Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички
Gusarskij Klub



























Философская страница

Коллажированный обзор современных философских течений, в контексте элитарного клубного восприятия гиперболически-параболической теории пятой точки в аспекте диалектического противостояния с гипотезой синусоидных экстремумов.

Член-корреспондент мировой академии марксизма-энгельсизма, профессор подпольной кафедры
научного коммунизма ЛГУ, доктор философских наук А.В. Гегелян

         Гусары!
         Прошло почти полтора десятка лет, как отбушевали клубные страсти на философском дристалище. Где теперь все те бравые язычники, умудренные практики-шеисты, не смирившиеся созерцатели бля-будисты, яркие индивидуальности похуфигисты и многие-многие другие, озарявшие клубные листы своими цветистыми, можно сказать, петушиными, перьями и криками?
         Все канули в суровую Лету.
         Все были поглощены ненасытной задней оконечностью, которая, как известно, имеет тенденцию неумолимо увеличиваться с годами (в отличие, увы, от передней). И, таким образом, утвердили окончательное торжество самой примитивной разновидности механистического жопианства. Которое ознаменовало собой наступление десятилетия упадка и безверия.
         Однако годы идут. Маятник истории, замерев на этот исторический миг, со свистом рассекая воздух, начал обратное движение. Мы видим возрождение огромного интереса к истории, культуре, литературе и, особенно, философии.
         Вот молодые ребята, так называемые "гопники"(по-видимому, это означает энергичных представителей класса угнетенных, не имеющих классического гимназического образования) рассуждают о серьёзных вопросах гностицизма и экзистенциализма.
         Славные ребята!
         В вузы пришли новые, обожающие свой предмет преподаватели. Они с легкостью находят общий язык с представителями разных культур и даже... субкультур.
         Конечно, студиозусы отвечают им взаимностью.
         Ниже привожу весьма показательный ролик с чудесным, умненьким мальчиком, рэпером Сявой.
         А ведь философия, скажу я Вам - тяжкий труд! Надо быть в курсе всех событий, происходящих в мире, что требует постоянных ночных походов по Интернету, заглянуть, перелопатить каждую страницу, дать ей оценку и привести ее в качестве примера. Это не просто и отнимает уйму времени и сил.
         Но процесс идет!
         Даже такой харизматичный деятель культуры, как Шнур, посвящает свободное время изучению одной из древнейших философий:
         Ибо, как говорят в народе:
         Думать не вредно, но трудно.
         Говорить то, что думаешь, не трудно, но больно.
         Подумать о том, что сказал, не больно, но поздно.
         (См. первоисточник)
         Философы постарше - полны пессимизьма. Они утверждают о неотвратимости уничтожения более развитых цивилизаций быстро плодящимися варварами. И единственный вывод, который можно сделать из их многомудрых речей, таков:
         Хочешь выжить в современном мире? Уподобься лицом и телом, одеждой и манерами, речью своей и запахом - диким варварам с Востока.
         А в остальном, где-то глубоко в душе, можешь оставаться мягким и интеллигентным человеком. Главное, чтобы этого никто не видел. Вот и непревзойденный маэстро смысложизненных раскопок, господин Лойтман, утверждает, что, как ни крутись, а жисть своё возьмёт! Посему, хочешь хорошо жить - настраивайся на максимум!
         (Но всем говори, что скромный).




         Многое можно еще рассказать о чудесах современной философии, но надобно и совесть знать.
         Посему позвольте обзор закончить, а всем гусарам пожелать дальнейших подвигов.

         И напоследок перескажу пленивший меня философский анекдот, который как нельзя лучше резюмирует всё вышеизложенное:
         Профессор философии, стоя перед своим классом, достал трехлитровую стеклянную банку и наполнил ее камнями, каждый не менее пяти сантиметров в диаметре.
         После этого он спросил студентов:
          - Полна ли банка?
          - Да, полна, - ответили студенты.
          Тогда он достал пакет зеленого горошка и высыпал его в банку, немного потряс ее. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Еще раз профессор спросил студентов:
          - Полна ли банка?
          - Да, полна, - ответили студенты.
         Тогда он вытащил из стола коробку с песком и высыпал его в банку. Естественно, песок полностью занял существующее свободное место и всё закрыл. Еще раз профессор спросил студентов:
          - Полна ли банка?
          - Да, и на этот раз однозначно, она полна! - хором закричали студенты.
         Тогда из стола он вытащил еще две банки пива и вылил в большую банку, размачивая песок, всё, до последней капли.
         Студенты смеялись.
          - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь.
         Камни - это важнейшие вещи в вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется.
         Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
         Песок - это всё остальное, мелочи.
         Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остастся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни. Определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
         Профессор уже собирался убрать банку, как одна студентка подняла руку и спросила:
          - А какое же значение имеет пиво?
         Профессор улыбнулся.
          - Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что,
как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.


Философия и юмор

Л.Н. Столович


         Поводом для написания этой статьи стало издание на русском языке книги Педро Гонсалеса Калеро "Философия с шуткой". В ней философия, связанная с шуткой и юмором, рассматривается в процессе ее истории. Автор не стремится теоретически осмыслить поднятый им материал философского юмора. В данной статье содержится попытка его классифицировать.
         Человек - это не только Homo Sapiens (Человек Разумный), но и Animal ridens (смеющееся животное). Вл. Соловьев, начиная в Москве 14 января 1875 г. свой курс по истории греческой философии на Высших женских курсах, говорил: "Я определяю человека как животное смеющееся... Человек рассматривает факт, а если этот факт не соответствует его идеальным представлениям, он смеется. В этой же характеристической особенности лежит корень поэзии и метафизики" [Мочульский 1995, 94] В одном из своих стихотворений русский философ писал:
         Шутки, связанные с философией как таковой, можно разделить на два разряда:
          - обыватель смеется над философией и - философия высмеивает обывателя.
         Насмешливое, ироническое отношение к самим философам и философии с позиции обыденного сознания, "здравого смысла" сформулировано в одном из афоризмов Козьмы Пруткова:
         "Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею" [Козьма Прутков 1953, 143].
          Классическим примером этого является известная легенда о том, как Фалес, засмотревшись на звезды, угодил в колодец и был "припечатан" словами служанки (хорошенькой и белозубой, по Платону, и старухой, по Диогену Лаэртскому):
          - "Гляди-ка, себе под ноги не смотрит, а всё надеется разглядеть что-то на небе!" [Калеро 2010, 17].
         Пренебрежительное отношение к философии и ее представителям пробралось в сам язык, когда говорят: "Ну, зафилософствовал!". Вспомним грибоедовского Фамусова: "Пофилософствуй - ум вскружится".
         Но и философы не оставались в долгу: "Когда ученики спросили Кратета, до каких пор будет существовать философия, тот ответил: до тех пор, пока ослам будут нужны погонщики" [Калеро 2010, 54].
         "Как-то раз, когда Зенон в очередной раз взялся доказывать, что движения не существует, Антисфен (по другой версии - Диоген) принялся ходить вокруг него. Зенон не выдержал:
         - Сделай милость, прекрати, постой спокойно хоть минутку!
         - Ах, вот оно как! А кто с пеной у рта доказывал, что движения нет? - торжествовал Антисфен" [Калеро 2010, 22].
         Этот реальной или легендарной эпизод наглядного опровержения философии элеатов запечатлел и Пушкин:

         Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
         Другой смолчал и стал пред ним ходить.
         Сильнее бы не мог он возразить;
         Хвалили все ответ замысловатый.

         Пушкин дополняет его антитезой:

         Но, господа, забавный случай сей
         Другой пример на память мне приводит:
         Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
         Однако ж прав упрямый Галилей!

         [Пушкин, 1981, с.57].

         Британский философ XX в. Джордж Эдвард Мур, пламенный защитник реализма и здравого смысла, говорил, что для познания реального мира довольно протянуть руку. Вспомним в этой связи анонимную английскую эпиграмму "Про одного философа" в переводе С. Маршака:


         "Мир, - учил он, - мое представление!"
         А когда ему в стул под сидение
         Сын булавку воткнул,
         Он вскричал: "Караул!
         Как ужасно мое представление!"

         [Маршак, 1969, с.96]

         "В 1946 году Карла Поппера пригласили прочесть лекцию в Кембриджском научно-этическом обществе. На лекции присутствовали Витгенштейн и Рассел. Тогда-то и состоялась историческая дискуссия Поппера и Витгенштейна.
         По версии самого Поппера (есть и другие - все они изложены в книге Дэвида Дж. Эдмондса и Джона А. Эйдиноу "Кочерга Витгенштейна"), Витгенштейн самым невежливым образом перебил докладчика, но Поппер не обратил на него внимания и продолжал лекцию. Тогда разъяренный Витгенштейн схватил каминную кочергу и, сжимая ее, закричал:
         - Ну, назовите мне хоть одну исконную философскую проблему!
         Поппер принялся перечислять: проблема познания, проблема вероятности, проблема вечности, проблема этики...
         Витгенштейн, убежденный, что этика не может быть предметом рационального дискурса, подскочил к Попперу и, угрожающе размахивая кочергой, прорычал:
         - Этика? Ну-ка, сформулируйте хоть один этический закон!
         И Поппер с блеском обернул ситуацию в свою пользу:
         - Не следует угрожать лектору кочергой.
[Калеро, 2010, с.201-202].

         Философия - сфера абстрактных понятий, но даже философам там бывает душно, и они обращаются к конкретно-чувственным образам, чтобы нагляднее представить свои мысли и концепции, притом подчас не без юмора.
         Юмор в философии выражается, прежде всего, через остроумие. Афоризмы, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, каламбуры - это литературные формы остроумия, различные виды юмора в философии. Правда, остроумие не всегда носит комический характер. В научном мышлении и техническом творчестве остроумные решения могут быть некомическими, хотя комическое и некомическое остроумие характеризуются некоторыми общими признаками. По словам исследователя, "к любой задаче можно подойти с разных сторон. И лишь неожиданное, оригинальное и в то же время простое решение называют остроумным. Остроумие в данном случае не сопровождается смехом, но несомненно вызывает эстетическое наслаждение".

(По материалам журнала "Вопросы философии")
Полный текст статьи












Реклама в Интернет