Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Скилудр

С момента выхода в свет трилогии Ника Перумова "Кольцо Тьмы" прошло уже достаточное времени, но страсти по поводу этого произведения и не думают спадать. А какое количество грязи было вылито на автора! Ругать Перумова (а в лучшем случае подсмеиваться над ним) давно сделалось хорошим тоном в толкиенистской тусовке. Поклонники же питерского автора скромно тупят глазки и пытаются робко сменит тему разговора ( Знаю, что не все! Но, к сожалению, большинство). Да, накипело! Хотели? Так получайте:

Слово в защиту

За что не любят Ника Перумова? Мне видятся две основные причины столь дружной нелюбви к Перумову в толкиенистской среде. Первая лежит на поверхности: это, разумеется, сам факт попытки "свободно продолжить" "Властелина Колец" Джона Рональда Руэла Толкиена. Никому не известный молодой питерский писатель посягнул на святую святых! Это само по себе взорвало весь фэндом.

Вторая причина нелюбви таится много глубже. Перумов не только посмел дописать Толкиена, он посмел спорить с ним! Ник Перумов отступил от толкиеновской концепции мира (которая, безусловно, базируется на христианской/католической философии). Да, он посмел увидеть Средиземье по-иному, и посмел не только увидеть, но и попытаться доказать свою правоту! Вот этого ему простить уже не смогли...

Но, к сожалению, мало кто из перумоненавистников признается в этом. Куда чаще можно услышать о " 120 килограммах снаряжения Фолко", о "неправильных ударениях" и "не из тех мест растущих бородах и усах " (при этом обязательна кривая, чуть презрительная ухмылка). Господа, вам не смешно? Люди, оскорбленные (в большинстве случаев) вышеупомянутыми обстоятельствами, начинают просто "наезжать по мелочам". (Я вовсе не берусь оправдывать многочисленные "ляпы" Перумова, но дела это не меняет!) Часто можно услышать, что человек, не досконально знающий мир, писать о н╦м права не имеет. Что ж, во многом справедливое суждение. Но вот в ч╦м вопрос: о том ли мире (или вернее сказать: в какой степени о том мире) писал Перумов? Я, собственно, клоню к тому, что перумовское Средиземье и толкиеновское Средиземье - вовсе не одно и то же. Средиземье не статичная картина, которая не меняется в зависимости от того, какой искусствовед е╦ описывает. Фэнтезийный мир (хотя далеко не каждый) в общем, и Средиземье в частности мне представляется, как некий сложный выпуклый многоугольник с множеством острых углов и ломаных линий, с торчащими, как из ежа, иглами. Так вот, стоит лишь на несколько градусов сместить точку наблюдения оного объекта, как картина меняется: открываются новые грани и плоскости, но что- то, что было видно раньше, неумолимо ускользает...

Итак, обратимся к самому объекту обсуждения - к трилогии "Кольцо Тьмы". В ч╦м же кроются те самые отличия, которые заставляют меня (и не только меня) считать, что Перумов отступил от толкиеновской концепции мира (и в чём заключается, собственно, перумовская концепция)? В мире ДРРТ (в данном случае имеется в виду "Властелин Колец") у героев почти отсутствуют духовные/душевные искания, нет у них мучительного поиска "смысла", вопроса "кто прав?", внутренних сомнений (в чем Фродо сомневался, так только в своих силах. Что? Боромир? Нет, и здесь всё строго в рамках концепции: "гордыня, искушение, грех, раскаянье, искупление "; только не приводите мне "душевные поиски" Сарумана ...).

В "Кольце Тьмы" Перумов, безусловно, отходит от такой концепции мира. Его персонажи не статичны (и не запрограммированы с самого начала.). Весь путь Фолко (главного героя трилогии ), путь от безоговорочной веры эльфийским/валинорским постулатам до полного перехода на сторону третьей Силы, обусловлен постоянным поиском, поиском себя, своего места и места людей/хоббитов в этом мире, поиском истины и.т.д и.т.п. ...

А Олмер? Эта фигура мне кажется много более интересной чем толкиеновский Саурон. Воплощение зла? Да нет, нет у Перумова абсолютного зла! Нет и быть не может - "у каждого своя правда" (утверждение, являющееся одним из китов перумовского Средиземья).

А сколько новых находок: Черные гномы, Серединное Княжество, хазги (да и виденье Перумовым Авари и Морского Народа можно считать находкой) и.т.д. Не говоря уж о "коньке" Перумова - Третей Силе. В толкиеновском Средиземье это в принципе невозможно. Дело в том, что Толкиен описывает мир таким, каким его видят эльфы (или хотят видеть, или же таким, каким эльфы навязывают его людям/хоббитам и.т.п.). Ник Перумов попытался взглянуть на Средиземье со стороны людей (надо оговориться, что это всё это довольно условно, так как и в том и в другом случае главные герои - хоббиты). Взгляд же человека здорово отличается от эльфийского, ему не свойственна статичность и абсолютная уверенность в своей правоте. И мне кажется, что и у самого автора менялся взгляд на мир по мере того, как менялось мироощущение у Фолко. Перумов ставит под сомнение как и абсолютное добро - Валинор/Свет, так и абсолютное зло - Мордор/Тьма (вот, кстати, вам ещё одна причина ненависти к Перумову как со стороны светлых, так и со стороны тёмных). Он пытается отыскать третий Путь, Путь людей (все же, как ни крути, Авари выбрали у Перумова Путь людей, пусть до конца того и не осознали).

Вы заметили, как мало в критике упоминается Великий Орлангур? А ведь это одна из ключевых фигур в мире Перумова (и его появление в Летописях Хъёрварда это доказывает )! Это лишний раз подтверждает нежелание/нехотение/неумение критиков Перумова разобраться в концепции его мира (здесь, видите ли, ошибок в родословной/в ударении/в килограммах не найдешь, а заниматься глубоким анализом произведения критики не хотят (а может быть, боятся?...) И если Перумов пытался бы делать из Средиземья "боевик" (кстати, как вы это себе представляете???), то он уж точно бы не стал столь старательно выписывать эту Третью Силу... Нет, тут дело в другом. В Орлангуре угадывается прообраз некой силы, которую Ник Перумов ставит в противовес божественной составляющей мира Толкиена. И эта сила стоит много ближе к человеку, чем Свет Валинора у Толкиена (в мире Хъёрварда, опять же, это приняло более конкретные формы, см. Демогоргон). Перумов "поставил" на третью силу, которая не берётся судить, которая никого не отвергает (к Орлангуру могли прийти, не опасаясь за свою жизнь, как и избравшие путь Тьмы/Света, так и ищущие свой Путь.), но которая готова вести за собой и (как показал "Адамант Хенны" ) жертвовать собой! Чем вам не cамостоятельная концепция мира?

Наверняка многие, кто прочтёт мою статью, не согласятся с моим виденьем Перумова. Многие отметут моё виденье концепции перумовского Средиземья. Ну так ищите сами! Обсуждайте! Спорьте! Только перестаньте высчитывать несчетные граммы снаряжения хоббита/литры выпитого гномами пива и сантиметры бороды Олмера! Право же, НАДОЕЛО!


Комментарий Митрилиан:

1. Средиземье - не фэнтезийный мир. Как-нибудь напишу об этом подробно. Но мне тоже этот ярлык начинает надоедать. Толкиен явился одним из родоначальников жанра, но Средиземье - не фэнтези. Хотя бы потому, что любая известная фэнтези "после Толкиена" отрицает (явно или неявно) наличие Единого Творца.

2. "Разобраться в философии его мира". Это не его мир. Это мир Толкиена. Ну зачем, зачем про Средиземье, если оно и так "другое"? Хьервард - это пожалуйста. Каждый имеет право на создание своего мира и не одного, а скольких угодно.

3. На создание Средиземья у Толкиена ушла вся жизнь. Начиная с 18 лет и до смерти. "Властелин колец" не за пять и не за десять лет был написан. Толкиен переписывал главы целиком, чтобы "привести в порядок" луну, которая как-то раз оказалась в разных четвертях одновременно. Почему он не считал зазорным тщательно прописывать такие "мелочи"? Почему Перумов не потратил на это года три-четыре лишних? "Сильмариллион" остался незаконченным... Ниггль не дописал свою картину...

4 и последнее. Не за то толкиенисты взъелись на Перумова, что издал продолжение. Вон их, этих продолжений, сколько в архивах. Самому Перумову, разумеется, очень удобно сваливать все именно на "блаародный гнев" фанов. Видишь ли, это он не удосужился разобраться. Ни в чем. В его тексте ощущается обычнейшая нехватка образования (теперь-то он книжек всяких подначитался), а сочетание необразованности с непомерным апломбом всегда раздражает окружающих. И сильно. Я не знаю, поверят ли мне стойкие перумисты, но мне действительно неприятно читать неграмотно написанное произведение. Я язык люблю. Вдвойне противно читать такое продолжение Толкиена, человека, любившего языки с детства, делом своей жизни сделавшего языкознание, языковедение. Творившего. Именно с творения "старых" языков и начиналось Средиземье. Вначале действительно было слово!

Всего-то и нужно было Перумову озаботиться, чтобы его тексты обработал хороший художественный редактор.

Примечание Вальрасиана:

Соглашаясь с Митриллиан, добавлю еще одно возражение. Сомнителен сам тезис, на котором строится эта апология Перумова. Обратите внимание - к Ниэнне, Кожеву и Новакович, Барановскому относятся не в пример мягче, чем к Перумову. А ведь они дискутировали с Толкиеном, куда как больше, чем Перумов... Поэтому - не спор с Толкиеном раздражает, а именно мутный поток очевидных ляпсусов, допущенных Н.П.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов