервы. Она помогает сохранить физическую и умственную энергию. Она улучшает память, силу воли и мощь головного мозга. Она наделяет огромной силой, энергией и жизнеспособностью. Она восстанавливает организм или конституцию, восстанавливает клетки и ткани, помогает пищеварению и даёт энергию для встречи с трудностями в повседневной жизненной борьбе. Человек, обладающий совершенным половым воздержанием, может потрясти мир. Он может остановить океанские волны, подобно Богу Иисусу. Он может сдвинуть горы, может управлять природой и пятью элементами, как Джнана Дэв. Нет ничего в трёх мирах, что бы он не смог достичь. Все Сиддхи и Риддхи будут у его ног.

Совершенно точно возможно для человека практиковать половое воздержание, оставаясь в миру, хотя здесь существуют различного рода соблазны и отвлечения. Многие достигли этого во время она. Существует также множество людей и в наше время, достигших этого. Хорошо организованная жизнь, изучение религиозной литературы, Сатсанг, Джапа, Дхьяна, чистая и умеренная диета, Пранаяма, ежедневное самонаблюдение и исследование, самоанализ и самокоррекция, практика Ямы, Ниямы, физического и умственного Тапаса и Садачара в соответствии с поучениями семнадцатой главы Гиты – всё это вымостит долгий путь к достижению этой цели. Люди ведут нерегулярную, неправедную, неумеренную, нерелигиозную и недисциплинированную жизнь. Подобно тому, как слон сыплет песок на свою голову, они так же находят трудности и проблемы на свою голову из-за своей глупости.

Варнащрама Дхармы практически вымерли в настоящее время. Каждый является лишь Вайщйей, обладающим жадностью к накоплению богатства правдой или неправдой, с помощью нищенствования, занимания денег или кражи. Почти все Брахмины являются лишь Вайшьями. В наше время нет настоящего Брахмина или Кшатрия. Так или иначе, все жаждут денег. Они не пытаются практиковать Дхармы своего порядка жизни. Это фундаментальная причина падения человека. Если семьянин строго выполняет обязанности своей стадии жизни, он является идеальным Грахастхой, и для него нет необходимости принимать Санньясу. Разрастающееся число Санньясинов в настоящее время имеет место из-за неудачи семьянинов в выполнении своих обязанностей. Жизнь идеального домохозяина гораздо более трудная и суровая, нежели жизнь идеального Санньясина. Павритти Марга или путь Карма Йоги гораздо более трудный и суровый, нежели путь Нивритти Марга или путь отречения.

Половая сублимация находится в пределах ваших возможностей, если вы хотите достичь её. Этот путь совершенно ясный, прямой и гладкий, если вы понимаете его и если вы применяете себя с терпением, упорством, решительностью и сильной волей, если вы практикуете дисциплинирование Индрий, правильное поведение, правильное мышление, правильное действие, регулярную медитацию, самовнушение и интересуетесь вопросом “кто есть Я”. Атман является Нирвикарой. Почувствуйте это. Разве может быть хотя бы след похоти или нечистоты в вечном и чистом Атмане?

Вы являетесь Нитья, Шуддха, Буддха, Мукта Атманом (вечным, чистым, совершенным, абсолютно мудрым, свободным Я). О прекрасный возлюбленный Парамананда! Почувствуй это. Отстаивай это врождённое право. Претендуй должным образом на это наследие. Вы можете даже посражаться с тем “Стариком Упанишад”. Утверждайте это врождённое право среди печатания на машинке, организации глав книги и другой разнообразной работы. Это лучше, чем жизнь в пещере. Это динамическая, интегральная Йога Шивы. Это была Йога Шри Шанкары, а также Бога Будды.

9.1. Урдхварета-Йогин

Ум, Прана и Вирья (семя) являются одним. Ум и Прана обладают близостью друг к другу, подобно молоку и воде. Ум, Прана и Вирья находятся в одной Самбандхе (связь или цепь). Если ум хорошо контролируем, Прана и Вирья автоматически контролируются. Тот, кто приостанавливает или сдерживает дыхание, сдерживает также работу ума и движение семени. И наоборот, если контролируется Вирья и если его заставляют течь вверх, в головной мозг, с помощью чистых мыслей, практики Пранаямы и Випарита Карани Мудр, таких, как Сарвангасана и Ширшасана, ум и Прана автоматически контролируются.

Тот, кто контролирует ум, контролирует также дыхание. Ум приводят в движение или придают активность две вещи – это вибрация Праны и Васаны (тонкие желания). Если одно из этих двух умирает, другое также умирает само по себе. Там, где поглощён ум, там удерживается Прана, и где фиксирована Прана, там также поглощён ум. Ум и Прана являются близкими спутниками, подобно человеку и его тени. Если ум и Прана не сдержаны, все Индрии, органы чувств и действий, активно вовлекаются в соответствующие функции.

Акханда Брахмачари – это тот, кто не позволяет вылиться даже капле семени в течение периода в 12 лет. Он войдёт в Самадхи без всякого усилия. Прана и ум находятся под его совершенным контролем. Бала-Брахмачарья – это синоним для несокрушимого (Акханда) Брахмачари. Акханда Брахмачари обладает сильной силой захвата, удерживающей памятью и силой исследования (Дхарана Шакти, Смрити Шакти, Вичара Шакти). Для Акханда Брахмачари нет необходимости практиковать размышление (Манана) и медитацию (Нидидхьясана). Даже если он один раз услышит Махавакью или великое изречение Упанишад, он мгновенно достигнет Атма Сакшаткары или Брахманубхавы (Самореализации). Его интеллект чист и его понимание необычайно ясно. Существуют несколько Акханда Брахмачаринов, но они очень редки. Вы также можете стать Акханда Брахмачари, если вы попытаетесь сделать это с должной серьёзностью. Простое спутывание волос, нанесение пепла на лоб и посыпание пеплом тела не смогут сделать человека Акханда Брахмачари. Брахмачари, который контролирует физическое тело и физические Индрии, но который постоянно мыслями пребывает в сексе, является, как я уже указывал, утверждённым лицемером. Ему никогда не следует доверять. Он может стать опасным в любой момент.

Вы должны быть очень осторожными в отношении реакции. Индрии, которые сдерживаются в течение нескольких месяцев, одного или двух лет, могут восстать, если вы не всегда внимательны и бдительны. Они восстают и уносят вас, когда подворачивается удобный случай. Некоторые люди, которые соблюдали Брахмачарью один-два года, в конце концов становились более страстными и в значительной степени напрасно растрачивали энергию. Некоторые также становятся неисправимыми аморальными развалинами.

Согласно учению Йоги, семя (Шуклам или Шукрам) существует в тонкой форме во всём теле. Оно втягивается и тщательно встраивается в грубую форму в половом органе под влиянием сексуального влечения или возбуждения. Чтобы быть Урдхваретой, недостаточно просто предотвратить выделение уже сформированного грубого семени, а необходимо предотвратить его образование как грубого семени и поглотить его всем организмом. Тело человека, который является истинным Урдхваретой, имеет запах лотоса. Целомудренный человек, у которого образовалось грубое семя, с другой стороны, может иметь запах козла. Семя иссушается у тех, кто серьёзно практикует Пранаяму. Энергия семени восходит в головной мозг. Она запасается в виде Оджас Шакти (духовной энергии) и идёт вниз в виде Амриты или нектара.

Ещё больше энергии расточается во время соития. Вся нервная система находится в трепете или в возбуждении во время полового акта. Но этого не происходит, когда извержение семени происходит в состоянии сна, поскольку действительная сущность не выходит во время ночных поллюций. Выбрасывается лишь водянистый простатический сок и небольшое количество семени. Когда ночные поллюции имеют место, ум, который действует во внутреннем астральном теле, внезапно входит в физическое тело в возбуждённом состоянии. По этой причине и имеет место внезапная поллюция.

Энергия, которая беспечно расходуется во время одного полового акта, равносильна физической энергии, которую затрачивает работник физического труда в течение десяти дней, или это эквивалентно умственной энергии, используемой в умственной работе в течение трёх дней. Обратите внимание, какой драгоценной является эта жизненная жидкость, семя!

Слава тем Йогам, которые достигли Урдхварета или полной половой сублимации и которые покоятся в своей собственной Сварупе! Пусть все мы будем практиковать совершенное половое воздержание с помощью практики Шамы, Дамы, способности различать, Вичары, Вайрагьи, Пранаямы, Джапы, Дхьяны и Асан и достигнем цели жизни! Пусть обитатель наших сердец наградит нас духовной силой, необходимой для контроля Индрий и ума! Пусть все мы превратимся в полноценных Урдхварета Йогов, подобно Шри Шанкаре, Шри Джнана Дэву и другим гигантам прошлого! Пусть их благословение снизойдёт на нас!

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ