На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 

Свами Вивекананда
ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЕДАНТА

Часть 1

Меня просили рассказать что-нибудь о практической стороне ведантистской философии. Как я уже вам говорил, теория действительно хороша, но как нам претворить ее на практике? Если бы она была абсолютно непрактична, то она не обладала бы никакой ценностью и была бы лишь гимнастикой для ума. Потому веданта как религия должна быть исключительно практична. Мы должны быть в состоянии распространить ее на каждую сферу нашей жизни. Более того, вымышленное различие между религией и жизнью в мире должно исчезнуть, ибо веданта учит единству - одна жизнь повсюду. Идеалы религии должны охватывать всю жизнь в целом, они должны войти в наши помыслы, все более и более входить в практику. По ходу моего выступления я постепенно перейду к практической стороне. Поэтому нам, прежде всего, нужно обратиться к теориям и понять, как они разрабатывались, выходя из лесных пещер на людные улицы и в города, и тогда мы сможем обнаружить, что отличительная черта многих из таких теоретических мыслей заключалась в том, что они не были порождены уединением в лесах, а возникли в умах людей, которые, как мы считаем, жили самой напряженной жизнью,- в умах правящих монархов.

Шветакету был сыном Аруни, мудреца, который жил в уединении. Он воспитывался в лесу, но однажды пошел в город панчалов 1 и появился при дворе царя Правахана Джайвали. Царь спросил его: «Знаешь ли ты, как живые существа уходят из этого мира в объятия смерти?» - «Нет, господин».- «Знаешь ли ты, как они возвращаются оттуда?» - «Нет, господин».- «Знаешь ли ты путь предков и путь богов?» - «Нет, господин». Царь задал также и другие вопросы. Шветакету не смог ответить и на них. И тогда царь сказал ему, что он ничего не знает. Мальчик вернулся обратно к своему отцу, и тот признался, что и он сам не может ответить на эти вопросы. Дело было не в том, что он не хотел ответить на эти вопросы или не хотел научить мальчика - он просто не знал этих вещей. Поэтому он пошел к царю и попросил объяснить ему эти тайны. Царь ответил, что до той поры эти истины были известны только царям, и даже жрецы никогда этого не знали. Он, однако, стал обучать его тому, что тот желал узнать. В различных Упанишадах мы читаем о том, что эта ведантистская философия не была результатом только медитации в лесах, но что лучшие ее части были продуманы и сформулированы теми людьми, которые были в наибольшей степени заняты проблемами повседневной жизни. Мы не можем себе представить более занятого человека, чем абсолютный монарх, который правит миллионами людей. И все же некоторые из этих правителей были глубокими мыслителями.

Все говорит о том, что эта философия должна была быть очень практичной, и затем, когда мы переходим к «Бхагавадгите» (многие из вас, вероятно, читали этот лучший комментарий по философии веданты), весьма необычным образом место действия переносится на поле брани, где Кришна преподает свою философию Арджуне, и та доктрина, что сияет с каждой страницы «Гиты», состоит в напряженной деятельности, в центре которой - вечное спокойствие. В этом секрет работы, разрешить который ставит своей целью веданта. Бездеятельность, понимаемая нами в смысле пассивности, совершенно явно не может быть целью. Если бы это было так, то стены, окружающие нас, были бы самыми разумными - они ведь бездеятельны. Комья земли или пни деревьев были бы величайшими из святых мира - они ведь бездеятельны. Не становится бездеятельность активностью и тогда, когда она сочетается со страстью. Подлинная активность, как цель веданты, сочетается с вечным спокойствием, которое тогда не может быть нарушено, с уравновешенностью ума, никогда не выходящего из-под контроля, что бы ни происходило вокруг. И все мы знаем на основании своего жизненного опыта, что это самое лучшее отношение к работе.

Меня часто спрашивают о том, как можно работать, если человек не испытывает страстного желания добиться результата. Я тоже так думал много лет назад, но по мере того, как я становился старше и набирался опыта, я понял, что это неверно. Чем меньше страсти, тем лучше работа. Чем спокойнее мы будем, тем лучше для нас и тем более мы сможем сделать. Когда мы даем волю своим чувствам, мы теряем слишком много энергии, расшатываем свои нервы, смущаем наш ум и не можем ничего сделать. Та энергия, которая должна была воплотиться в работе, тратится на пустые чувства, которые ничего не стоят. Только тогда, когда ум спокоен и сконцентрирован, вся энергия идет на выполнение хорошей работы. И если вы почитаете жизнеописания великих деятелей, то вы обнаруживаете, что они все были удивительно спокойными людьми. Их ничто не могло вывести из равновесия. Вот почему человек, который сердится, никогда не преуспевает, а тот, которого ничто не в состоянии смутить, достигает столь многого. Человек, дающий волю гневу, или ненависти, или другим страстям, не может трудиться, он только сам себя разрушает и не делает ничего практически полезного. Только спокойный, прощающий, уравновешенный и хорошо сбалансированный ум способен на выполнение большого объема работы.

Веданта проповедует идеал, а идеал, как мы знаем, всегда далеко отстоит от реальности, от того, что можно назвать практическим. Человеческой природе свойственны две тенденции: одна состоит в стремлении совместить идеал с жизнью, а другая - в том, чтобы возвысить жизнь до уровня идеала. Это нужно хорошо усвоить, ибо первая тенденция - подлинное искушение в нашей жизни. Я думаю, что могу выполнить определенного рода работу. Большинство из того, что я делаю, возможно, плохо, многое, возможно, имеет побудительными мотивами гнев, жажду или эгоизм. И если является человек, проповедующий мне определенный идеал, первым шагом на пути к которому является отказ от эгоизма, я думаю, что это не практично. Но когда человек предлагает идеал, который может быть примирен с моим эгоизмом, мне приятно это, и я тут же хватаюсь за него. Этот идеал мне подходит. Словом «практический», так же как и словом «ортодоксия», манипулируют на разные лады. «Моя теория - ортодоксальна, твоя - гетеродоксальна». Так же и с практичностью. То, что я считаю практичным, есть для меня единственная практичность в мире. Если я владелец магазина, то я думаю, что владеть магазином - это единственное практическое занятие в мире. Если я жулик, то я думаю, что воровство - это лучший способ быть практичным, другие же способы - непрактичны. Вы видите, как все мы используем слово «практичность» применительно к вещам, которые любим и умеем делать. Поэтому я попросил бы вас понять, что, хотя веданта исключительно практична, она практична с точки зрения идеала. Она не проповедует недостижимого идеала, каким бы ни казался он отдаленным. И в то же время этот идеал достаточно труднодоступен. Одним словом, этот идеал состоит в том, что вы божественны, «Ты есть То» 2. В этом суть веданты. Пройдя через все ее хитросплетения и интеллектуальные конструкции, вы узнаете, что человеческая душа чиста и всеведуща, вы увидите, что такие предрассудки, как смерть и рождение, могут считаться полной бессмыслицей, если о них говорить применительно к душе. Душа никогда не рождалась и никогда не умрет, и все разговоры относительно того, что мы умрем, и наш страх перед смертью - пустые предрассудки. Мысли о том, что мы можем сделать одно и не можем другое - также предрассудки. Мы можем сделать все. Веданта учит человека прежде всего верить в самого себя. Если некоторые религии мира говорят о том, что человек, не верящий в Личностного Бога вне его самого, является атеистом, то веданта говорит, что атеист - это тот человек, который не верит в самого себя. Неверие в величие нашей собственной души - это то, что веданта называет атеизмом. Для многих, вне всякого сомнения, это ужасная мысль, и многие из нас думают, что этого идеала невозможно достичь, но веданта настаивает на том, что его может достичь каждый. Ни религиозные различия, ни различия пола или расы, ни что-либо другое не может выступать в качестве препятствия на пути к достижению этого идеала, ибо веданта показывает, что он, собственно говоря, уже достигнут, он уже есть.

Все силы вселенной уже наши. Но мы сами закрываем руками глаза и жалуемся, что кругом темно. Знайте, что вокруг нас нет темноты. Уберите руки прочь, и вы увидите свет, который существовал всегда. Темноты никогда не было, никогда не было слабости. Мы сами, глупцы, кричим о том, что мы слабы, мы сами, глупцы, кричим о том, что мы нечисты. Итак, веданта настаивает не только на том, что идеал практичен, но также и на том, что он всегда был таким, и этот Идеал, эта Реальность есть наша собственная природа. Все остальное, что вы видите, фальшь, неправда. Когда вы говорите: «Я маленькое смертное существо», то это неправда, вы лжете самим себе, вы гипнотизируете себя слабостью, низостью и трусостью.

Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку. И величайшей ошибкой, говорит веданта, было бы говорить, что вы слабы, что вы грешник, несчастное создание, говорить, что у вас нет сил и вы не можете сделать то или другое. Всякий раз, когда вы думаете подобным образом, вы, можно сказать, добавляете еще одно звено к той цепи, которая не дает вам подняться, вы накладываете еще один слой гипнотизма на свою собственную душу. Поэтому не прав тот, кто думает, что он слаб, не прав тот, кто считает, что он порочен, и человек, думающий подобным образом, бросает в мир порочные мысли. Мы должны постоянно иметь в виду, что веданта не пытается примирить нашу настоящую жизнь, жизнь загипнотизированную, фальшивую, которой мы живем, с идеалом. Эта фальшивая жизнь должна уйти, и настоящая жизнь, которая существовала всегда, должна проявить себя, должна воссиять. Ни один человек не становится все чище и чище, проблема заключается в великом проявлении. Покровы падают, и изначальная чистота души начинает проявляться. Все уже наше - бесконечность, чистота, свобода, любовь и сила.

Веданта также говорит, что этого идеала можно достичь не только в глуши лесов или в пещерах, он достижим для человека в любой сфере жизни. Мы уже имели возможность убедиться в том, что люди, открывшие эти истины, не жили в лесах или в пещерах, не занимались обычными делами, а были людьми, которые, как мы имеем все основания полагать, жили самой напряженной жизнью, людьми, которые стояли во главе армий, сидели на тронах и заботились о благосостоянии миллионов, и все это было во времена абсолютной монархии, а не в те времена, когда цари стали по преимуществу лишь номинальными фигурами. И все же они смогли найти время для того, чтобы обдумать эти великие истины, осознать их и научить им человечество. Насколько более практичным тогда это может быть для нас, чья жизнь по сравнению с их жизнью скорее свободное времяпрепровождение? Нам должно быть стыдно за то, что мы не можем осознать этого, ибо мы все время относительно свободны и нам так мало нужно делать. Мои требования ничто по сравнению с требованиями абсолютного монарха. Мои потребности ничто по сравнению с потребностями Арджуны 3 на поле Курукшетры 4, стоящего во главе огромной армии, и все же он смог найти время в шуме и грохоте битвы для того, чтобы говорить о высочайшей философии, и для того, чтобы руководствоваться ею в жизни. Совершенно очевидно, что мы должны быть в состоянии сделать подобное и в нашей жизни - сравнительно свободной, легкой и удобной. Многие из присутствующих здесь на самом деле имеют гораздо больше свободного времени, чем думают, если обладают желанием использовать его во благо. Если мы захотим, то при той свободе, которой мы обладаем, мы можем достичь двух сотен идеалов в этой жизни, но мы не должны низводить идеал до уровня действительности. Наибольшая опасность для нас исходит от тех лиц, которые оправдывают наши ошибки и учат нас тому, как находить оправдания нашим глупым желаниям и стремлениям, и мы думаем, что предлагаемый ими идеал и есть тот, который нам нужен. Но это не так. Веданта не учит ничему подобному. Действительное должно быть поднято до уровня идеала, настоящая жизнь должна совпасть с жизнью вечной.

Вы должны постоянно помнить о том, что главный идеал веданты есть это единство. Ни в чем нет двойственности, нет двух жизней, нет даже двух различных типов жизни в двух мирах. Вы можете обнаружить, что в Ведах вначале говорится о небесах и тому подобных вещах, но в дальнейшем, когда речь заходит о высших идеалах философии, содержащихся в них, все это отбрасывается. Существует лишь одна жизнь, один мир, одно существование. Все есть Единое, различия лишь в уровнях, а не в сущности. Различия в наших жизнях не есть различия в сущности. Веданта полностью отвергает мысли относительно того, что животные отличны от человека 5 и что они были созданы Богом с целью их использования в качестве нашей пищи.

Некоторые люди были столь гуманны, что образовали антививисекционное общество. Я спросил его члена: «Почему ты думаешь, друг мой, что убивать животных ради пропитания вполне допустимо, в то время как недопустимо убить одного или двух ради научных экспериментов?» Он ответил: «Вивисекция - это самая ужасная вещь, но животные нам даны для того, чтобы использовать их в пищу». Единство включает в себя всех животных. Если человек бессмертен, то бессмертны также и животные. Разница лишь в уровне, а не в сущности. Амеба и я - это одно и то же; разница лишь в уровне развития и, с точки зрения высшей жизни, все эти различия исчезают. Человек может видеть большую разницу между травой и маленьким деревом, но если вы взберетесь очень высоко, то и трава, и самые большие деревья сольются в единое целое. Также и с точки зрения высшего идеала: самое низшее животное и человек - это одно и то же. Если вы верите в то, что есть Бог, то животные и самые высшие создания должны быть одинаковыми. Бог, который благосклонен к своим детям, называемым людьми, и жесток к своим детям, называемым животными, хуже демона. Я скорее умер бы сотню раз, чем поклонялся бы такому Богу. Вся моя жизнь была бы борьбой против такого Бога. Но различий нет, и те, кто говорит, что они есть, безответственные, бессердечные люди, которые не обладают знанием. Вот пример, когда слово «практичный» используется в неверном смысле. Я сам могу и не быть строгим вегетарианцем, но я понимаю идеал. Когда я ем мясо, я знаю, что это неправильно. Если даже я оказываюсь вынужденным есть его при определенных обстоятельствах, я знаю, что это жестоко. Я не должен низводить свой идеал до действительного и тем самым оправдывать свою слабость. Идеал состоит в том, чтобы не есть мяса 6, не причинять вреда ничему живому, ибо все животные - мои братья. Если вы сможете думать о них, как о своих братьях, то вы продвинетесь на шаг к братству всех душ, не говоря уже о братстве людей! Это детская игра. Зачастую вы обнаруживаете, что это не особенно приемлемо для большинства, поскольку это призывает их отказываться от действительного и возвышаться, продвигаясь к идеалу. Но если вы выдвинете теорию, которая соразмеряется с их поведением, то они будут считать ее полностью практичной.

Человеческой природе свойственна сильная консервативная тенденция: мы не хотим сделать и шага вперед. Я считаю, что человечество похоже на людей, замерзающих в снегу: я читал о том, что таких людей очень сильно клонит в сон и если их попытаться разбудить, то они говорят: «Дайте мне заснуть, так прекрасно спать на снегу», и они умирают во сне. Такова и наша природа. Именно так мы и поступаем всю жизнь, замерзая с ног до головы и все же стремясь заснуть. Поэтому вы должны бороться ради достижения идеала, и если появится человек, который захочет принизить этот идеал до вашего уровня и научить вас религии, не содержащей высокого идеала, не слушайте его. Для меня такая религия непрактична. Но если человек проповедует религию, которая содержит в себе высочайший идеал, я готов следовать за ним. Опасайтесь, когда кто-либо пытается оправдать суетность чувств и чувственные слабости. Если кто-либо захочет проповедовать нам такой путь, то, превратившись, следуя этому учению, в несчастные, связанные чувствами комья земли, мы никогда не достигнем прогресса. Я видел много подобных вещей, я набрался опыта, путешествуя по свету, да и сама моя страна представляет собой землю, где религиозные секты возникают как грибы после дождя. Новые секты возникают каждый год. Но я обратил внимание на то, что преуспевают только те из них, которые не ставят своей целью примирить человека телесного с человеком истинным. Там же, где присутствует ложная идея относительно возможности примирения телесной суеты с высочайшими идеалами, идея низведения Бога до уровня человека, наступает упадок. Человек не должен низводиться до земного рабства, он должен быть поднят до уровня Бога.

В то же время есть и другая сторона вопроса. Мы не должны смотреть на других с презрением. Все мы идем к единой цели. Различие между слабостью и силой, между добродетелью и пороком, между небесами и адом, между жизнью и смертью лишь в степени, все различия в этом мире лишь в степени, а не в сущности, ибо основа всего это единство. Все это Одно, которое проявляет себя либо в форме мысли, либо в форме жизни, либо в форме души или тела, и все различия лишь в степени. Коль скоро это так, то мы не должны с презрением смотреть на тех, кто еще не достиг нашего уровня. Никого не осуждайте, если вы можете протянуть руку помощи - сделайте это. Если нет - скрестите руки, благословите своих братьев, и пусть они идут своей дорогой. Поносить и проклинать - это не метод деятельности. Подобным образом нельзя ничего сделать. Мы тратим свою энергию на осуждение других. Критика и осуждение - напрасная трата нашей энергии, ибо в конечном счете мы осознаем, что все видят одно и то же, более или менее приблизились к одному и тому же идеалу, и что все наши различия суть лишь различия в выражении.

Возьмите понятие греха 7. Я только что говорил вам, как веданта рассматривает этот вопрос. Другое понятие - это грешник. Они практически одинаковы, только в одном случае мы имеем дело с позитивной, а в другом - с негативной стороной. В одном случае человеку показывается его сила, в другом - слабость. Слабость возможна, говорит веданта, но не обращайте на это внимания, мы хотим расти. Болезни появились с рождением человека. Каждый знает свою болезнь, нет необходимости в том, чтобы кто-то говорил нам, какова наша болезнь. Но думать постоянно о том, что мы больны, бесполезно - необходимо лекарство. Мы можем отключиться от всего, что происходит вовне, можем стремиться стать лицемерными в отношении окружающего мира, но каждый из нас в глубине своего сердца знает свои слабости. Но, учит веданта, в постоянном напоминании о слабости не много пользы,- дайте силу, а сила не приходит в результате постоянных размышлений о слабостях. Лекарство от слабости состоит не в постоянном размышлении о ней, а в мыслях о силе. Говорите людям о силе, которая уже у них есть. Вместо того чтобы говорить людям, что они грешники, веданта занимает противоположную позицию и говорит: «Вы чисты и совершенны, и то, что вы называете грехом, не имеет к вам никакого отношения. Грех - это очень низкий уровень самопроявления, проявите свое «Я» на более высоком уровне. Необходимо помнить о том, что каждый из нас может сделать это. Никогда не говорите «Нет», никогда не говорите «Я не могу», ибо вы бесконечны. Даже время и пространство ничто по сравнению с вашей природой. Вы можете сделать все что угодно, вы всемогущи.

Таковы принципы этики, но теперь мы опустимся на более низкие уровни и разберем детали. Мы посмотрим, как веданта может быть воплощена в нашей повседневной жизни, в жизни города, страны, в национальной жизни и внутренней жизни каждой нации. Ибо если религия не в состоянии помочь человеку, где бы он ни был, где бы он ни находился, в ней немного пользы, она будет оставаться лишь религией горстки избранных. Для того чтобы спасти человечество, религия должна быть готовой помочь ему в любых ситуациях, в которых он оказывается: в условиях рабства и в условиях свободы, в глубинах упадка и на вершинах чистоты,- везде, в равной степени, она должна быть готовой прийти ему на помощь. Принципы веданты, или идеал религии - все равно, как бы вы ни называли это,- смогут реализоваться именно благодаря их способности играть эту великую роль.

Большую помощь может оказать наша вера в самих себя. Я убежден, что если бы эта вера более интенсивно культивировалась и практиковалась, то значительное количество зла и несчастий, от которых мы страдаем, исчезли бы. Если какая-либо движущая сила и преобладала в жизни великих мужчин и женщин на протяжении всей истории развития человечества, то это их вера в самих себя. Рождаясь с сознанием, что они должны стать великими, они ими и становились. Пусть человек падет столь низко, насколько это только возможно,- все равно должно прийти время, когда в результате простого отчаяния он ощутит возвышающий его порыв и научится вере в самого себя. Но нам же будет лучше, если мы будем знать об этом с самого начала. Нужно ли проходить через все эти горькие испытания, чтобы приобрести внутреннюю веру в самих себя? Мы можем убедиться, что все различия между людьми объясняются присутствием или отсутствием этой веры. Наша вера в самих себя сможет сделать все. Я убедился в этом на своем собственном опыте и продолжаю убеждаться постоянно, и по мере того, как я становлюсь все старше и старше, эта вера становится все сильнее и сильнее. Именно тот атеист, кто не верит в себя самого. Старые религии говорят, что атеист тот, кто не верит в Бога. Новая религия учит тому, что атеист тот, кто не верит в самого себя. Но это не эгоистичная вера, ибо веданта учит единству. Это означает веру во всех, потому что вы и есть эти все. Любовь к себе означает любовь ко всем - любовь к животным, любовь ко всему, ибо все едино. Это великая вера, которая сделает мир лучше. Я убежден в этом. Величайший из людей тот, кто способен убежденно сказать: «Я знаю о себе все». Знаете ли вы, сколько энергии, сколько могущества, сколько сил все еще прячется под вашей оболочкой? Какой ученый познал все, что есть в человеке? Миллионы лет прошли с той поры, когда человек впервые появился на планете, и, несмотря на это, была обнаружена лишь ничтожно малая часть его возможностей. Поэтому вы не должны говорить о том, что вы слабы. Как можете вы знать, какие возможности таятся под покровом нашей деградации? Вы знаете лишь о малом, что заключается в вас самих. Ибо за вами стоит океан бесконечной силы и блаженства.

«Об Атмане нужно слышать прежде всего» 8. Думайте день и ночь, что вы - это Душа. Повторяйте это себе денно и нощно, пока эта мысль не войдет в ваши вены, пока она не растворится в каждой капле вашей крови, пока она не войдет в вашу плоть и кровь. Пусть все тело будет наполнено этим единым идеалом: «Я не рождающаяся, не умирающая, счастливая, всезнающая, всемогущая, вечно-славная Душа». Думайте об этом и днем и ночью, думайте об этом, пока эта мысль не станет неотъемлемой частью вашей жизни. Медитируйте об этом, и из этого родится работа. «От полноты сердца говорят уста» 9, от полноты сердца работают также и руки. Действие придет. Наполните себя идеалом, что бы вы ни делали - думайте о нем. Все ваши действия будут неизмеримо усилены, преобразованы, обожествлены благодаря силе этой мысли. Если материя могуча, то мысль всемогуща. Пусть эта мысль руководит вашей жизнью, наполните себя мыслью о том, что вы всемогущи, велики и славны. Дай Бог, чтобы никакие предрассудки не обрушивались на наши головы! Дай Бог, чтобы мы не были бы с самого нашего рождения окружены всеми этими суеверными и парализующими мыслями о нашей слабости и порочности! Дай Бог, чтобы человечество смогло найти более легкий путь для достижения благороднейших и величайших истин! Но человек должен пройти через все это, и не делайте этот путь труднее для тех, кто идет за вами.

Порой эти положения кажутся ужасными для того, чтобы им следовать. Я знаю людей, которых пугают эти идеи, но для тех, кто хочет быть практичным, это первое, чему нужно научиться. Никогда не говорите себе и окружающим, что вы слабы. Если можете - делайте добро, но не причиняйте миру зла. В глубине своего сердца вы знаете, что многие из ваших ограниченных представлений, смирение своей плоти, и молитвы, и плач, обращенные к воображаемым существам, суть предрассудки. Назовите мне хотя бы один пример, когда эти молитвы были бы услышаны. Все отклики идут лишь от вашего собственного сердца. Вы знаете, что привидения не существуют, но как только вы оказываетесь в темноте, вы чувствуете, как у вас по спине ползут мурашки. Так происходит потому, что в детстве нам в голову вложили все эти страшные мысли. Но не учите этому других из-за страха перед обществом или общественным мнением, из-за страха навлечь на себя ненависть друзей или из-за страха потерять лелеемые предрассудки. Будьте хозяевами всего этого. Чему еще может учить религия, как не единству всей вселенной и вере в самого себя? Все усилия человечества на протяжении прошедших тысячелетий были направлены к этой цели, и человечество все еще продолжает работать в этом направлении. Теперь ваша очередь, и вы уже знаете истину. Она преподносится нам со всех сторон. О ней заявляют нам не только философия и психология, но и материалистические науки. Можно ли найти сегодня ученого, который побоялся бы признать мысль о единстве вселенной? Кто сегодня посмеет говорить о многих мирах? Все это предрассудки. Есть лишь одна жизнь и один мир, и эта одна жизнь и один мир представляются нам в виде множественности. Эта множественность напоминает сон. Когда вы спите, то один сон исчезает и другой заступает на его место. Вы не живете в своих снах. Сны проходят один за другим, перед вами разворачивается сцена за сценой. То же происходит и в этом мире, на девяносто процентов состоящем из страданий и на десять из счастья. Возможно, через некоторое время он будет казаться нам на девяносто процентов состоящим из счастья, и тогда мы назовем его раем, но придет время, когда для мудреца все это исчезнет и этот мир предстанет как Сам Бог и его собственная Душа как Бог. Поэтому нет многих миров, равно как и нет многих жизней. Вся эта множественность есть лишь проявление Единого. Единое проявляет Себя как многое, как материя, дух, ум, мысль и все остальное. Именно это Единое проявляет Себя как многое. Поэтому первый шаг, который мы должны предпринять, состоит в том, чтобы научить этой истине себя и окружающих.

Пусть мир наполнится этим идеалом и пусть исчезнут предрассудки. Скажите это людям слабым и настойчиво повторяйте это. Ты - чистое Единое, проснись и восстань. О всемогущий, этот сон не приличествует тебе. Проснись и восстань, это не подходит тебе. Не думай о том, что ты слаб и ничтожен. Всемогущий, восстань и проснись, яви свою собственную природу. Не годится думать о себе, что ты грешник. Не годится думать о себе, что ты слаб. Говорите это миру, говорите это себе самому, и вы увидите, каков будет практический эффект, вы увидите, как подобно электрической вспышке проявится все, как все переменится. Говорите это человечеству и покажите людям их силу. Потом мы научимся тому, как использовать это в нашей повседневной жизни.

Для того чтобы использовать то, что мы называем вивека (разграничение), научиться тому, как в каждое мгновение нашей жизни, в каждом нашем действии различать добро и зло, истину и фальшь, мы должны знать критерий истины, который состоит в чистоте и единстве. Все, что стремится к единству,- истинно. Любовь истинна, а ненависть фальшива, ибо она ведет к множественности. Именно ненависть разделяет людей, и поэтому она ложна и фальшива. Это дезинтеграционная сила - она разделяет и разрушает.

Любовь связывает, любовь стремится к единству. Вы становитесь едиными - мать с ребенком, семьи с городом, весь мир становится единым с животными. Ибо любовь - это Существование, Сам Бог, и все есть лишь проявления этой Единой Любви, более или менее ярко выраженные. Различия лишь в степени, но не в проявлении повсюду этой Единой Любви. Поэтому в каждом нашем действии мы должны научиться разбираться, ведет ли оно к разделению или к единству. Если оно ведет к разделению - мы должны оставить его, если к единству, то мы должны быть уверенными в том, что это действие хорошее. Также и с нашими мыслями: мы должны решить, ведут ли они к дезинтеграции, множественности или к единству, связывая души и неся единое влияние. Если они способствуют этому, мы должны принять их, если нет - отбросить их как преступные.

Главная идея этики заключается в том, что она не основывается на чем-либо неизвестном, не учит чему-либо неизвестному. Говоря словами Упанишад: «Богу, которому ты поклоняешься, как неизвестному тебе, ему я буду учить тебя». Именно благодаря Душе мы получаем все знания. Я вижу стул, но для того, чтобы увидеть его, я должен сначала осознать себя самого, а потом уже стул. Именно внутри и посредством Души осознается стул. Именно в Душе и благодаря ей я знаю вас, я воспринимаю весь мир, и потому говорить о том, что Душа неизвестна нам,- это просто чепуха. Уберите Душу, и вся вселенная исчезнет. В Душе и благодаря ей приобретается всякое знание. Поэтому она лучше всего нам известна. Это именно вы, то, что вы называете «Я». Вы можете удивиться, как это мое «Я» может быть вашим «Я». Вы можете удивиться, как это ограниченное «Я» может быть неограниченной Бесконечностью, но это так. Ограниченное - это лишь фикция. Бесконечное скрыто, и небольшая Его часть проявляется как «Я». Нельзя ограничить безграничное, это лишь пустая фантазия. Душа поэтому известна каждому из нас - мужчине, женщине, ребенку и даже животным. Не зная Ее, мы не смогли бы ни жить, ни двигаться, ни иметь свое «Я»; не зная этого Господина всего, мы не смогли бы существовать и дышать ни секунды. Бог веданты самый известный из всего, что может быть, а не просто плод воображения.

Если это не проповедь практического Бога, то как еще можно научить ему? Где можно найти более практического Бога, чем Его, которого я вижу перед собой,- Бога вездесущего, присутствующего в каждом создании, более реального, чем наши чувства? Ибо вы есть Он - Вездесущий Всемогущий Бог, Душа ваших душ, и если я скажу, что вы это не Он, то скажу неправду. Я знаю это независимо от того, осознаю ли я это постоянно. Он есть Единство, Объединение всех, Реальность всей жизни и существования.

Эти этические идеи веданты необходимо рассмотреть более детально, и поэтому вы должны запастись терпением. Мы хотим познать предмет в деталях и тщательно изучить его для того, чтобы увидеть, как эти идеи формировались, начиная с самых низших уровней, как возник единый великий Идеал единства и как он принял форму универсальной любви, и мы должны изучить это для того, чтобы избежать опасностей. Часто не находится времени для того, чтобы проследить этот процесс с самого начала. Но в чем тогда смысл нашего нахождения на высших ступенях, если мы не можем донести истину до тех, кто идет за нами? Поэтому будет лучше изучить предмет во всех его проявлениях, и прежде всего совершенно необходимо прояснить то, что относится к интеллекту, хотя мы и знаем, что интеллектуальность - это практически ничто и наибольшее значение имеет сердце. Именно сердцем, а не посредством интеллекта мы видим Бога. Интеллект - это лишь уборщик улиц, расчищающий нам путь, второстепенный рабочий, полицейский, но полицейский не может быть позитивной силой в обществе. Он лишь призван прекращать беспорядки, пресекать неправильные действия, и это все, что требуется от интеллекта. Когда вы читаете интеллектуальные книги, то, осилив их, вы думаете: «Слава Богу, что я закончил», ибо интеллект слеп и не может двигаться сам по себе, у него нет ни рук, ни ног. Он лишь чувствует, что работает, что он движется со скоростью, превосходящей скорость электричества или чего-нибудь еще. Обладаете ли вы чувством? - вот в чем вопрос. Если да, то вы увидите Бога: именно то чувство, которым вы обладаете сегодня, будет усилено, обожествлено и поднято на высочайшую высоту, пока оно не ощутит всего, единство во всем, пока оно не ощутит Бога в себе и в других. Интеллект никогда не будет в состоянии сделать этого. «Различные способы произнесения слов, различные методы толкования учебников - все это для наслаждения ученых, а не для спасения души» («Вивекачудамани», 58).

Те из вас, кто читал Фому Кемпийского 10, знают, что он на каждой странице настаивает на этом, и практически каждый святой мира настаивал на этом. Интеллект необходим, ибо без него мы впадали бы в грубейшие ошибки и совершали бы всевозможные неверные поступки. Интеллект уберегает нас от этого, но сверх того не пытайтесь использовать его для чего-либо. Это не активная, второстепенная помощь, настоящая же помощь в том, чтобы чувствовать, любить. Чувствуете ли вы окружающих? Если да, то вы вырастаете до единства. Если вы не ощущаете окружающих, то вы можете быть самым великим интеллектуальным гением из тех, которые когда-либо рождались, но вы будете ничтожеством, вы будете не более чем сухим интеллектом и навсегда останетесь таким. Но если вы чувствуете - пусть даже вы не будете в состоянии прочесть ни одной книги и не будете знать ни одного языка,- вы на правильном пути. Бог - ваш.

Разве вы не знаете из истории мира, в чем заключалась сила проповедников? В чем была она? В интеллекте? Разве кто-либо из них написал книгу по философии, по самым тонким логическим силлогизмам? Никто из них этого не сделал. Они лишь произносили несколько слов. Чувствуйте как Христос - и вы будете Христом, чувствуйте как Будда - и вы будете Буддой. Чувство - это жизнь, сила, жизнеспособность, без которых никакой объем интеллектуальной работы не поможет вам достичь Бога. Интеллект подобен членам, не обладающим двигательными способностями. Только когда приходит чувство, оно сообщает им эту способность двигаться и работать для других. Так всегда было в мире, и это та истина, которую всегда следует помнить. Это одна из самых практических вещей в ведантистской морали, ибо веданта учит тому, что вы все проповедники и все должны стать проповедниками. Не книга - подтверждение вашего поведения, а вы подтверждение книги. Как можете вы узнать, что книга учит истине? По тому, что вы сами истина и ощущаете это. Вот что говорит веданта. В чем подтверждение Христосов и Будд в этом мире? В том, что вы чувствуете как они. Именно таким образом вы и я убеждаемся в их истинности. Наша душа-пророк подтверждение их души-пророка. Ваша божественность доказывает Самого Бога. Если вы не пророк, то никакие разговоры о Боге не могут считаться правдой. Если вы не Бог, то никакого Бога никогда не было и никогда не будет. В этом, учит веданта, состоит идеал, к которому нужно стремиться. Каждый из нас должен стать пророком, и вы уже являетесь им. Только знайте это. Никогда не думайте, что для души может быть что-то невозможное. Думать так - величайшая ересь. И если существует грех, то величайшим грехом было бы говорить, что вы слабы или что другие слабы.

«Практическая веданта» составлена из четырех лекций, прочитанных Вивеканандой в ноябре 1896 г. в Лондоне.

Перевод выполнен Д. Е. Челышевым по изданию: The Complete Works of Swami Vivekananda, v. 2. Calcutta, 1989.

1 Пересказ Чхан.-уп., V, 3 - 7. Панчала - область в северо-западной части долины Ганга.

2 См.: Чхан.-уп., VI, 8, 7.

3 Бхагавадгита, или Гита, - «Божественная Песнь», «Песнь Бога», является одним из наиболее авторитетных произведений индуистской литературы. Обычно датируется II в. до н.э.- II в.н.э. Сюжетную линию Бхагавадгиты составляет диалог бога Шри Кришны с воителем Арджуной, чей «разум смутился» перед началом битвы, в которой должны принимать участие родственники, волей судьбы оказавшиеся непримиримыми противниками. Разъяснения Шри Кришны истинной природы мира и человека, путей постижения первоосновы мира и пр. и составляют философское содержание поэмы.

4 Курукшетра (или Дхармакшетра) (санскр.: поле Куру, поле Дхармы) соотносится с «полем славы и доблести». Считается, что там происходило знаменитое сражение, описанное в Бхагавадгите Само понятие «Курукшетра» осмысливается двояко: во-первых, как реальное место, неподалеку от современного Дели, где якобы происходило историческое событие. Во-вторых, обыгрывается многозначность сочетания слов: «поле» есть «поле жизни», где человек должен проявить свою внеприродную, истинную и наивысшую сущность.

5 Представление о континууме всего живого (джагат) появляется уже в гимнах РВ. Упанишады выдвигают положение о «двух путях» (путь богов - по нему идут праведники;

путь отцов - после смерти на него вступают те, кто жил благочестивой жизнью, но еще не достиг высшего знания). Наконец, есть и третий путь - он предназначен для тех, кто пожинает плоды своих не должных деяний в обители Ямы, бога смерти (подробно описанной в пуранах), и снова восходящих на землю.

Имеются в виду ведантистские теории о двух путях, по которым идут умершие (путь богов и путь предков). Тексты, посвященные рассказам о потустороннем мире предков, куда уходят усопшие, есть уже в Ригведе (IX, 113, 7. 11 и др.); владыкой его является бог Яма. В послеведийский период (в текстах упанишад и брахман) бог Яма приобрел черты бога-судьи, отправляющего душу либо в рай (сварга), либо в ад (нарака). В Упанишадах появляется идея перерождений; соответственно, пребывание в раю или аду стало осмысливаться уже как только временное прибежище души. Упанишады предложили новые подходы, которым следовали и ведантисты: путь богов, деваяна (северный путь) таков: погребальный костер - пламя - день - светлая половина месяца - полугодие растущего солнца - мир богов - солнце - луна - молнии - миры Брахмана (Брахмалока) - умерший выходит из круга перерождений (Чхандогья-упанишада, IV, 15, 5 и др.). Другой путь есть путь предков, питрияна (южный путь), он соответствует перерожденческому циклу: душа через дым идет к Луне, пребывая там до тех пор, пока не истощится его карма, затем он опять возвращается в земной мир (Чхандогья-упанишада, V, 10; Брихадараньяка-упанишада, IV, 4, 23 и др.). Наконец, есть и третий путь: он соотносится с теми, кто идет в царство Ямы, то есть теми, кто не обладает знанием, не соблюдает ритуалы, ведет неблагочестивую жизнь, а потому возрождается как насекомые, животные и пр. Вивекананда, говоря о жизни, занесенной с Луны, имеет в виду этот процесс, объясняющий, с его точки зрения, появление человека на земле.

При «приобретении» нового тела возможны варианты соответственно «кармическим остаткам». ЗМ (XII, 42 - 49) объясняют, как три гуны - саттва, раджас и тамас - проявляют себя в живых существах. Поскольку три гуны по-разному сочетаются друг с другом, общая схема выглядит так. Самый высший класс живых существ (саттвики) по нисходящей делится на три группы: (а) подвижники, аскеты, (б) боги, предки, (в) брахманы. Второй класс, то есть те, в ком преобладает гуна раджас, образуют такую «лестницу»: (а) гандхарвы и апсары (небесные музыканты и небесные танцовщицы), (б) цари, жрецы, (в) фехтовальщики, актеры. Наконец, третий, самый низший класс (в него входят те, в чьем естестве доминирует гуна тамас) - по нисходящей: (а) лицемеры, ракшасы (демоны); (б) слоны, лошади, шудры, млеччхи, тигры, львы; (в) существа неподвижные: черви, насекомые, рыбы, змеи, скот. В Упанишадах говорится (хотя и не слишком подробно) о тех «злых» существах, что не восходят до Луны: они возрождаются постоянно в земном мире и не продвигаются дальше чисто телесного существования: «...те маленькие существа, постоянно возвращающиеся [в прежнее состояние], о которых сказано: «Рождайтесь, умирайте» (Чхан.-уп., V, 10, 8).

6 Проблеме так называемой «мистики питания» уделялось большое внимание уже в самых ранних текстах, например, в Упанишадах. Хотя в Ведах не содержится запрета на забой скота и описывается употребление в пищу говядины, постепенно возобладала та точка зрения, что представители высших каст не должны употреблять в пищу говядину и, более того, прилагать все силы, чтобы предотвращать забой скота. Герой поэмы Калидасы «Рагхувамша» царь Дилипа, например, готовый отдать себя прожорливому льву, чтобы спасти корову, прославлялся как идеал правоверного индуса.

7 Понимание греха в индийской традиции во многом отличается от понимания его в христианской культуре. В христианстве Бог наказывает человечество за грехи первочеловека Адама. Это положение христианства казалось последователям индуизма неубедительным и необоснованным. Они обычно говорили: почему за грехи одного человека Бог наказал всех? Можно ли считать такого Бога справедливым и милосердным? В веданте недолжное поведение человека объясняется не тем, что он грешник по природе, а тем, что он еще не обладает всей полнотой знания. Различать, что есть праведное, истинное, ему помогают предписания индуизма - они дают ориентир, как вести себя в этом мире,

8 Брих.-уп., IV, 5, 6.

9 Соотносимо с Мф, 12, 34 («...от избытка сердца говорят уста»).

10 Фома Кемпийский, голландский монах, живший в монастыре на горе св. Агнессы. В XIX в. выдвигалось мнение, что он является автором популярного анонимного трактата «О подражании Христу», хотя это мнение тогда было спорным. В наше время его авторство считается в полной мере доказанным.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ