Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Текст взят из Эгладора

Ульдор он же Владислав Гончаров

Фэндом мертв - II

   Многочисленные отклики на первую статью, посвященную, собственно говоря,
всего лишь проблеме фэнзинов и фэнзинерства в наше нелегкое время, а  также
материалы  компьютерной  эхоконференции SU.SF&F.FANDOM  и  ряд публикаций в
периодике за  последний  год  наглядно  продемонстрировали  интерес широкой
общественности   к   проблемам   фэндома,  толкиен-ролевого  движения,   их
взаимодействия и  эволюции. А если конкретнее  - к вечно  больному вопросу:
являются ли толкиенисты и  ролевики частью фэндома или нет и что  же вообще
произошло с  этим последним за  прошедшие три-четыре года, отчего он влачит
текущее  жалкое  существование. Hасчет первого вопроса сразу же  выделились
четыре основных мнения:

   1. Толкиенисты - не фэны, никогда ими  не были и не станут, ничего кроме
своего Толкиена и прочей фэнтези они не читают и вообще читать не хотят, да
и умеют  ли они читать  вообще? Ролевые  игры - глупое  и опасное  занятие,
заключающееся   в   беганьи   по   лесам  с маханием корявым  дрекольем   и
свидетельствующее  о  моральной и  интеллектуальной  деградации  участников
оных. (Р. Арбитман)

   2. Толкиенисты  -  молодые и начинающие фэны, которые пока ничего, кроме
Толкиена  просто  не  читали,  но прочитают, вырастут и  станут  настоящими
большими  фэнами.   Ролевики   -   закоренелые   толкиенисты,   не  имеющие
способностей к творчеству и поэтому зациклившиеся  на  бесконечной  игре  в
одни и те же, давно написанные кем-то другим книги. (С. Лукьяненко)

   3. Hи к  какому  фэндому  большинство Толкиен-движения отродясь никакого
отношения не  имело и иметь не собирается,  а сами  фэны, окромя пьянок  на
своих конвентах никогда ничем и не занимались. Hу, еще и Колобаева когда-то
породили... (Ряд известных мне деятелей толкиенистско-ролевой тусовки)

   4. Толкиен-движение, как и ролевые игры, родилось внутри  фэндома  и,  с
исчезновением последнего, естественным образом заняло  его    экологическую
нишу. Если же фэндому в нашей стране суждено  будет возродиться в ближайшем
будущем, произойдет это, скорее всего, именно на базе Движения ролевых игр.
(Как  можно понять,  именно  это мнение и  разделяет  автор данной  статьи.
Посему доказательству его и будут посвящены все нижеследующие выкладки).

   Hо для начала немного истории.

   Собственно  говоря,  началось  все  в  не  существующем уже ныне  городе
Свердловске  на  "Аэлите-90",  где  группа товарищей из  красноярского  КЛФ
"Вечные Паруса"  собирала желающих на проводимые в августе  того же года на
реке Мане под Красноярском первые всесоюзные Хоббитские Игрища. В принципе,
ролевые  игры  у  нас  в стране  проходили и  раньше,  но  именно  тогда из
немноголюдных   узкоспециализированных   мероприятий  они   стали  открытым
Движением.  И   не   удивительно,   что   изначальной   основой  его  стала
толкиенистика  -  благо  что  течение  это  в  клубах  любителей фантастики
существовало      уже       несколько      лет.      Вскоре       появились
специализированные конвенты, посвященные Толкиену, фэнтези и ролевым играм:
ивановский "Глипкон" (с  марта 1991), казанский "ЗилантКон" (с ноября 1991)
и томский "Сибкон" (с  февраля  1993). Количество участников Хоббитских Игр
(а в  просторечии  - ХИ) год от года постоянно росло: от 120 человек в 1990
до двух с половиной сотен в 1991 под Москвой и свыше 500 - в 1992 в Уфе. Да
и  на  конвенты уже  съезжалось  не  менее  чем  по  сотне-полторы человек.
Естественно, что  рамки  исключительно  текстов  профессора  даже для самых
фанатичных его  поклонников вскоре  стали тесны и уже с  1992 года в разных
регионах  страны  вполне  обычными  стали  региональные  и  прочие  игры, к
Толкиену никакого отношения уже не имеющие, хотя движение, по традиции, все
еще продолжало именовать  себя толкиенистским. В него приходили новые люди,
постепенно сходили  со сцены многие из  "стариков" и все  меньше оставалось
тех, кто еще помнил фэновские  времена  и  как-то  был связан с КЛФ. Тем не
менее, большинство известных мне более-менее оформленных клубов ролевых игр
так или иначе ведут свое происхождение от КЛФ. Даже московский  "Эгладор" -
четверговое   сборище   толкиенистов   у   библиотеки   Hескучного    сада,
насчитывающее в разные времена года  от  нескольких  десятков до нескольких
сотен человек, когда-то  был всего лишь  скромной секцией ролевых  игр  КЛФ
МГУ.(На самом деле это была команда Эгладор-92, сборы которой превратились
в тусовку. Толкинисты из КЛФ МГУ тусовались в МГУ и в Эгладор не ходили аж
до 93 года - Митрилиан.)

   А  тем  временем "настоящие" КЛФ и фэновские  конвенты  становились  все
более малочисленными, хирели и мельчали, пока, наконец, не заглохли совсем.
Собственно  говоря,  мне  опять-таки  не   известно   не   одного   реально
действующего КЛФ, который  бы  в той  илииной  форме не занимался  ролевыми
играми  -  исключение  составляет  уже упоминавшийся КЛФ МГУ,  из  которого
толкиенисты в свое время были просто  изгнаны (правда, не все) - по слухам,
за кражу в  университете  пожарного  рукава,  который впоследствии пошел на
ножны для мечей...

   В чем же причина описанных тенденций? Многие ссылаются на падение уровня
жизни и относительное вздорожание цен  на  железнодорожные  билеты.  Однако
фанаты ролевых игр продолжают ведь свои  передвижения по стране  -  если не
поездом,  то  электричками или  автостопом.  Да  и  развал  самих  КЛФ этой
причиной не  объяснишь. Гораздо важнее,  на мой взгляд, два других фактора.
Во-первых, политический. Основой советской научной фантастики была утопия -
изображение  будущего,  мира,  к  которому следует стремиться. И  вдруг,  в
одночасье, все это  исчезло,  испарилось,  как дым - и  на  месте  туманных
контуров светлого и радостного Завтра  вдруг  вырисовалось  что-то темное и
зловещее. Основной  лейтмотив современной отечественной фантастики, будь то
произведения Рыбакова, Лазарчука или романные фельетоны  Кабакова, если они
вдруг  берутся  описывать будущее - страх.  Мы  - страна, у которой  отняли
будущее. "Страна, потерявшая небо" (С. Переслегин).Что-то подобное, пусть и
в  менее  тяжелой форме происходило в  свое  время ина Западе, получив  там
название футурофобии. Еще Толкиен  описал  это явление в своем классическом
эссе  "О волшебных сказках"  и  предсказал  реакцию  на него  -  бегство  в
прошлое,  эскапизм.  И  литературу  эскапизма  -  фэнтези,  как  противовес
холодному и  бездушному  рационализму  технологического  цивилизации. А что
такое ролевые игры, как не квинтэссенция эскапизма - творение своих миров и
уход в  них от проблем и бед этого мира. Тем более, что решить эти проблемы
здесь все равно невозможно, ибо любое стремление творить добро в  этом мире
неизбежно  приведет  ко  злу,  как  доказывают  нам  последний  десяток лет
рассуждения  неожиданно  помудревших  газетных  публицистов  и  высоколобые
притчи пана Станислава Лема.

   Другой  фактор  более  прост,  хотя, похоже, несколько  менее  очевиден.
Ведь для  существования  фэндома  недостаточно произведений, написанных  за
тридевять  земель  или  много  лет  назад  -  необходимо  ощущение текущего
литературного  процесса,   на  который  можно  реагировать,  который  можно
обсуждать или даже участвовать в нем  самому. А начиная с 1991 года издание
современной отечественной фантастики в этой стране практически прекратилось
и на книжный рынок волной пошла исключительно фантастика зарубежная, причем
зачастую в  отвратительных переводах. Вот вам  и еще одна  причина умирания
фэндома - у него из-под ног просто исчезла почва, на которой он жил.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов